Федеральное государственное образовательное 
бюджетное учреждение высшего профессионального 
образования
«Финансовый Университет при 
Правительстве Российской Федерации»
Кировский филиал
 
 
 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине:  «Политологии» 
Тема №12
 
 
       Студентка                                          
Романова Алена Александровна
       Факультет                                          
Экономический
       Специальность                                 
Финансы и кредиты
       Образование                                      
Первое высшее
       Номер личного 
дела:                        
100.11/130061
Преподаватель:                                 
Печенкин А.А.
 
 
 
Киров 2014г.
Тема 12 Политические партии 
и движения.
  1. Понятие, признаки 
и функции политической партии. Основные 
типы политических 
партий. Политические партии и политические 
движения. 
  - Ответ:
 
Политическая партия (от лат. партис - 
часть чего-либо) - это организованная 
группа единомышленников, представляющая 
интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию 
путем завоевания государственной власти 
или участия в ее осуществлении.
Политические партии в их современном 
понимании возникли сравнительно недавно 
- в XIX в. Наиболее ярко партийное влияние 
и противостояние выразились в это время в Англии и в США. Позднее, 
к началу XX в., политические партии стали 
все больше отражать и отстаивать интересы 
уже не столько отдельных индивидов, сколько 
определенных слоев населения, классов 
и других социальных групп.
Политические партии существенно отличаются от внешне похожих 
на них других политических объединений 
(союзов, движений и тому подобное) по ряду 
специфических признаков.
Признаки политической партии 
заключаются в следующем:
1. Основная цель деятельности - 
завоевание и осуществление политической власти в обществе.
2. Наличие детально разработанной 
политической программы и устава 
партии.
3. Наличие организационной структуры 
в центре и на местах.
4. Активное участие в выборных 
кампаниях.
Сила политической партии во многом определяется их организованностью, соединением 
усилий их членов. В силу этого обстоятельства 
они способны гораздо в большей степени, 
чем отдельные индивиды или другие общественные 
группы, влиять на политику и общественное 
мнение. Путем своего представительства 
в структурах власти партии более эффективно 
решают вопросы реализации политических 
интересов представляемой ими политической 
общности и соответствующих социальных 
групп [9, с. 205-206].
Структура политической партии включает 
три уровня: блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов 
партии поддержкой во время избирательной 
компании; принадлежность к данной группе 
основывается больше на декларируемой 
приверженности, чем на официальной вовлеченности 
в партийную организацию); официальная 
партийная организация; партия в системе 
правления (должностные лица в государственном 
аппарате, которые получили посты в силу 
принадлежности к соответствующей партии: 
президенты, губернаторы, члены парламента).
Многообразие исторических и социокультурных 
условий развитых стран привело к возникновению 
партийных структур, отличающихся друг 
от друга строением, функционированием 
и характером деятельности.
Выделяют различные виды партий:
1. По социальному признаку - в 
зависимости от того, какие социальные 
слои представляет данная партия. При этом может быть 
четко выраженная ориентация на определенный 
социальный слой. Встречаются также межклассовые 
и смешанные партии, представляющие более 
широкие слои различных социальных общностей. 
В результате возникают партии: буржуазные 
(также мелко- и среднебуржуазные), крестьянские, 
рабочие, партии служащих и другие. Как 
правило, политические партии декларируют 
свои особые интересы как благоприятные 
для всего общества и его слоев.
2. По идейному (идеологическому) признаку 
различают консервативные, либеральные, социалистические, 
коммунистические, националистические, 
клерикальные (религиозные) и другие партии.
3.По организационной структуре 
(классификацию французского социолога 
Мориса Дюверже) выделяют:
  - Кадровые партии - характеризуются значительной внутрипартийной свободой, 
  отсутствием фиксированного членства. 
  Местные комитеты, состоящие из активистов, 
  не стремятся к расширению собственных 
  рядов. Их деятельность направлена главным 
  образом на выяснение мнений и ожиданий 
  избирателей, подбор кандидатов во власть. Как правило, 
  активность таких партий ограничена периодом 
  предвыборной борьбы.
 
  - Массовые партии - имеют жесткое фиксированное 
  членство, уплату членских взносов. Они 
  проводят постоянную организационную 
  и идеологическую работу. Им свойственна высокая партийная дисциплина. 
  Фракции таких партий в парламентах весьма 
  зависимы от решений высших партийных 
  органов. Организационная основа массовых 
  партий - первичные организации (ячейки). 
  Во многом внутренняя организация и работа 
  таких партий отражает их понимание необходимости устройства 
  жизни общества.
 
4. Традиционно также деление 
политических сил, в том числе 
партий, в зависимости от их 
ориентации и методов достижения 
целей на так называемые «левые» 
и «правые». Согласно классической 
терминологии, левые партии, как 
правило, исповедуют социалистические, 
коммунистические ценности и соответственно 
радикально-революционные методы их достижения. 
Правые партии в основном ориентируются 
на консервативные буржуазные ценности, 
стабильность политической системы, отрицание 
коммунистических идеалов и революционных 
методов переустройства общества. 
Между этими двумя плюсами политических 
сил находится весьма обширный и разнородный 
по составу так называемый политический 
центр. Как правило, это умеренные политические 
силы, не стремящиеся к резким изменениям 
в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные 
пути развития в целях улучшения благосостояния 
общества и его членов. Компромисс, сотрудничество, 
попытка максимального учета различных 
общественных интересов - стержень их 
повседневной политики.
          5. По 
отношению к существующему режиму различают 
партии правящие и оппозиционные:
  - Правящими считаются партии, которые 
  победили на выборах и (главное) сформировали 
  правительство. Правящая партия (или партийная 
  коалиция нескольких партий, объединившихся 
  в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в 
  том случае даже победа на выборах не обеспечивает 
  ведущей политической партии статуса 
  правящей. Главный признак правящей партии 
  - возможность самостоятельного формирования 
  правительства.
 
  
      - Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности 
      влиять на формирование правительства 
      и находятся в очевидной оппозиции к политике 
      действующего правительства. Их сверхзадача 
      - завоевание власти на следующих выборах 
      и смена существующего правительства. 
      Для этого ими активно используются критика существующего 
      правительства за его ошибки, жестокий 
      контроль за действиями властей, проверяемых 
      на соответствие конституции и законам, 
      предложения обществу альтернативных 
      проектов развития страны [10, с. 206-208].
 
Существует масса классификаций функций политических 
партий. Достаточно удобно их рассматривать, 
разделив на три большие группы:
1. Функции, отражающие связующую 
роль партий и государства:
  - Аккумулирование и агрегирование политических 
  интересов граждан (их интересов, связанных с властью). Партии призваны 
  отражать интересы крупных общественных 
  групп.
 
Политический интерес - это внешняя форма 
интересов человека в целом. В основе интересов 
лежат потребности - порожденное объективной 
необходимостью стремление людей обеспечить или улучшить условия существования. 
Потребности бывают разные: материальные 
и духовные, реальные и невозможные, личные 
и коллективные. Политический интерес 
является формой осознания и выражения 
объективной потребности. Он выступает 
побудительным мотивом деятельности по 
поводу власти. Однако одну и ту же объективную 
потребность можно выразить в разных интересах. 
Роль партий тут - обобщение потребностей 
и формулирование интересов, их символизация. 
От этого зависит поддержка партии - какие 
интересы она сумеет отразить и насколько 
сумеет убедить людей, что она отражает 
именно их интересы. Собственно, под аккумулированием 
интересов понимается объединение близких 
интересов различных людей, под агрегированием 
- их обобщение, превращение в конкретные 
политические требования.
  - Из функции агрегирования интересов 
  напрямую вытекает функция идеологическая. 
  Под политической идеологией понимается 
  социально значимая, теоретически оформленная 
  система идей, в которой отражаются интересы 
  определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных 
  отношений. Любая идеология активно использует 
  стереотипы. Стереотип - это распространенные 
  с помощью языка или образа устойчивые 
  представления о фактах действительности, 
  приводящие к весьма упрощенным и преувеличенным 
  оценкам и суждениям. Стереотипы необходимы 
  человеку по двум причинам:
 
- склонность людей к упрощенному 
мышлению. Ни один человек не 
может прожить без «автоматизмов» 
в восприятии и мышлении - обдумывать 
заново каждую ситуацию у него 
не хватит ни психических сил, ни времени;
- стремление выразить абстрактные 
понятия в конкретных образах, 
то есть увязывание неопределенных 
категорий (социализм, коммунизм) с 
конкретными явлениями (бесплатное 
здравоохранение, низкие цены).
Партия предоставляет человеку идеологию 
- удобную целостную схему объяснения 
реальности (политической, экономической 
и так далее), обозначенные в этой схеме 
интересы человека, механизмы решения 
проблем.
  - Тем самым партии выполняют еще одну 
  важную функцию - функцию политической 
  ориентации общества. Понятно, что характер настроений во многом зависит от объективных обстоятельств. Питирим Сорокин в работе «Голод и идеология общества» проводил зависимость между кривой питания общества и радикальными настроениями. Однако роль того, каким образом партии будут отражать общественные потребности 
  и в какое русло направлять эмоции, тоже 
  нельзя преуменьшать.
 
  - Представительство политических интересов. 
  Современные демократии - это представительные 
  демократии. Прямая демократия ушла в 
  прошлое, оставив современникам лишь элементы ее (в виде референдумов, 
  плебисцитов). Потому политические партии 
  представляют интересы социальных групп 
  в органах власти. Причем, с учетом того, 
  что пропорциональная система представительства 
  гораздо более распространена, чем мажоритарная 
  (когда депутатов выбирают не по партийным 
  спискам, а по округам), эта функция является 
  одной из основных.
 
  - Приобретение и формирование власти 
  (собственно политическая функция). Представители 
  политических партий осуществляют политическое 
  управление.
 
  - Политическая организация граждан. Сюда же относится 
  организация действий, на которые реагирует 
  власть (митинги, демонстрации). Партии 
  придают определенную форму недовольству 
  людей, направляют его на конкретные социально-политические 
  действия.
 
  - Политическая социализация. Политическая социализация - это процесс 
  политического становления личности, 
  вхождения человека в политику, его подготовки 
  и включения его во властные отношения. 
  То есть она включает два аспекта:
 
  - формирование политического мировоззрения 
  (политических ориентаций, приверженности определенным 
  стереотипам);
 
  - приобретение навыков политического 
  участия.
 
Процесс политической социализации начинается 
с раннего детства и продолжается на протяжении 
всей жизни человека. В ней активно участвуют 
самые разные институты: семья, школа, государство и так далее. 
Роль политических партий тут тоже является 
немаловажной.
  - Интеграция общества. Партии пытаются 
  сплотить население для борьбы с конкурентами. 
  Однако они выполняют и функцию дезинтеграции. 
  Здесь важно наличие в обществе базового консенсуса, то есть согласия по важнейшим вопросам. А также позиция партий. По-хорошему, партии не должны стремиться сделать функцию дезинтеграции главной.
 
  - Легитимация власти. Легитимность власти 
  - законность власти в глазах народа. Это 
  понятие не связано с реальным соответствием законодательству. 
  Власть может быть законной, но нелегитимной. 
  Пример: правление Бориса Годунова, Василия 
  Шуйского. Вроде бы все в порядке: избрали, 
  признали, однако у народа оставалось 
  ощущение «неправильности» такой власти. Или незаконной, но легитимной (признаваемой). 
  Такой поддержкой пользовался, к примеру, 
  Е. Пугачев. Таким образом, партия выступает 
  как мост между обществом и государством 
  [5 с 135].
 
  
  - Вторая группа функций - собственно 
  политические функции партий.
 
  - Выявление соотношения сил в обществе из соотношения 
  позиций партий.
 
  - Разработка и принятие политических 
  решений. Осуществление политического 
  курса общества. Этим занимаются партийные 
  фракции в Парламенте, представители партий 
  в Правительстве. В парламентских республиках и конституционных монархиях 
  Правительство формируется из представителей 
  победившей партии. (К примеру, в Японии 
  и Великобритании все члены Правительства 
  обязаны быть депутатами Парламента).
 
  - Кадровая функция. Внутри партий существует 
  своя иерархия, структура, принципы отбора на руководящие должности, формы партийного обучения, система рекрутирования партийной элиты. Партии же осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах.
 
  - Контроль за исполнением государственных 
  программ. В первую очередь, осуществляется через парламентскую фракцию.
 
  - Координация и согласование действий 
  с другими участниками политического 
  процесса (партии, блоки).
 
  - Корректировка политического курса на 
  основе механизма обратной связи (реакция 
  на изменения в обществе).
 
  - Защита политической системы от общества 
  (недовольство последнего направляется 
  на партии или персоны, а не на саму государственную 
  машину) и так далее список, безусловно, 
  можно продолжить.