Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

Оглавление

1. Дайте определения государства: как политической общности и как центрального политического института общества. В чём сходство и различие данных определений?
2. Раскройте взаимосвязь понятий: «политическая идеология», «политическая культура», «политико-идеологическая подсистема политической системы».
3. Раскройте содержание общего политического процесса в современной России. Каковы его особенности?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.62 Кб (Скачать)

Вариант 6

 

  1. Дайте определения государства: как политической общности и как центрального политического института общества. В чём сходство и различие данных определений?
  2. Раскройте взаимосвязь понятий: «политическая идеология», «политическая культура», «политико-идеологическая подсистема политической системы».
  3. Раскройте содержание общего политического процесса в современной России. Каковы его особенности?

       Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)  Дайте определения государства: как политической общности и как центрального политического института общества. В чём сходство и различие данных определений?

 

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и  управление социальными процессами на определенной территории. Государство  является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства  определяется максимальной концентрацией  в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и  решающим образом влиять на социальные изменения.

С момента своего возникновения  государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались  самые разнообразные причины  возникновения и существования  государства: в теологической теории это - Божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в  органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические  факторы; в теории насилия -военно-политические факторы.

В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные.

Возникновение государственности  обусловлено причинами, среди которых  вряд ли можно выделить какую-либо в  качестве главной, определяющей. Государство  возникает, существует и развивается  как результат усложнения социально-экономической  жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов  общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Функции государства - это  основные направления деятельности государства по решению стоящих  перед ним задач. Государство  выполняет ряд функций, которые  отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.   

 Внутренние функции:  экономическая; социальная; организаторская;  правовая; политическая; образовательная;  культурно-воспитательная.   

 Экономическая функция  государства выражается в организации,  координации, регулировании экономических  процессов с помощью налоговой  и кредитной политики, создания  стимулов экономического роста  или осуществления санкций.   

 Социальная функция  состоит в удовлетворении потребностей  людей в работе, жилье, поддержании  здоровья; в предоставлении социальных  гарантий престарелым, инвалидам,  безработным, молодежи; в страховании  жизни, собственности, здоровья.   

 Правовая функция включает  обеспечение правопорядка, установление  правовых норм, которые регулируют  общественные отношения и поведение  граждан, охрану общественного  строя от разрушительных действий  экстремистов.   

 Культурно-воспитательная  функция направлена на создание  условий для удовлетворения культурных  потребностей населения, приобщения  их к достижениям мировой художественной  культуры, возможности самореализации  в творчестве.   

 Политическая функция  государства состоит в обеспечении  политической стабильности, осуществлении  властных полномочий, выработке  политического курса, отвечающего  потребностям и чаяниям широких  слоев населения, или поддержании  политического господства класса-собственника.    

 Экологическая функция.  С помощью законодательства государство  устанавливает правовой режим  рационального природопользования, берет на себя обязательства  перед своими гражданами по  обеспечению здоровой, нормальней  среды обитания.   

 Внешние функции - функции  взаимовыгодного сотрудничества  в экономической, социальной, технологической,  культурной, торговой областях с  другими государствами, функция  защиты от внешних угроз - обороны  страны.

Многие исследователи  трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). И. Кант трактовал государство как  «общество людей, которое само распоряжается  и управляет собой». По мнению Л. Дюги «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором  существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом «политическая власть».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Раскройте взаимосвязь  понятий: «политическая идеология», «политическая культура», «политико-идеологическая  подсистема политической системы».

 

Политическая  идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.

Чтобы облегчить понимание  многообразных политических явлений, люди нередко выдвигают (формируют) сравнительно небольшой комплекс "главных" (базовых) идей, призванных служить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии. Без базовых идеологических установок и позиций ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутой. Как раз в подобные периоды становятся модными призывы к деидеологиза- ции общественно-политической жизни. Происходит это потому, что в такое время в политике эксплуатируются идеи, оторванные от практических проблем общественной жизни, действительных интересов различных социальных слоев. Но это никак не устраняет идеологию из политической жизни, ее место не бывает вакантным, а образовавшийся вакуум мгновенно заполняется другими политическими представлениями. Другое дело, что обыденное сознание не сразу впитывает в себя новую идеологию, поэтому у части граждан может создаться иллюзия отсутствия таковой.

Идеи и идеология играют важную роль в политической жизни  общества. Французские материалисты XIX в., анализируя движущие силы истории, сделали неопровержимый, на их взгляд, вывод: "Идеи правят миром! " Сам термин "идеология" ввел в научный оборот французский философ Дестют де Траси (1754 —1836). В книге "Элементы идеологии" он назвал идеологию "наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления".

Большую роль и значение идей в жизни человека и человечества подчеркивали многие мыслители. К. А. Гельвеций, например, классифицировал их на три вида — полезные, вредные и нейтральные. По мнению Ж. Ж. Руссо, абсолютнейшим авторитетом является для человека то, что вторгается в его внутренний мир, т. е. идеи.

Исключительную роль идеологии  и идеям придавал К. Маркс. Он считал, что если идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой. Маркс доказал неразрывную связь  идей с интересами. «"Идея" неизменно  посрамляла себя, как только она  отдалялась от "интереса"». Этот вывод, когда речь идет об общественно значимых идеях, вряд ли возможно подвергнуть сомнению. Конечно, будучи методологически значимым, данный вывод не объясняет каждую конкретную ситуацию, хотя любые идеи рождаются в головах конкретных индивидов и с большей или меньшей адекватностью отражают интересы данных индивидов. Однако частные интересы неизбежно восходят к более общим — групповым, классовым и общественным, поскольку у людей есть общие, коренные, по сути своей объективные интересы, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, а внутренне противоречивы. Отсюда их подвижность, способность к изменениям. Но противоречивость групповых и общественных интересов ведет не только к их конфликтам, но и к совпадению, вследствие чего становится возможной социальная солидарность.

Анализируя соотношение  интересов и политических идей, нельзя упускать из виду еще одну проблему: чтобы отразиться в политических идеях, интересы, если они являются объективными, должны быть осознаны. Такое  осознание происходит и на уровне психологии (в форме чувств, настроений, эмоций), и на уровне идеологии (в  виде теорий, концепций и т. д.). При  этом эмоциональные процессы составляют тот необходимый фон, на котором формируется и реализуется всякая политическая идея. Но эмоции действуют как слепая сила, если не сливаются в поведении с рациональным освоением действительности. На уровне политической идеологии осознание объективного интереса выражается обычно в намерениях, мотивах, в виде цели его удовлетворения. Интересы служат источником целей, через которые они из объективных превращаются в субъективные. Ведь чтобы интересы были реализованы, они должны быть осознаны и оценены в форме цели: бесцельными действиями жизненные интересы нельзя реализовать. Если же объективный интерес не осознан, то его наличие не ведет автоматически к формированию цели. "Существенно и то, что интересы в своем воздействии на поведение субъекта конкурируют с разделяемыми ценностями. Именно под влиянием ценностей те или иные интересы переплавляются в цели".

Э. Бернштейн утверждал, что  конечная цель — ничто, движение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель недостижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане.

Политическая  культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Структура политической культуры:

– политические представления;

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;

– политическое поведение;

– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной  политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места  в политической жизни общества.

Характерные черты  политической культуры:

а) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;

б) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса, стабильные стороны политического опыта;

в) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

г) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;

д) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

е) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Функции политической культуры:

а) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

б) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

в) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

г) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

д) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

В составе полит системы  общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная  и политико-идеологическая.

Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и  развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования  полит отношений и всей полит  системы.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит  системе любого общества, однако в  конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются  и функционируют в различных  формах. В связи с данным обстоятельством  важно подчеркнуть, что политология  изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"