Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:29, контрольная работа
Понятие, основные принципы, виды, характерные черты политических режимов
Общая характеристика тоталитарного / авторитарного политических режимов.
Демократия.
Основные теории демократии.
Каждая из рассмотренных
моделей демократии имеет свои достоинства
и недостатки. Как политический режим
демократия менее всего подходит для
радикального решения стратегических
проблем, поскольку требует постоянного
согласования интересов, проработки различных
общественных альтернатив, толерантности
и т. д. Обращая внимание на сложность подобных
процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия
- очень плохая форма правления, но, к сожалению,
не придумало пока ничего лучшего».
Демократия, как
сложная форма взаимоотношений
власти и граждан, представляется уязвимой
в изменяющихся условиях, но
достаточно эффективной
в высокоорганизованных, плюралистических
и стабильных обществах.
С середины 70-х годов с развертыванием революционных движений в странах Южной Европы — Греции, Испании и Португалии — против господствующих там диктаторских режимов возникла своего рода волна демократического движения, прокатившаяся как будто через всю планету, включая и черную Африку. В 80-х годах наметилась тенденция к отступлению авторитарных и диктаторских режимов в различных регионах земного шара. Период конца 80-х—начала 90-х годов, совпавший с окончанием холодной войны и биполярного миропорядка, ознаменовался дальнейшей экспансией демократической политической системы, демократических институтов, ценностей, установок и норм. Впечатляющие изменения произошли в странах Латинской Америки. Поистине гигантским прорывом в этом направлении стал крах советского блока и реализация антитолитарных революций в Восточной Европе и на пространстве бывшего Советского Союза.
Феномен экспансии демократии
Обращение бывших коммунистических стран к Западу убедило многих в том, что на смену тоталитарным и авторитарным режимам повсюду приходит демократия, расширение и консолидация демократии стали господствующей и долговременной тенденцией мирового развития. Для обозначения вновь появившихся режимов даже был изобретен специальный термин: новые демократии.
На африканском континенте буквально за несколько лет после 1989 г. господствовавшие там авторитарные или однопартийные режимы вступили в полосу глубокого кризиса и, казалось, демократия добилась внушительных успехов. В течение 1991-1992 гг. во многих африканских странах (Бенине, Буркина-Фасо, Камеруне, Капо-Верде, Конго, Кот-д'Ивуаре, Джибути, Мадагаскаре, Мавритании, Намибии, Нигере, Замбии, Гамбии, Гвинее, Кении, Сенегале) были проведены выборы на многопартийной основе. Хотя, надо признать, что в ряде стран, например в Мадагаскаре, Анголе и Кении, законность и честность выборов были поставлены под сомнение, а в некоторых странах господствовавшие ранее партии сумели сохранить власть и политический контроль. На Филиппинах, Тайване, в Южной Корее, Пакистане и Бангладеш на смену авторитарным режимам пришли демократически избранные органы власти. Аналогичные сдвиги произошли в арабских странах — Йемене и Иордании, а также в Албании, Монголии и Непале. Подытоживая эти факты, организация «Фридом Хаус», публикующая результаты ежегодного анализа состояния свободы в мире, зафиксировала, что если в 1972 г. в мире насчитывалось 42 свободные страны, то в 1991 г. их число возросло до 75.
В свете подобных фактов уже в 1989 г. появилась нашумевшая в тот момент статья Ф.Фукуямы, который провозгласил окончательную победу западной либеральной демократии во всемирном масштабе и объявил о «конце истории».
Так ли это? Поиск ответа не этот вопрос поднимает массу кардинальных проблем современного мирового развития, каждая из которых требует самостоятельного исследования. В их числе затронем лишь одну: сводятся ли процессы, происходящие в экономических, социальных, политических и иных структурах различных регионов и стран современного мира, к вестернизации или механическому перенесению сюда западных институтов, ценностей и идеалов? Являются ли эти процессы показателем полной и окончательной победы Запада и западной цивилизации над остальной ойкуменой и соответственно свидетельством «конца истории»? Или же мы имеем дело с более глубинными и сложными вещами, а не просто с победой одного «изма» над другими?
Из
изложенного выше можно убедиться
в том, что в центре дискуссий и споров
по данной проблематике стоит вопрос об
экспансии демократии и перспективах
ее утверждения во всемирном масштабе.
Именно на этой теме концентрируется внимание
в предлагаемых ниже рассуждениях.
Одной из стран,
находящихся на пути перехода от одного
политического режима (тоталитарного)
к другому (демократическому), является
Россия. Наша страна пошла по пути быстрой
политической и экономической реализации
западной либеральной модели демократии,
по пути так называемой шоковой терапии.
Однако в России не было характерных для
Запада многолетних традиций рыночной
экономики и индивидуалистической культуры,
советское общество отличалось от западных
демократий почти тотальной милитаризацией,
суперцентрализацией и сверхмонополизацией
экономики, ее неприспособленностью к
какой-либо конкуренции; преобладанием
в народном сознании коллективистских
ценностей, полиэтническим составом населения,
отсутствием массовых демократических
движений, способных сформировать альтернативную
номенклатуре политическую элиту, и т.д.
В результате мы переживаем трудные времена:
либеральная модель демократизации привела
к политической анархии, к подрыву мотивации
производительного труда, резкому росту
цен и падению уровня жизни населения.
Очевидно, что для России оптимальная
модель политического и хозяйственного
реформирования может быть найдена лишь
на пути тщательного учета собственной
специфики и мирового опыта, проведения
активной политики в целях формирования
более динамичного и гуманного общества.
Сложившийся
в последние годы в России политический
режим вряд ли можно в чистом виде
отнести к какой-то одной модели,
политический строй в нашей стране отягощен
признаками нескольких предыдущих политических
режимов.
1. Сохранившиеся
традиции тоталитаризма в
Сложность реформирования
тоталитарной организации труда
в России заключается в том, что
для его осуществления
В свое время
эту проблему пришлось решать большевикам,
когда Ленин выдвинул тезис: высокая
производительность труда за счет энтузиазма
наемных работников и бедноты, которые
теперь трудятся не на капиталистов, а
на себя! Закончилось все тоталитаризмом,
который и явился источником «энтузиазма»
масс на практике.
Вместе с
тем в современной России поставлена
задача преодоления наследия тоталитаризма.
Наивная надежда на чудодейственность
частной собственности или рыночных механизмов
быстро развеялась. Национально-государственная
идеология опирается лишь на фантомы политического
характера. Исполнительная власть заполняет
вакуум событиями текущей политики, сменой
кадров и обещаниями. Законодательная
власть и оппозиция критикуют исполнительную
власть, а политические программы и предвыборные
обещания превратились в официозную политическую
«риторику», о которой после выборов никто
не вспоминает.
Как это увязать
с преодолением тоталитаризма? Следует
учитывать, что для России тоталитарная
власть в XX в. представлялась в массовом
сознании естественным явлением. И до
сих пор определенная часть населения
России воспринимает тоталитарную власть
как норму. Вместе с тем в России появилось
множество свидетельств отличия нынешней
политики от тоталитарной. Нет единой,
навязываемой всем и жестко контролируемой
идеологии, существует многопартийность,
государство не вмешивается в личную жизнь
граждан, осуществимы многие свободы,
есть гласность.
В то же время
власть еще больше отделилась от народа,
нежели при тоталитаризме. Многие противоречия,
возникшие еще в эпоху
2. С другой
стороны, налицо черты
В результате
складывающийся демократический политический
режим несет на себе четкие отпечатки
экономической и политической олигархизации,
что свидетельствует об усилении
авторитарных тенденций в государстве.
Как изменился
политический режим в России за последние
годы?
На основании
принятой в 1993 г. новой Конституции
в России сложилась президентская
республика с действующим двухпалатным
парламентом – Федеральным Собранием,
состоящим из Совета Федерации и Государственной
Думы. Верхняя палата Федерального Собрания
– Совет Федерации – включает в свой состав
представителей администраций и законодательных
органов власти регионов. В Государственную
Думу баллотируются депутаты по смешанной
(пропорциональной и мажоритарной) избирательной
системе. В силу этого политический режим
современной России может быть охарактеризован
как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими
чертами и элементами политического корпоративизма.
Вообще авторитарность заложена в традициях
российского общества. В современных условиях
тоска по «сильной руке» усиливается ходом
и направленностью реформ, за которые
подавляющему большинству населения приходится
платить слишком большую цену. В результате
реформ в стране образовался огромный
разрыв между богатыми и бедными, что при
отсутствии стабилизирующего «среднего
класса» ведет к росту авторитарных настроений.
В результате
не всегда продуманной политики приватизации
значительная часть государственной
собственности оказалась в руках малочисленных,
но могущественных финансово-промышленных
групп, монополизирующих к тому же масс-медиа
и распространяющих свое влияние на политику
исполнительной и законодательной ветвей
власти. Тем самым эти «империи» превращают
существующий режим в корпоративно-олигархический.
Усиление авторитарных
тенденций в политическом режиме
России обусловлено принятой в 1993 г.
Конституцией, в которой перераспределение
полномочий явно смещено в сторону
исполнительной власти, и особенно Президента.
Реальных рычагов воздействия на его политику
у других ветвей власти нет.
Усилению авторитарных
тенденций способствуют и такие
факторы, как перманентный рост преступности;
природные катаклизмы; этнорегиональные
конфликты; военные столкновения; нестабильность
ситуации внутри правящих элит.
Надо отметить,
что тенденции к авторитаризму
усиливаются, когда перед обществом
стоят качественно новые
ресурсов.
Возможно ли
усиление в России демократических тенденций?
В перспективе возможно, в случае успеха
реформ, их продуманного и массового характера.
Здоровый государственный консерватизм,
помноженный на гражданский консенсус,
– это те ценности, приоритет которых
для современной России безусловен в плане
демократизации ее политического режима.