Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:29, контрольная работа
Понятие, основные принципы, виды, характерные черты политических режимов
Общая характеристика тоталитарного / авторитарного политических режимов.
Демократия.
Основные теории демократии.
Понятие "демократия"
происходит от греческого слова "demos",
означающего "народ". В демократических
странах именно народ обладает суверенной
властью над законодателем и
правительством.
Несмотря на
то, что в этом отношении в демократических
государствах имеются различные нюансы,
определенные принципы и практические
подходы отличают демократическое правление
от других форм государственной власти.
Демократия является
формой правления, при которой все
граждане участвуют в управлении государством
и принимают на себя ответственность перед
обществом либо непосредственно, либо
через своих свободно избираемых представителей.
Демократия представляет
собой совокупность принципов и
практических мер, защищающих свободу
человека. Демократия - это институционализация
(введение в законные рамки) свободы.
Демократия основана
на принципах волеизъявления большинства
в сочетании с правами личности
и меньшинств. Все государства
с демократической формой правления,
уважая волю большинства, ревностно защищают
основные права отдельных людей и групп,
составляющих меньшинство.
Демократические
государства оберегают членов общества
от всевластия центральных правительств
и осуществляют процесс децентрализации
государственной власти, делегируя
часть полномочий на региональный и местный
уровень. При этом государства с демократической
формой правления отдают себе отчет в
том, что местные органы власти должны
в максимально возможной степени быть
доступными народу и откликаться на его
нужды и чаяния.
Демократические
государства понимают, что одной
из их основных функций является защита
таких основных прав человека, как
свобода слова и
Государства с
демократической формой правления
регулярно проводят свободные и
справедливые выборы, право участия
в которых предоставляется всем
гражданам. Выборы в демократическом
обществе не могут быть лишь ширмой, за
которой скрываются диктаторы или одна
единственная партия, а представляют собой
подлинные соперничества за завоевание
поддержки народа.
Демократия требует
от государственных органов
Демократические
государства отличаются разнообразием,
отражая уникальную политическую, общественную
и культурную жизнь каждой страны.
Государства с
демократической формой правления
основываются на основополагающих принципах,
а не на единообразной практике.
В условиях демократии граждане не
только имеют права, но и берут
на себя обязательство участия в
политической системе, которая в свою
очередь защищает права и свободы этих
граждан.
Демократические
общества привержены таким принципам
как проявление терпимости, налаживание
сотрудничества и достижение компромисса.
Демократические государства
1.1. Эволюция
значения и термина «
Самый сложный
и многозначный по формам реализации
тип политического режима - демократия.
Уже семь столетий, начиная с 1260 г.,
когда это слово было впервые
употреблено в переводе аристотелевской
«Политики», и до настоящего времени,
не смолкают споры о значении термина
«демократия».
Возникнув в
античности и обозначая «власть
народа» (от греческих слов demos - «народ»
и kratos - «власть»), термин «демократия»
стал самым распространенным в политической
науке. Однако массовое использование
термина не оставило за ним определенного
однозначного содержания. До сих пор в
политологии не выработаны общепринятые
представления, позволяющие сформулировать
четкое определение демократии. Различные
авторы акцентируют внимание на отдельных
составляющих демократии, например, на
власти большинства, на ее ограничении
и контроле над ней, на основных правах
граждан, на правовой и социальной государственности,
наконец, на разделении властей, всеобщих
выборах, гласности, конкуренции различных
мнений и позиций, плюрализме, равенстве,
соучастии и т. д.
Соответственно
демократия интерпретируется в
нескольких смыслах: во-первых, расширительно,
как общественная система,
Эволюция
значения термина «демократия»
происходила одновременно с
Новый этап в
развитии концепции демократии начинается
с Великой Французской революции, когда
демократия стала рассматриваться как
направление общественной мысли, которое
формирует цели социально-политического
движения, отвергающего монархию и элитарность.
Становление концепции демократии связано
с потребностью обоснования нового характера
отношений между правителями и подданными,
вызванного появлением институтов гражданского
общества, а также требований автономии
и социального равенства индивидов.
Однако негативное
отношение к демократии не было преодолено
даже в ХVIII в. Это объясняется тем, что
идеальная модель демократии как повседневного
и непосредственного участия в управлении
всех граждан в больших политических образованиях,
подобных национальным государствам (а
не маленьким городам-полисам), практически
невозможна. Первоначальный смысл демократии
трансформировался, приспосабливаясь
к новым потребностям жизни. На процесс
трансформации оказывали влияние культура
конкретного общества, политические и
исторические традиции, демократический
опыт. Первоначальный смысл демократии
как народовластия существенно расходился
с многообразием практических форм ее
реализации, что и привносило известную
путаницу в понимание данного термина.
Различия
в интерпретации демократии, как
и различия в механизмах ее реализации
в конкретных обществах, обусловлены отсутствием
единства методологических принципов
ее анализа. В первом случае, с точки зрения
нормативного подхода, формируется идеальная
модель демократического правления, соответствующая
ментальности населения, его представлениям
о справедливом правлении. Однако реальные
условия приспосабливают идеальную модель
демократического правления к запросам
практики. Во втором случае, с позиций
эмпирически-описательного подхода, демократия
оказывается совокупностью принципов,
процедур и политических структур, которые
обнаружили свою эффективность в реализации
общественных и индивидуальных потребностей
и целей.
Различные
теории демократии исходят
1.2. Основные
трактовки демократии.
На протяжении
веков опыт становления и развития
демократических порядков в различных
странах анализировался в философско-теоретическом
плане, кроме того, исследователи давали
эмпирическое описание ее разнообразных
практик. При этом нередко отображение
практического опыта тех или иных государств
превращалось в создание нормативных
моделей демократического устройства.
Сегодня в политической мысли сложился
не один десяток авторитетных теоретических
представлений об этой форме организации
власти. Однако, несмотря на разнообразие
имеющихся теоретических трактовок демократии,
все они, в конечном счете, могут быть сведены
к двум наиболее общим интерпретациям
природы.
Так, сторонники,
условно говоря, «ценностного» подхода,
при всех их идеологических разногласиях,
рассматривают демократию как политическую
конструкцию, призванную воплотить
во власти совокупность совершенно определенных
идеалов и принципов, т.е. тех высших
ценностей, которые и выражают ее социальный
смысл и предназначение. К этой группе,
прежде всего, относятся авторы трактовки
демократии как системы народовластия,
что вполне соответствует ее этимологии
(греч. demos — народ, cratos — власть). Наиболее
емко и кратко суть такого понимания демократии
выразил А. Линкольн, обозначив ее как
«власть народа, власть для народа, власть
посредством самого народа». Исходя из
идеи народного суверенитета, приверженцы
такого подхода расценивали демократию
как форму власти народа над самими собой,
т.е. по сути дела сближали ее с понятием
общественного самоуправления.
Еще в Древней
Греции в качестве ценностных
предустановок,
К сторонникам
ценностного подхода относятся
и приверженцы философии Ж.Ж.
Руссо, понимавшие демократию как
форму выражения всевластия суверенного
народа, который как политическое целое
отрицает значение индивидуальных прав
личности и предполагает исключительно
прямые формы народного волеизъявления,
так как любое представительство интересов
и граждан уничтожает народный суверенитет.
Марксисты также исповедовали ценности
коллективистской демократии (идентитарной);
они опирались на идею отчуждения прав
индивида в пользу коллектива, но при этом
делали упор на классовых ценностях пролетариата,
которые, по их мнению, выражали интересы
всех трудящихся и обусловливали построение
«социалистической» демократии.
Характерно,
что такого рода идеи, приведшие
на практике к установлению
коллективистских диктатур, по своей
природе не отличаются от
Сторонникам
такого предзаданного
Одним из
первых такое понимание