Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:05, реферат
Политика - это один из основополагающих аспектов человеческого существования, одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек в той или иной форме или степени имеет дело с политикой, будь то в каком-либо государственном учреждении, предприятии, общественной организации, школе, церкви, разного рода клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д. Сами понятия "политика" и "политическое" характеризуются крайней многозначностью. Например, говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы и, как отмечал М. Вебер, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Поэтому очевидно, что выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу. Особенно возрастают роль и значение политики в переломные исторические периоды, когда радикальной трансформации подвергаются сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки, ориентации и т.д. Именно такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время наша страна. Очевидно, что для ее духовного и интеллектуального возрождения особую актуальность приобретают переосмысление и перестройка всей системы социальных и гуманитарных наук, среди которых достойное место занимает политология, изучающая мир политического.
Введение
1. Сущность и понятие политической культуры
2. Структура политической культуры
3. Типологизация политической культуры
Заключение
Список использованных источников
С учетом приведенной выше типологизаций политических систем можно выделить следующие крупные типы, или модели, политической культуры: органическая, либерально-демократическая и смешанная. В рамках органического типа можно вычленить различные варианты авторитарной, тоталитарной, традиционной политических культур и субкультур. При всех расхождениях общим для них является господство коллективистских, групповых, общинных ценностей, приоритета публичного над частным, прав и свобод группы, коллектива над индивидуальными правами и соответственно подчинение личности коллективу. Для носителей данного типа политической культуры характерны повышенные ожидания от государства, преувеличение его роли в жизни общества, зачастую доходящее до его мифологизации и даже обожествления.
Государство рассматривается как единый организм, в котором различные институты, организации, группы, отдельные люди играют подчиненную роль. В сфере взаимоотношений индивида и государства, правителей и управляемых преобладающие позиции часто занимают отношения патрон - клиент. Государство и его руководители оцениваются массой населения по их способности проявлять и реализовывать "отеческую" заботу о своих подданных. Имеет место та или иная степень персонализации политики и самого государства, когда последние отождествляются с личностями конкретных государственных деятелей, вождей, фюреров, "отцов нации" и т.д. Важное место (с существенными оговорками применительно к тоталитарной политической культуре) занимают традиция, обычай, норма. В наиболее жесткой форме некоторые важнейшие элементы данного типа проявились при тоталитарной системе с ее жестким подчинением всех сфер жизни всемогущему государству.
В большей степени данный
тип распространен в
Либерально-демократический
тип характеризуется
Приверженцы либерально-демократической
модели политической культуры оценивают
право, правовую систему как гарант
индивидуальной свободы выбора по собственному
усмотрению морально-этических ценностей,
сферы и рода деятельности. Они
считают, что закон призван
Эти и другие сущностные характеристики
либерально-демократического типа политической
культуры, который характерен прежде
всего для индустриально
Между этими двумя типами располагается целый спектр всевозможных национальных, региональных или иных вариантов и разновидностей политической культуры. Что касается предлагаемых Алмондом и его коллегами критериев, таких, как харизма фрагментарность, коллективизм, традиционность, индивидуализм, гомогенность, конфликт, консенсус и т.д., то их в тех или иных сочетаниях можно обнаружить почти во всех типах политической культуры. Их сочетание, интенсивность и значимость варьируются от модели к модели и в их рамках от одной национальной разновидности к другой. С этой точки зрения в современном мире, особенно с окончанием холодной войны и крахом тоталитарных систем, во многих случаях мы имеем дело со смешанными типами политической культуры. Например, если о чистом тоталитарном тине можно было говорить применительно к фашистской Италии и нацистской Германии 30-х годов, а также СССР примерно до 70-х годов, то в настоящее время речь может идти лишь о его остаточных элементах и явлениях у нас в стране и других постсоветских государствах, а также Китае. Существенные авторитарные и традиционалистские пласты можно обнаружить в России, Китае, Японии, Испании и т.д. Поэтому предлагаемые модели политической культуры нужно понимать в смысле веберовских идеальных типов. Отсюда то разнообразие, сложность и многослойность, которые в рамках одной и той же модели обнаруживаются в конкретных национально-страновых реальностях.
Подводя итоги проделанной работы необходимо отметить, что, несмотря на очевидную значимость политической культуры для понимания мира политического и довольно большое количество как западных, так и отечественных исследователей, касающихся данного вопроса, однозначно и четко сформулировать определение политической культуры очень и очень сложно. Политическая культура отдельной страны обычно формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.
Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.
Политическая культура - это
культура политического мышления и
политической деятельности, а также
степень цивилизованности характера
и способов функционирования политических
институтов, организации всей политической
жизни в обществе. Политическая культура
представляет собой совокупность ценностей,
установок, убеждений, ориентаций и
выражающих их символов, которые являются
общепринятыми и служат упорядочению
политического опыта и
При этом важно отметить: политическая культура - явление динамичное, развивающееся, постоянно обогащающееся в своём содержании и формах, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно-техническая или иная революция.
1
Соловьев, А.И. Политология:
2
Гаджиев, К.С. Размышления о
политической культуре
3
Гаджиев, К.С. Введение в
4
Алмонд, Г., Верба, С. Гражданская
культура и стабильность
5
Вебер, М. Избранные
6
Гуревич, А.Я. Категории
7 Каменская, Г.В., Родионов А.М. Политические системы современности / Г.В. Каменская, А.М. Родионов. М.: Онега, 1994. - 287 с.
8
Новгородцев, П.И. Об
9 Джунусов, А.И. Политическая культура: концептуальные аспекты / А.И. Джунусов // Социально-политический журнал. - 1994. - №11-12. - С.59-83.
10
Житенев, В.С. Политическая