Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:28, контрольная работа
Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил организаций, выражающих их интересы. В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, её завоевания, организации и использования. Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность.
Введение
1. Понятие политической системы.
2. Структура политической системы: модели Д.Истона и Г.Алмонда
3. Современные классификации политических систем.
4. Реформы политической системы в Российской Федерации: сущность, содержание, проблемы развертывания.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Любое классовое общество политически оформлено, оно имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выявить политическую жизнь из жизни общества в целом, которую можно считать «окружающей средой», и установить наличие связей между ними.
Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил организаций, выражающих их интересы.
В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, её завоевания, организации и использования.
Существенным элементом
В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой.
В современной политологии, в связи
с различными критериями, существует
около двух десятков интерпретаций
понятия «политическая система»
Политическую систему можно определить как совокупность государственных и негосударственных институтов, субъектов политики, осуществляющих власть и управление общественными процессами, регулирующими отношения между различными социальными группами и призванными обеспечивать стабильность и порядок в обществе.
Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ века, что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
Модель политической системы Д.Истона
Основы теории политических систем
были заложены американским политологом
Д. Истоном. Им был разработан взгляд
на политическую систему как на саморегулирующийся
и развивающийся организм. Согласно
его точке зрения, у системы
есть вход, на который извне поступают
импульсы в форме требований. Требования
могут возникать как в
Требования могут возникать и внутри политической системы. Их поддержка со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров.
Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды.
Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой.
От внешней среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка.
Требования могут быть подразделены на несколько видов:
1) касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.);
2) касающиеся регулирования
3) касающиеся коммуникации и информации (например, требования обеспечения свободного и равного доступа к информации и др.).
Поддержка политической системы выражается в:
1) соблюдении законов;
2) участии в политической жизни (например, участие в выборах);
3) лояльном отношении к власти
и внимании к официальной
4) оказании услуг и материальном
финансировании политической
1) регулирование поведения и взаимодействия в обществе;
2) распределение ценностей и услуг;
3) создание законов и норм.
Попадая в политическую систему, требования и поддержка превращаются в политические решения.
Модель политической системы Г.Алмонда
Наиболее последовательным представителем
структурно-функционального
Политическая система, по его мнению, является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизывающая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы.
Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столько анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы.
В своей модели политической системы Г. Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая группы функций макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов.
Первый блок, так называемый 'уровень процесса', связан со 'входом', то есть с воздействием среды на политическую систему.
Во втором блоке, 'уровне системы', происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения.
В завершающем третьем блоке, 'уровне управления', решаются уже последние в данном цикле задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества.
Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.
1. Классификация, исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.
2. Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
Черты тоталитарной политической системы:
- отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
- радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.
Черты авторитарной политической системы:
- использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;
- ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
- централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
- сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.
Черты демократической системы:
- правление большинства;
- свобода критики и оппозиции правительству;
- защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;
- право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.
Правовая система не может остаться неизменной, если в обществе произошли принципиальные изменения его экономического и политического строя (экономической и политической структуры общества), это - с одной стороны. А с другой стороны - невозможно проводить реформирование общества без соответствующего правового инструментария. Правовая реформа в стране, таким образом, касается:
а) пересмотра взгляда на саму природу права на основе концепции различения права и закона (право не должно рассматриваться только как результат и орудие деятельности государственной власти);
б) решения
внутренних задач реформирования права;
в) реформирования
общества посредством права.
Необходимость
проведения правовой реформы в современной
России объективно обусловлена рядом
социальных, политических, экономических
и правовых факторов. Среди них
можно отметить:
а) создание
основ демократической правовой государственности
и соответствующих ей учреждений и институтов
публичной власти;
б) возникновение
и функционирование многопартийной политической
системы;
в) становление
рыночной экономики;
г) потребность
в нормативной базе, соответствующей происходящим
в стране социальным преобразованиям.
Различные проекты по осуществлению политических реформ в Российской Федерации условно следует разделить и классифицировать на два типа - стратегические и тактические.
К стратегическим проектам политических реформ следует отнести реформы направленные на:
1) Разработку и принятие четко
сформулированной идеи, стратегии
национального развития, базирующихся
на определённых