Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:10, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов как понятие и режимность протекания политических процессов, этапы процесса принятия решений, а так же типы политических процессов.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие политического процесса и режимность его протекания;
2) исследовать этапы процесса принятия решений;
3) рассмотреть типы политических процессов;
6) решить задание;
7) сделать выводы по содержанию работы.
Введение....................................................................................................................3
1.Политический процесс: понятие, режимность протекания............................4-6
2.Этапы процесса принятия решений................................................................7-10
3.Типы политических процессов......................................................................11-14
Задание..............................................................................................................................15
Заключение..................................................................................................................16-17
Список использованной литературы и источников....................................................18
Содержание
Введение......................
1.Политический
процесс: понятие, режимность
протекания....................
2.Этапы
процесса принятия решений.......................
3.Типы
политических процессов........
Задание.......................
Заключение....................
Список
использованной литературы и источников..................
Введение
Понятие «процесс» используется во всех общественных науках, разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.
В широком
смысле политические процессы есть формы
политической активности общества. Многообразие
этой активности и тот факт, что
каждый её случай имеет свою причину
и цель, разную степень предсказуемости
результата и другие различия, затрудняют
научные исследования политических
процессов, порождают многообразие
точек зрения по одним и тем
же вопросам. Эта тема является одной
из самых дискуссионных в
Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов как понятие и режимность протекания политических процессов, этапы процесса принятия решений, а так же типы политических процессов.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие политического процесса и режимность его протекания;
2) исследовать этапы процесса принятия решений;
3) рассмотреть типы политических процессов;
6) решить задание;
7) сделать выводы по содержанию работы.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования, а также иные методы.
1.Политический процесс: понятие, режимность протекания.
Политический процесс – одна из центральных категорий политологии. В определении понятия «политический процесс» распространены три основные точки зрения. Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией «политика», а третий подход трактует понятие «политический процесс» как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов.
Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.
В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения в сфере политики. Он раскрывает две формы политического волеизъявления граждан: 1) способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов (участие в выборах, членство в партиях и т.д.); 2) формы принятия и реализации властных решений, осуществляемых лидерами и элитами[1].
Реализация политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами внутри общества и международными политическими процессами.
В совокупности политических процессов выделяются две группы – общие и частные. Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.
Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т.д.[7].
С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания:
1. Режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти (это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов; легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть; конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения).
2. Режим протекания политических процессов – это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно отвечать на новые требования населения и вызовы времени (эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; на этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат).
3. Режим упадка, распада политической целостности (на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни; эта иная по направленности динамика политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти, в результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность)[3].
2.Этапы процесса принятия решений
Любое политическое решение – это
выбор и обоснование
Выработка
политического решения
- Из заявленных
требований определяются
- Анализируются
условия и возможности их
- Формируются
цели (долгосрочные, краткосрочные,
промежуточные, первостепенные
- Вырабатываются
возможные альтернативные
- Выбирается
оптимальный вариант действий
и соответствующие средства, для
чего используются заключения
экспертных советов,
Являясь одним из важнейших этапов политического процесса, принятие решений проходит ряд последовательных действий, каждое из которых выражает определенные фазы, составляющие механизм принятия и реализации политических решений:
1. Анализ проблемной ситуации. Исходным пунктом здесь будет получение сигнала о неудовлетворительных общественных потребностях, возникших проблемах, требующих разрешения. Огромное значение в данном случае принадлежит сбору информации. Завершается анализ проблемной ситуации постановкой проблемы и разъяснением ее с учетом других стоящих перед обществом проблем.
2. Формулирование
решения. Здесь происходит
3. Принятие
решения. В практической
4. Реализация
решения. В современных
5. Контроль за исполнением решения может осуществляться как со стороны властных структур, так и со стороны общества (государственный и народный контроль). Осуществление контроля позволяет оценить правильность решения, выяснить результаты его реализации и определить новые возникающие проблемы.
Рассматривая
механизм принятия решений, всегда следует
помнить о том, что в классово-
Существуют
различные способы принятия пол
1. Насилие
как наиболее эффективное
2. Система
многоступенчатых выборов —