Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:29, контрольная работа
Понятие, основные принципы, виды, характерные черты политических режимов
Общая характеристика тоталитарного / авторитарного политических режимов.
Демократия.
Основные теории демократии.
Кроме этого
гарантией роста демократизации
политического режима современной
России являются свобода слова и
печати, наличие реальной многопартийности
и политической оппозиции; выборность
органов государственной власти, включая
депутатов, глав городов и регионов, Президента;
изменяющийся менталитет россиян.
Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое – еще не кануло в Лету. Но идеал политического развития заявлен;
это –
демократизм и правовое государство.
Чем политический
режим в России отличается от политических
режимов в других странах?
Политический режим современной России сродни системам США и Франции. Для таких режимов характерны: сильная исполнительная власть (особенно институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания – парламента (верхняя па
лата –
Сенат – состоит из выбираемых
в регионах глав местной
Определенной альтернативой президентским республикам служат парламентские режимы партократического типа в Чехии, Канаде, Италии, где законодательный орган в лице победившего большинства выбирает премьер-министра или президента.
Несколько
особняком стоит политический
режим Швейцарии, сочетающий черты
парламентской республики и непосредственной
плебисцитарной демократии.
Необходимо
заметить, что в современной России
политический режим еще окончательно
не оформился. Иное и трудно себе представить
в стране, переживающей переходный
период поливалентного реформирования.
Существующий ныне в России политический
режим во многом соответствует интересам
находящейся у руля экономического и политического
управления политической элиты и финансово-промышленной
олигархии.
Является ли
Россия демократическим государством?
С формально-правовой
точки зрения Россия, согласно Конституции,
является демократическим федеративным
правовым государством с республиканской
формой правления. Человек, его права
и свободы объявлены высшей ценностью,
гарантировать которую обязывается государство.
Единственным источником власти объявлен
народ, который на референдумах и выборах
изъявляет свою волю.
По Конституции
Российская Федерация – социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
В государстве охраняются труд и здоровье
людей, устанавливается минимальный размер
оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства. В 137 статьях Конституции можно
найти нормы, которыми удовлетворилась
бы любая развитая демократия.
Однако в
России до сих пор практически
все процессы, начиная от экономики
и заканчивая социальной сферой, замкнуты
на государстве. Это приводит к тому,
что вся жизнь россиян зависит
от непосредственной деятельности властных
структур. Преодолеть патерналистский
характер государства в России пока не
удается. Таким образом, государственные
структуры продолжают выполнять функции
не демократического, а дистрибутивного,
перераспределительного характера. Поэтому
реальная деятельность государства в
России значительно отличается от той
законодательной основы, которая существует
как норма. Это приводит к тому, что многие
демократические понятия, на которые опираются
конституционные нормы, являются символами
и метафорами и в зависимости от ситуации
интерпретируются субъектами политического
процесса в своих корпоративных интересах.
Например, мало кто в России знает, что собой представляют по содержанию такие понятия из словаря демократии, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека», «гарантии социальной защиты», «единство экономического пространства», «местное самоуправление», «прямое действие Конституции», «гарантия прав и свобод согласно нормам международного
права»
и т.д.
Реформы в России
проводятся под руководством нового демократического
правительства. Но очевидно, что практически
все изменения в настоящее время противоречат
интересам широких слоев населения, поскольку
в обмен на возможные перспективы в будущем
они в который раз подвергаются лишениям
в настоящем. Политическая машина действует
в интересах новой элиты, поскольку для
страны она еще ничего не сделала, кроме
фарисейской благотворительности и обеспечения
населения импортными товарами, на покупку
которых у основной массы населения нет
достаточного количества средств.
В Конституции
записано, что Россия – социальное
государство, стремящееся к обеспечению
достойной жизни и
Практическое
состояние дел свидетельствует о том,
что демократия в России носит формальный
характер, она не выражает и не может выражать
интересов большинства населения, как
это происходит в условиях западной демократии.
Так будет продолжаться до тех пор, пока
в России не возникнет гражданское общество,
являющееся гарантом демократии.
Это означает,
что Россия представляет собой иное
государство, нежели провозглашенное
в Конституции. Какое именно –
сказать трудно, поскольку нет
достаточного идеологического осознания
реальности. Но подобное состояние России
с неизбежностью будет приводить к противоречию
между формальными правовыми демократическими
основаниями и реальной действительностью.
Это противоречие воспроизводит социальную
раздвоенность, свойственную тоталитаризму,
состояние нелегитимности, теневых отношений
и иных отрицательных явлений, которые
не позволяют осуществлять демократическое
реформирование на деле.
В современной
России переход к демократическому
политическому режиму происходит в
сложных условиях, которые создают
основу для усиления тенденций к формированию
авторитарной модели построения политической
системы. Этому способствует кризис в
экономике, радикализация оппозиции, которая
дестабилизирует политическую обстановку.
Проблема демократизации в нашем обществе
затруднена в связи с многонациональным
характером государства, движениями за
установление суверенных национальных
единиц. Значительная опасность для демократии
в России представлена людьми, находящимися
в оппозиции к прошлому тоталитарному
режиму, но не являющимися сторонниками
демократии. Идеалом этих людей является
авторитаризм. Поэтому, анализируя современную
обстановку в России, отечественные политологи
отмечают, что в России возможен переход
к иной, чем на Западе, форме демократии
– нелиберальной.
Функционирующая
в России общественно-политическая система
во многом не отвечает общепринятым критериям
демократии. Аналитики характеризуют
эту систему терминами «авторитарная
демократия», «режимная система», связывая
ее возникновение со слабостью государства
и незрелостью гражданского общества.
Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на данном этапе не имеет эффективной политической структуры.
Такой режим
политологи называют гибридным
или переходным. Обладая признаками
демократии, он еще не является
демократическим.
Россия получила
в наследство правление коммунистической
партии и ограниченную автономию
в составе Советского государства.
В результате сложилась ситуация, когда
в государственных структурах выражаются
интересы не партий, а социально-экономических
групп, имеющих непосредственный доступ
к политической власти.
Среди основных
проявлений современного политического
режима в России нужно выделить следующие
особенности:
гипертрофия
властных прерогатив президента за счет
ограничения полномочий других институтов,
которая приводит к тому, что президент
зачастую не может эффективно осуществлять
свои полномочия;
номинальность
разделения властей – законодательной
и исполнительной, центральной и региональной,
приводящая к их борьбе за влияние на политические,
экономические, социальные и иные ресурсы
власти;
неэффективность
государства как основного
сочетание форм
авторитарно-олигархического
фактическая
подконтрольность правительства только
президенту и его полная зависимость
от политической конъюнктуры, а
не от результатов деятельности, в
результате чего происходит кадровая
чехарда, порой не связанная с качеством
работы правительства;
множественность
режимов (частичное соблюдение демократических
процедур на федеральном уровне и
авторитаризм в ряде регионов);
концентрация
власти в руках узкого круга лиц
из номенклатуры и новоявленных собственников,
разбогатевших нелигитимными методами,
имевшая место в основном в 1990-х годах,
но сохраняющаяся и в настоящее время,
что приводит к использованию криминальных
методов государственно-управленческой
и хозяйственной деятельности;
значительное
развитие неформальных властных отношений,
формирование элитарного корпоративизма
вместо плюралистической демократии;
малочисленность
и организационная слабость партий,
лишенных социальной базы и неспособных
эффективно выполнять основную функцию
– посредника между властью и обществом;
широкие масштабы
лоббистской деятельности, не регулируемой
законодательными актами и неподконтрольной
обществу; неразвитость системы местного
самоуправления, зависимого от региональных
элит;
отсутствие
в обществе единых идейно-ценностной
и нормативной систем, которые
позволяли бы гражданам ориентировать
свое поведение.
Для усиления
в России демократических тенденций
необходимо проведение реформ, имеющих
положительный результат для
большинства людей.
Следует отметить,
что наряду с тенденцией к авторитаризму
и олигархизации власти действует
и противоположная тенденция –
укоренения в общественном сознании
общедемократических ценностей. По
данным Института социологического
анализа, от 67 до 98% населения разделяют
ценности, нехарактерные для традиционной
этатистской политической культуры России:
свобода необходима российским гражданам
не меньше, чем людям Запада; жизнь человека
является самой большой ценностью; закон
обязателен для каждого – от президента
до простого человека; частная собственность
священна и неприкосновенна; государство
тем сильнее, чем выше благосостояние
населения.
Ввиду неэффективности
российской власти растет число сторонников
внесения в Конституцию таких
изменений, которые позволяли бы реформировать
политическую систему путем перераспределения
полномочий в пользу Государственной
Думы, правительства и премьера. Независимо
от политических ориентаций многие из
них выступают за предоставление парламентскому
большинству права формирования правительства
и контроля за его деятельностью.
В отсутствие
массового среднего класса, влиятельных
самостоятельных партий и независимого
от власти местного самоуправления перспективы
демократической трансформации
авторитарно-олигархической системы во
многом зависят от двух факторов: от наличия
в самой правящей элите влиятельных групп,
заинтересованных в демократизации страны,
и от воздействия такого нового феномена,
как формирующееся «гражданское общество».