Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 21:19, контрольная работа
Несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).
Цель данной работы - рассмотреть демократию как теорию и реальность.
Контрольная работа
по дисциплине:
Политология
Выполнил студент 5 курса
Халиуллина С.П.
Специальность 260501 ПФО
Шифр:119
Содержание
Сегодня слово «демократия» является, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей.
Несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).
Цель данной работы - рассмотреть демократию как теорию и реальность.
В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».
Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая вторая трактовка как «формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству». В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.
С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие — третье и четвертое — значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.
В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.
Понятие демократии как народовластия (и другие производные от него трактовки демократии) является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь именно своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в современном мире.
Нормативное понятие демократии имеет как сильную, так и слабую стороны. Его сила состоит в привлекательности содержащихся в нем ценностей, способности увлечь многих людей на практические действия по осуществлению демократического идеала. Слабость же такого определения демократии — в отрыве от действительности, ее идеализации. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударственное, общественное самоуправление. С момента возникновения этого понятия демократия связана с государством, а значит и с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
В самом общем плане демократию можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.
Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.
Демократия, демократическое государство предполагают свободу печати, наличие оппозиции правящему политическому режиму. Они предполагают также контроль со стороны парламента за деятельностью правительства. Должны существовать комитеты или комиссии парламента, призванные анализировать деятельность правительства. Парламент также должен контролироваться объединениями избирателей, отдельными лицами, средствами массовой информации.
Демократия - это правовое государство. Правовое государство должно обеспечить основные права человека и гражданина. Основные права - это права каждого человека как личности. К этим правам - относятся прежде всего право на жизнь, на достойную жизнь. Свобода; свобода каждого отдельного человека, его личная независимость от государства, право на свободное выражение собственного мнения, свобода совести, свобода деловой активности и т.д. и т.п.
Человек должен иметь право свободно и публично высказывать своё суждение по всем вопросам общественной жизни. Если это право не соблюдается, то это значить что в обществе нет условий для формирования независимых мнений. Не правительство, а сами люди должны решать, что истинно и что ложно.
Однако оскорбление действием, мотивированное расовой или религиозной ненавистью, естественно, считается уголовным правонарушением и подлежит наказанию как поступок, нарушающий нормы цивилизованного поведения в обществе.
Гражданское общество и правовое государство утверждают также светское начало, то есть отделение церкви от государства. Противопоставив авторитет Творца авторитету Церкви, обосновав идею равного ничтожества всех перед Богом и возможности равного постижения божественной истины каждым верующим, М. Лютер, Ж. Кальвин и другие основоположники протестантизма подвели почву под отделение церкви от государства. Вера стала личным делом самого верующего. Всё это способствовало формированию идеи свободы совести как одного из основополагающих прав человека и гражданина.
Свобода совести означает, что каждый человек свободен в выборе своей мировоззренческой позиции, причем как религиозной (или безрелигиозной), так и политической.
Однако это не освобождает его от выполнения гражданских обязанностей, в частности, от военной службы.
Вместе с тем, если гражданин отказывается от военной службы по религиозным соображениям, демократическое государство должно предусмотреть замену этой службы на альтернативную гражданскую службу.
Точно также граждане должны обладать свободой собраний, иметь право на создание различного рода объединений. Эти свобода и право предусматривают возможность образования политических партий, равно как и религиозных и других объединений для того, чтобы граждане могли организованно представлять и защищать свои интересы.
Разумеется, что каждый человек имеет право свободного выбора местожительства.
Наконец, все граждане данного государства равны перед законом. Причем, чтобы неимущие граждане не оказались фактически лишенными этого права, они должны иметь возможность получить от государства бесплатную юридическую помощь.
Что касается политических прав, а к ним относятся прежде всего избирательные права: право выбирать и быть избранным в представительные органы власти, как центральные, так и местные, осуществление этих прав также должно быть абсолютно ненарушаемым.
И конечно же, политические права должны быть органично связаны с социальными правами. Если не гарантируются социальные права, то и политические права утрачивают смысл. Общество обязано каждому человеку, каждому гражданину гарантировать свободное и полное развитие его личности. Государство обязано обеспечить гражданину социальную защиту. Оно обязано защищать его право на труд, на свободный выбор профессии, на достойные условия труда, на равную оплату одинакового труда. Зарплата работника должна быть достаточной, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для всей семьи. Общество обязано предоставить человеку право на свободное время и достойный отдых. И конечно же, на образование, на пользование культурными ценностями. Все эти социальные права зафиксированы во «Всеобщей Декларации прав человека», принятой ещё в 1948 году ООН.
Другое дело - как эти права реально обеспечены. В Швеции, например, для этих целей назначается омбудсмен - прокуратор; он имеет право контролировать любой административный акт, вступать в переговоры с любым чиновником, вплоть до министра, если он подозревает нарушение с его стороны основных прав гражданина. Он неприкосновенен.
И самое главное: демократическое государство строится снизу; демократия сильна, когда она - движение народов. Именно потому демократия невозможна без массовых движений, без профессиональных союзов, без политических партий, общественных организаций и объединений. Политические партии, общественные объединения - решающее средство защиты граждан против власти мощных экономических группировок, преследующих свои эгоистические интересы.
Самое главное: демократия требует бдительности и ответственных действий прежде всего от граждан, от всех граждан. То есть она требует от граждан высокой политической культуры.
Все попытки утвердить демократию сверху несостоятельны, обречены на провал. Так было с Веймарской республикой в Германии, она была формально вполне демократической, во всяком случае такой была её Конституция. Но демократии не желали лидеры монополий, военные, её значение не понимали и широкие народные массы. В результате к власти пришёл Гитлер, фашисты.
Демократия, в сущности, - судьба людей, если они хотят жить достойно и свободно. Ибо ее альтернатива - тоталитарное государство, в котором нет граждан, нет свободных людей, есть только повелители и подданные. Но для человека главное - свобода, свобода самоопределения. Человек хочет и должен иметь право на счастье, как он его понимает, конечно, при условии, что он уважает подобное же право других людей. Демократия - это и есть политическое выражение воли человека, народа в целом к самоопределению, их способности быть самими собой.
За демократию несет ответственность каждый человек и все вместе.
Свобода является сущностным элементом демократии, так как свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. 6 января 1941 г. в своем послании Американскому Конгрессу президент Рузвельт сказал о четырех свободах: «Мы хотим жить в мире, основанном на четырех сущностных человеческих свободах. Первая - свобода речи и выражения, - повсюду в мире. Вторая - свобода каждого человека поклоняться Богу, как он считает нужным, - повсюду в мире. Третья - свобода от нужды... во всем мире. Четвертая – свобода от страха... во всем мире».
Некоторые исследователи пытались провести различение между позитивной свободой, или свободой делать (поступать), и негативной свободой, свободой «от». В послании Рузвельта упоминаются две позитивных свободы (свобода говорить и поклоняться) и две негативных свободы (свобода от страха и нужды). Однако различие между свободой делать и свободой «от» не имеет большого значения. Ведь свобода делать и свобода «от» зачастую лишь две стороны одной медали. Так, в социальном или политическом контексте свобода от цензуры означает то же, что свобода говорить и писать то, что считаешь нужным, свобода от преследования за вероисповедание означает то же, что свобода поклоняться, кому считаешь нужным, или не поклоняться вовсе. Таким образом, основное различие между свободой делать и свободой «от» имеет обычно чисто словесный характер.
Категория ответственности рассматривается в двух аспектах - активном (позитивном) и ретроспективном (негативном).
Ответственность в ретроспективном смысле есть ответственность за прошлое поведение, но не за всякое, а лишь за поступки, противоречащие определенным социальным нормам.
Как писал в одной из своих работ Фефелов П.А., специфика негативной ответственности в том, что «она предусматривается социальными нормами». Если нарушаются нормы морали, нормы общественных организаций, то указанная реакция выражается в общественном осуждении. Если нарушаются правовые нормы, то наряду с таким осуждением органы государства применяют принудительные меры (взыскание, наказание).