Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Понятие, основные принципы, виды, характерные черты политических режимов
Общая характеристика тоталитарного / авторитарного политических режимов.
Демократия.
Основные теории демократии.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 210.50 Кб (Скачать)
  1. Общая характеристика тоталитарного / авторитарного политических режимов.

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид. 

Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми  сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии. 

Признаки тоталитаризма: 

— тотальный  государственный контроль над обществом; 

— всеобщая монополизация  и централизация власти в руках господствующего меньшинства; 

— система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами; 

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни; 

— господство единственной правящей массовой партии, которая  является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством; 

— идеологизация  общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии; 

— унификация и  регламентация политической, общественной и духовной жизни; 

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей; 

— ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном  виде, например, в СССР идея «единого советского народа»). 

В зависимости  от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. 
 

Авторитарный  режим

Основная статья: Авторитаризм 

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических  режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

авторитаризм, как  социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству  или его лидерам.

авторитаризм, как  социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям. 

Политический  режим, соответствующий принципам  авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся: 

  • Военно-бюрократический  режим
 

военно-бюрократический  режим авторитаризма обычно возникает  в виде военной диктатуры, но в  дальнейшем политическом развитии все  большую роль начинают играть разного  рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику; 

  • Корпоративный авторитаризм
 

корпоративный авторитаризм устанавливается в  обществах с вполне развитым экономическим  и социальным плюрализмом, где корпоративное  представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов; 

  • Дототалитарный  авторитаризм
 

дототалитарный  авторитаризм — режим, устанавливаемый  на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в  успехе этого процесса;

  • Постколониальный авторитаризм
 

постколониальный  авторитаризм в виде однопартийных  мобилизационных режимов возникает  после обретения бывшими колониями  независимости, создается снизу  в обществах с низким уровнем  экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей; 

  • Расовая, или этническая, квазидемократия
 

Это тип авторитаризма, где политический процесс можно  было бы назвать демократическим, поскольку  к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида; 

  • Султанисткий  режим
 

султанистский режим можно рассматривать как  предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов  является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей  власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д. 

  1. Демократия.

Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. 

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. 
 

Перечислим характерные  черты демократического режима. 

Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать честными. 

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство «рождается» из выборов  на определенный, ограниченный срок. Для  развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента в них – военный переворот, а не

 выборы. 

Демократия защищает права отдельных личностей и  меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие  демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства. 

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для  выражения своей воли, свобода  мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве. 

В зависимости  от того, как народ участвует в  управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную. 

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел. 

Важным каналом  участия граждан в осуществлении  власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией  состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. 

Третьей, наиболее распространенной в современном  обществе формой политического участия  является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. 

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"