Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:50, контрольная работа
Изучение политического сознания вплотную приводит нас к более широкой проблеме – политической культуре. Эта категория обобщенно характеризует политику, как особую, самостоятельную сферу общественной деятельности с ее качественной стороны. Политическая культура синтезирует в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей в сфере властных отношений и управления общественными людьми.
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Поэтому её изучение ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и функционируют прежде всего в политических сообществах, как компоненты политической реальности.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.Понятие политической культуры. Субкультура и контркультура
Изучение политического
сознания вплотную приводит нас к
более широкой проблеме – политической
культуре. Эта категория обобщенно
характеризует политику, как особую,
самостоятельную сферу
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Поэтому её изучение ограничено объяснением только тех культурных явлений, которые формируются и функционируют прежде всего в политических сообществах, как компоненты политической реальности.
Политическая культура начала формироваться вместе с возникновением политической жизни, политики. Значительное внимание проблемам политической культуры, в частности, уделили уже мыслители Древнего мира. Однако, термин «политическая культура» появился значительно позже. В научный оборот он был введен в XVIII веке видным немецким философом И. Гердером. Позднее это понятие стали использовать многие мыслители, представляющие самые разные направления социально-политической мысли.
В научной литературе политическая культура чаще всего определяется как совокупность, ориентации, ценностей, верований, установок. Первым такое определение политической культуры дали американские социологи Г. Алмоиди, С. Верба. Они «определили политическую культуру как совокупность психологических ориентаций людей по отношению к политическим субъектам. По их мнению. Политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении в отношении политических объектов среди представителей данной нации». Подобное определение дают и некоторые отечественные исследователи. «особенность политической культуры заключается в том, - пишет, например, К.С. Гаджиев, - что она представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности в мире политики, всей политической жизни, законах и правилах их функционирования». (Политология. Курс лекций: Учебное пособие. – М., 1993).
Английские политологи Р. Карр и М. Бернстейн определили политическую культуру «как» установочную и поведенческую матрицу, в пределах которой расположена политическая система», как «способ политического поведения социальной группы и природу политических верований и ценностей ее членов».
С какой из указанных точек зрения согласиться? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к реальной действительности. Эта действительность свидетельствует, что, с одной стороны, представления о политической жизни, политике, политической власти, политических организациях и институтах люди получают в процессе политической деятельности политического поведения. Знания, полученные ими в ходе этой деятельности и проведенные на практике, превращаются в убеждения, в определенные системы политических ценностей. В ходе этой деятельности у людей формируется тот или иной взгляд на политический мир. С другой стороны, реальная действительность свидетельствует, что политической деятельностью, как отдельные люди, так и их различные общности занимаются, руководствуясь имеющимися у них представлениями, знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями. На основе имеющихся представлений, знаний люди формируют те или иные образцы поведения.
Реальная действительность свидетельствует, что политическую культуру, как и любой другой вид культуры, нельзя представить ни как только совокупность элементов создания, ни как «способ политического поведения». Поэтому надо согласиться с авторами, которые придерживаются третьей точки зрения. «Любая культура – есть органическое единство элементов сознания и реального поведения. Политическая культура представляет собой качественную характеристику всей политической жизни, поэтому её (культуру) нельзя сводить к отдельным, хотя и очень важным явлениям этой сферы общественной жизни…». Эту точку зрения обосновывают в своих работах также Е.М. Бабосов, Г.А. Белов, Н.М. Кейзеров и другие ученые.
Политическая культура – это, с одной стороны, созданный и накопленный человечеством в процессе общественно-исторической практики, политический опыт, зафиксированный в обычаях, традициях, идеях, представлениях, оценках, установках, а с другой стороны, - качественно определенный уровень деятельности по производству и производству политической жизни.
Политическая культура – явление развивающееся. Она развивается вместе со своими носителями – различными социальными общностями.
Политические культуры представляю собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентаций, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Политическая субкультура – совокупность политических ориентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.
Г. Алмонд подразделяет субкультуры на вертикальные – субкультуры «масс» и «элит» и горизонтальные – религиозные, региональные и этнические. Вычленение горизонтальных политических субкультур может осуществляться по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, социально-этническим, религиозным, демографическим и др.
Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов и так далее. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше, нежели других регионах. В некоторых промышленных регионах население предпочитает высокоактивные протестные формы участия – демонстрации, забастовки и тому подобное, иногда социально неприемлемые.
Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, стремлением к политической самостоятельности.
Социально-экономические
субкультуры обусловлены
Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.
Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не только религиозная, сколько политическая идеология.
Некоторые особенности свойственны политической субкультуре женщин. В литературе отмечается, в частности такое распространенное явление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, что обуславливается рядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин, меньшая по сравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движения.
Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в транзитных обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных странах.
Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также образовательными, половозрастными и другими признаками.
Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. Основная функция молодежи состоит в том, что она своего рода резерв, выступающий на переднем плане, для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию. Поведение молодежи является в определенной мере «распредмеченным» слепком с конкретного общества.
Становление современной молодежи сопровождается:
- усилением состояния
тревоги, связанной с
- утратой привычной среды
и благоприятного социума,
- преобладанием «дорыночного» менталитета, отвергающего самостоятельность, предприимчивость;
- процессом маргинализации
молодежи, что вызывает такие
негативные явления, как
- актуализация социокультурной
антитезы «мы» - «они», что в
силу специфики возраста
Отсюда для молодежной
субкультуры характерно преобладание
нонконформизма, радикализма, культа силы,
что дезориентирует молодежь и приводит
к растерянности, пессимизму и способствует
росту агрессивности, экстремизма,
шовинизма, криминальности, в то время
как для представителей старшим
поколений наибольшими
«Контркультура» определяется
как форма организации
Контркультура как форма политического действия появилась тогда, когда сами понятия «политики» и «культуры», а также представления о том, что за разницей в политическом поведении стоят именно культурные различия, а не, скажем, генетические, получают широкое распространение. Первые примеры применения этой стратегии дотируются концом XVIII – началом XIX веков. Их носителем были европейские националистические движения, переживавшие свой расцвет в эпоху романтизма. Именно благодаря широкому распространению основного тезиса националистической идеологии, гласящего, что границы политических систем должны совпадать с границами культур, а их свойства определяться свойствами этих культур, возникает символическая стратегия, подрывающая легитимность политической системы с помощью указания на неаутентичность ее культурных оснований.
Первые контркультуры
были этническими и обосновывали,
главным образом, права народа, входивших
в состав многонациональных империй,
на политическую автономию. Эта подлинного
расцвета культур наступила уже
после второй мировой войны, когда
произошло окончательное