Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

Оглавление

1. Дайте определения государства: как политической общности и как центрального политического института общества. В чём сходство и различие данных определений?
2. Раскройте взаимосвязь понятий: «политическая идеология», «политическая культура», «политико-идеологическая подсистема политической системы».
3. Раскройте содержание общего политического процесса в современной России. Каковы его особенности?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.62 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

  3) Раскройте содержание общего политического процесса в современной России. Каковы его особенности?

 На политическом поле современной России развивается множество политических процессов. Конечно, наибольший интерес представляет развитие общего политического процесса, приведшее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.

Известно, что по форме  правления СССР был республикой, то есть формально источником власти в стране был народ, который избирал  на определенный срок органы государственной  власти. Однако особенность данной формы правления заключалась  в том, что все ветви власти концентрировались в Советах.

Практически разделения властей  не было. Вторая особенность республиканской  формы правления в СССР заключалась  в руководящей роли Коммунистической партии. Все важнейшие решения  в стране принимались ее высшим руководством. Таким образом, форма правления  в СССР была советским типом государственности, которая отрицала важнейшие принципы правового государства, прежде всего  разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, контроль общества за органами власти, верховенство закона над властью.

Современный политический процесс  в России высокими темпами перевел  в новое состояние ее политическую систему. Это коснулось и формы  правления, и политического режима. Начнем с формы правления. Современная  России, как это подчеркивается в  Конституции страны (статья 1), является республикой. Однако нынешняя республиканская  форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в  стране наполнил ее адекватным ей содержанием. Республиканская форма правления  в современной России обрела сущностью  характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как  путь формирования высшей государственной  власти.

Вместе с тем российская республиканская форма правления  сохраняет ряд черт советской  государственности: государство стремится  остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные  стороны жизни общества, сохраняется  в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих  кадров. Таким образом, нет оснований  говорить о том, что для России характерна завершенная республиканская  форма правления, отвечающая всем основным критериям.

То же самое можно сказать  о состоянии государственного устройства России в части национально-территориального ее деления. В этом отношении общий  политический процесс, развиваясь, породил  много сложностей. Современное федеративное устройство Российского государства  – одна из них. В России среди  субъектов Федерации сейчас есть как национально-государственные  образования (в их числе республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные  единицы (края, области, города). Всего  их – 89. Это больше, чем в какой-либо другой стране. Возможности субъектов  Федерации и в плане природных  ресурсов, и в масштабах промышленного  производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе  разграничения полномочий между  Центром и субъектами федерации  не могут быть одинаковыми. По состоянию  на февраль 1998 г. уже заключено 40 двусторонних соглашений между Центром и субъектами Федерации, которые закрепляют их компетенции.

Развитие общего политического  процесса в России и части смены  формы политического режима также  отличается серьезными подвижками. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии. В качестве переходного он ближе всего к авторитаризму.

Таким образуй можно сделать  вывод: развитие общего политического  процесса в современной России привело  к созданию переходного типа государства устремленного, к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация. Ее суть заключается в том, что усилия государства направлены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ориентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей экономической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и политическое поле страны.

Успешное дальнейшее развитие общего политического процесса России призвано обеспечить:

  1. повышение уровня политического руководства российским обществом;
  2. достижение устойчивости общественных отношений;
  3. интенсификацию деятельности по созданию правового и социального государства;
  4. новые взаимоотношения государства с гражданским обществом;
  5. совершенствование федеративного устройства Российского государства;
  6. эффективные мероприятия по формированию среднего класса;
  7. дальнейшие демократические преобразования в экономической сфере;
  8. развитие политического плюрализма;
  9. проведение эффективной социальной политики;
  10. создание и реализацию четкой геополитической программы развития страны, соблюдения ее национальных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 
1.  Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 
2.  Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2001. 
3.  Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: изд-во «ПРИОР», 2001. 
4.  Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. В.П. Пугачева. - М., 1997. 
5.  Панарин А.С. Политология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. 
6.  Политология. Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Полуниной. - М.: изд. центр «АКАЛИС», 1997.


 



Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"