Контрольная работа по «Политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие, признаки и функции политической партии. Основные
типы политических партий. Политические партии и политические
движения.
2. Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России.
3. Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США и одной из европейских стран (например, Франции, Италии, ФРГ или др.).

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»

Кировский филиал

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:  «Политологии» 
Тема №12

 

 

       Студентка                                          Романова Алена Александровна

       Факультет                                          Экономический

       Специальность                                 Финансы и кредиты

       Образование                                      Первое высшее

       Номер личного  дела:                        100.11/130061

Преподаватель:                                 Печенкин А.А.

 

 

 

Киров 2014г.

Тема 12 Политические партии и движения.

  1. Понятие, признаки и функции политической партии. Основные

типы политических партий. Политические партии и политические

движения.

  1. Ответ:

Политическая партия (от лат. партис - часть чего-либо) - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Политические партии в их современном понимании возникли сравнительно недавно - в XIX в. Наиболее ярко партийное влияние и противостояние выразились в это время в Англии и в США. Позднее, к началу XX в., политические партии стали все больше отражать и отстаивать интересы уже не столько отдельных индивидов, сколько определенных слоев населения, классов и других социальных групп.

Политические партии существенно отличаются от внешне похожих на них других политических объединений (союзов, движений и тому подобное) по ряду специфических признаков.

Признаки политической партии заключаются в следующем:

1. Основная цель деятельности - завоевание и осуществление политической власти в обществе.

2. Наличие детально разработанной  политической программы и устава  партии.

3. Наличие организационной структуры  в центре и на местах.

4. Активное участие в выборных  кампаниях.

Сила политической партии во многом определяется их организованностью, соединением усилий их членов. В силу этого обстоятельства они способны гораздо в большей степени, чем отдельные индивиды или другие общественные группы, влиять на политику и общественное мнение. Путем своего представительства в структурах власти партии более эффективно решают вопросы реализации политических интересов представляемой ими политической общности и соответствующих социальных групп [9, с. 205-206].

Структура политической партии включает три уровня: блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой во время избирательной компании; принадлежность к данной группе основывается больше на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию); официальная партийная организация; партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента).

Многообразие исторических и социокультурных условий развитых стран привело к возникновению партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функционированием и характером деятельности.

Выделяют различные виды партий:

1. По социальному признаку - в  зависимости от того, какие социальные  слои представляет данная партия. При этом может быть четко выраженная ориентация на определенный социальный слой. Встречаются также межклассовые и смешанные партии, представляющие более широкие слои различных социальных общностей. В результате возникают партии: буржуазные (также мелко- и среднебуржуазные), крестьянские, рабочие, партии служащих и другие. Как правило, политические партии декларируют свои особые интересы как благоприятные для всего общества и его слоев.

2. По идейному (идеологическому) признаку  различают консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, клерикальные (религиозные) и другие партии.

3.По организационной структуре (классификацию французского социолога  Мориса Дюверже) выделяют:

  • Кадровые партии - характеризуются значительной внутрипартийной свободой, отсутствием фиксированного членства. Местные комитеты, состоящие из активистов, не стремятся к расширению собственных рядов. Их деятельность направлена главным образом на выяснение мнений и ожиданий избирателей, подбор кандидатов во власть. Как правило, активность таких партий ограничена периодом предвыборной борьбы.
  • Массовые партии - имеют жесткое фиксированное членство, уплату членских взносов. Они проводят постоянную организационную и идеологическую работу. Им свойственна высокая партийная дисциплина. Фракции таких партий в парламентах весьма зависимы от решений высших партийных органов. Организационная основа массовых партий - первичные организации (ячейки). Во многом внутренняя организация и работа таких партий отражает их понимание необходимости устройства жизни общества.

4. Традиционно также деление  политических сил, в том числе  партий, в зависимости от их  ориентации и методов достижения  целей на так называемые «левые»  и «правые». Согласно классической  терминологии, левые партии, как  правило, исповедуют социалистические, коммунистические ценности и соответственно радикально-революционные методы их достижения. Правые партии в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и революционных методов переустройства общества.

Между этими двумя плюсами политических сил находится весьма обширный и разнородный по составу так называемый политический центр. Как правило, это умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях улучшения благосостояния общества и его членов. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов - стержень их повседневной политики.

          5. По  отношению к существующему режиму различают партии правящие и оппозиционные:

  • Правящими считаются партии, которые победили на выборах и (главное) сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в том случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правящей. Главный признак правящей партии - возможность самостоятельного формирования правительства.
      • Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к политике действующего правительства. Их сверхзадача - завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, жестокий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны [10, с. 206-208].

Существует масса классификаций функций политических партий. Достаточно удобно их рассматривать, разделив на три большие группы:

1. Функции, отражающие связующую  роль партий и государства:

  • Аккумулирование и агрегирование политических интересов граждан (их интересов, связанных с властью). Партии призваны отражать интересы крупных общественных групп.

Политический интерес - это внешняя форма интересов человека в целом. В основе интересов лежат потребности - порожденное объективной необходимостью стремление людей обеспечить или улучшить условия существования. Потребности бывают разные: материальные и духовные, реальные и невозможные, личные и коллективные. Политический интерес является формой осознания и выражения объективной потребности. Он выступает побудительным мотивом деятельности по поводу власти. Однако одну и ту же объективную потребность можно выразить в разных интересах. Роль партий тут - обобщение потребностей и формулирование интересов, их символизация. От этого зависит поддержка партии - какие интересы она сумеет отразить и насколько сумеет убедить людей, что она отражает именно их интересы. Собственно, под аккумулированием интересов понимается объединение близких интересов различных людей, под агрегированием - их обобщение, превращение в конкретные политические требования.

  • Из функции агрегирования интересов напрямую вытекает функция идеологическая. Под политической идеологией понимается социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Любая идеология активно использует стереотипы. Стереотип - это распространенные с помощью языка или образа устойчивые представления о фактах действительности, приводящие к весьма упрощенным и преувеличенным оценкам и суждениям. Стереотипы необходимы человеку по двум причинам:

- склонность людей к упрощенному  мышлению. Ни один человек не  может прожить без «автоматизмов»  в восприятии и мышлении - обдумывать  заново каждую ситуацию у него  не хватит ни психических сил, ни времени;

- стремление выразить абстрактные  понятия в конкретных образах, то есть увязывание неопределенных  категорий (социализм, коммунизм) с  конкретными явлениями (бесплатное  здравоохранение, низкие цены).

Партия предоставляет человеку идеологию - удобную целостную схему объяснения реальности (политической, экономической и так далее), обозначенные в этой схеме интересы человека, механизмы решения проблем.

  • Тем самым партии выполняют еще одну важную функцию - функцию политической ориентации общества. Понятно, что характер настроений во многом зависит от объективных обстоятельств. Питирим Сорокин в работе «Голод и идеология общества» проводил зависимость между кривой питания общества и радикальными настроениями. Однако роль того, каким образом партии будут отражать общественные потребности и в какое русло направлять эмоции, тоже нельзя преуменьшать.
  • Представительство политических интересов. Современные демократии - это представительные демократии. Прямая демократия ушла в прошлое, оставив современникам лишь элементы ее (в виде референдумов, плебисцитов). Потому политические партии представляют интересы социальных групп в органах власти. Причем, с учетом того, что пропорциональная система представительства гораздо более распространена, чем мажоритарная (когда депутатов выбирают не по партийным спискам, а по округам), эта функция является одной из основных.
  • Приобретение и формирование власти (собственно политическая функция). Представители политических партий осуществляют политическое управление.
  • Политическая организация граждан. Сюда же относится организация действий, на которые реагирует власть (митинги, демонстрации). Партии придают определенную форму недовольству людей, направляют его на конкретные социально-политические действия.
  • Политическая социализация. Политическая социализация - это процесс политического становления личности, вхождения человека в политику, его подготовки и включения его во властные отношения. То есть она включает два аспекта:
  • формирование политического мировоззрения (политических ориентаций, приверженности определенным стереотипам);
  • приобретение навыков политического участия.

Процесс политической социализации начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. В ней активно участвуют самые разные институты: семья, школа, государство и так далее. Роль политических партий тут тоже является немаловажной.

  • Интеграция общества. Партии пытаются сплотить население для борьбы с конкурентами. Однако они выполняют и функцию дезинтеграции. Здесь важно наличие в обществе базового консенсуса, то есть согласия по важнейшим вопросам. А также позиция партий. По-хорошему, партии не должны стремиться сделать функцию дезинтеграции главной.
  • Легитимация власти. Легитимность власти - законность власти в глазах народа. Это понятие не связано с реальным соответствием законодательству. Власть может быть законной, но нелегитимной. Пример: правление Бориса Годунова, Василия Шуйского. Вроде бы все в порядке: избрали, признали, однако у народа оставалось ощущение «неправильности» такой власти. Или незаконной, но легитимной (признаваемой). Такой поддержкой пользовался, к примеру, Е. Пугачев. Таким образом, партия выступает как мост между обществом и государством [5 с 135].
  1. Вторая группа функций - собственно политические функции партий.
  • Выявление соотношения сил в обществе из соотношения позиций партий.
  • Разработка и принятие политических решений. Осуществление политического курса общества. Этим занимаются партийные фракции в Парламенте, представители партий в Правительстве. В парламентских республиках и конституционных монархиях Правительство формируется из представителей победившей партии. (К примеру, в Японии и Великобритании все члены Правительства обязаны быть депутатами Парламента).
  • Кадровая функция. Внутри партий существует своя иерархия, структура, принципы отбора на руководящие должности, формы партийного обучения, система рекрутирования партийной элиты. Партии же осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах.
  • Контроль за исполнением государственных программ. В первую очередь, осуществляется через парламентскую фракцию.
  • Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса (партии, блоки).
  • Корректировка политического курса на основе механизма обратной связи (реакция на изменения в обществе).
  • Защита политической системы от общества (недовольство последнего направляется на партии или персоны, а не на саму государственную машину) и так далее список, безусловно, можно продолжить.

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»