Конституционная модель разделения властей в современной Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является показать сущность, значение принципа разделения властей, показать, как функционирует конституционная модель разделения властей в Республике Беларусь.
Основными задачами курсовой работы является:
1. Раскрыть понятие принципа разделения властей на основе различных теоретических подходов к этому вопросу;
2. Проанализировать правовой опыт реализации принципа разделения властей в современных условиях;
3. Изучить развитие принципа разделения властей в современном белорусском государстве.

Оглавление

Введение
Глава 1 Эволюция теории разделения властей
1.1 Исторические процессы теории разделения властей
1.2 Теоретические учения о теории разделения властей
Глава 2 Современное понимание разделения властей
2.1 Модели разделения властей
2.2 Характеристика моделей разделения властей
Глава 3 Конституционная модель разделения властей в
современной Беларуси
3.1 Роль Конституции в теории разделения властей
3.2 Другие нормативные акты регулирующие принцип разделения властей
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая11 на доработку.docx

— 80.76 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1 Эволюция теории разделения властей 

 1.1 Исторические процессы теории разделения властей

 1.2 Теоретические учения о теории разделения властей

Глава 2 Современное понимание разделения властей 

2.1 Модели разделения властей

2.2 Характеристика моделей  разделения властей

Глава 3 Конституционная модель разделения властей в

современной Беларуси

3.1 Роль Конституции в  теории разделения властей

3.2 Другие нормативные  акты регулирующие принцип разделения  властей

Заключение

Список использованных источников

 

Содержание оформлено не верно. Что вы исправляли?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

В современном мире разделение властей – характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые «ветви власти» - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества. Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека. На этом фоне и велись поиски путей преодоления тенденций такого рода.

Предмет исследования - построение и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей

Объект исследования - принцип разделения властей и правовые отношения, осуществляемые в связи с закреплением и осуществлением принципа разделения властей в Республике Беларусь.

 

 Целью курсовой работы является показать сущность, значение принципа разделения властей, показать, как функционирует конституционная модель разделения властей в Республике Беларусь.

Основными задачами курсовой работы является:

1. Раскрыть понятие принципа  разделения властей на основе  различных теоретических подходов  к этому вопросу;

2. Проанализировать правовой  опыт реализации принципа разделения  властей в современных условиях;

3. Изучить развитие принципа  разделения властей в современном  белорусском государстве. 

В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования:

- логический;

- сравнительно-исторический;

- историко-реконструктивный. Допишите методологию

Степень разработанности темы другими авторами Какими авторами?

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

1.1 Исторические  процессы теории разделения властей

 

Разделение властей — это одна из основных черт современного  правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого  права  стал зарождаться с древнейших времен. Если  не  учитывать  общество  при  военной демократии, то уже и в Афинской и в Римской республиках граждане  стремились не допустить концентрации власти в одних руках [1, с. 32].

Так в Греции существовало несколько политических  институтов,  которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках. Таким  образом, после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта  и  Перикла  в  стране  образовались следующие  взаимодействующие  друг  с  другом  органы.  Народное   собрание, обладающее законодательной инициативой. За ним следил суд Гелиэя, который  к тому же обладал правом  толкования  законов.  Исполнительную  власть  делили совет 500 и  две  коллегии  —  стратегов  и  архонотов.  Контроль  за  всеми органами  власти  осуществляло  так  называемое  особое  народное  собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой  деятельности  властей и была ли эта деятельность правильной.

В Римской республике положение было очень схоже  с  Афинской.  Главным государственным органом в  Риме  были  сенат,  обладающий  правом  толковать законы, а также накладывать вето на некоторые  решения  народного  собрания.

Ко всему прочему из числа  сенаторов  выбирались  народным  собранием  лица, которые должны были занимать государственные  должности  (консулы,  преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, сенат  мог  назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Второй  по значимости  государственный  орган  в  Римской  республике  —  это  народное собрание. Перед народным собранием  отвечали  все  государственные  служащие(кроме   диктаторов).   Народные   собрания   избирали   коллегии,   которые осуществляли правительственную власть.  Народное  собрание  обладало  правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские  (народные)  трибуны.

Они  имели  право  запрещать  исполнение  любых  приказов  (за   исключением приказов диктаторов). Они  могли  налагать  вето  на  постановления  сената[1, с. 33].

Помимо того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и  подвергать его публичному допросу. Судебные функции в Риме были возложены на  восьмерых преторов, избираемых сенатом.  Помимо  трибун  каждые  пять  лет  из  бывших консулов избирались  два  цензора  сроком  на  18  месяцев.  Они  занимались проверкой списка сената и исключали из него недостойных.

В средние века роль противовеса неограниченной власти монарха частично выполняла церковь. Будучи духовным учреждением, церковь  нередко  вмешивалась в светские дела. Клятвы, обязательства, обещания, которые  монарх  давал  на кресте нередко обязывали его к обязательному выполнению их. И  как   бы  там ни было, принимая какое либо решение, монарх должен был обращать внимание  на церковные правила. Так же церковные нормы нередко регулировали  отношения  ив обыденной жизни. Церковные труды являлись одно время источником  права  (ав мусульманских странах это чуть ли не единственный источник права и по  сей день). Ко всему прочему в некоторых странах главы  церквей  обладали  правом печалования (отмена  смертного приговора, утвержденного  государем).  Позже, конечно, церковь утратила свое значение, но в  определенное  время  развития истории влияние церкви и церковных догм было велико[2, с. 88].

Помимо церкви ограничить власть правителя  пытались  и  его  подданные того или иного государства. В результате таких попыток в Англии, а  позже  и во  Франции  появились  сословно-представительные  институты.  (В  Англии  —парламент; во Франции —  генеральные штаты).

Как в Англии, так и во Франции главной целью  парламента  (во  Франции генеральных  штатов)   первоначально   было   взятие   под   свой   контроль распоряжение  финансами.  Единственное   же,   что   смогли   получить   они первоначально, это контроль за налогами.  Таким  образом,  они  могли  всего лишь одобрять новые налоги, либо не одобрять.  Но  в  последствие  из  этого права вырос полноценный законодательный орган.

В полной мере принцип разделения  властей  был  впервые  реализован  в Соединенных Штатах Америки, после принятия конституции 1787 года[3, с. 5].

Так впервые за всю историю  человечества  теория  разделения  властей, которая долгое время развивалась  в  Европе,  была  осуществлена  на  другом континенте. В так называемом «Новом свете» появилось «новое» по  своей  сути государство.

 

 

 

1.2 Теоретические  учения о теории разделения  властей

 

 

Помимо просто объективных исторических процессов, которые вели  народы к   реализации   принципов    демократического,    правового    государства, существовали  также  и  теоретические  учения  о  том,  каким  должно   быть государство,  как  оно  должно  строиться  и  как   управляться.   Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить  связи  и взаимодействия  между  правом  и   государственной   властью,   которые   бы обеспечивали гармоничное  функционирования  общества  той  или  иной  эпохи.

Ученые древности  считали,  что  наиболее  разумна  и  справедлива  лишь  та политическая  форма  жизни,  при  которой  закон  общеобязателен,  как   для граждан, так и для самого государства.

В своей книге «Политика» Аристотель (389-328 гг. до н.э.) писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя».  А вот  слова  Аристотеля  относительно  демократического  строя:   «Демократия пользуется большей в сравнении с  олигархиями  безопасностью;  существование их более долговечно...» [4, с. 224].

Государственно-правовые  институты  древней  Греции  и  Рима   оказали заметное влияние на  становление  и  развитие  более  поздних  прогрессивных учений о правовом государстве.

В период разложения феодализма  идеи  правового  государства  изложили мыслители того времени: Н. Маккиавелли и  Ж.  Боден.  В  своих  работах  они доказывали  преимущество  республики  перед  другими  формами   государства.

Главной задачей государства они  провозглашают  обеспечение  прав  и  свобод граждан [3, с. 6].

В период ранних буржуазных революций в  развитии  концепции  правового государства значительный вклад внесли Г. Гроций, Б.  Спиноза,      Г.  Гобс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон.

Идеи  правового  государства  нашли  широкое  отражение  и  в  русской политической   мысли.   Они   излагались   в   трудах   Писарева,   Герцена, Чернышевского, Радищева (один из приверженцев  теории  Монтескье),  Пестеля, Муравьева.

Теоретическую завершенность русская  концепция  правового  государства получила в произведениях  видных  правоведов  и  философов  предоктябрьского периода:  Котлярского,  Новгородцева,   Муромцева,   Гессена,   Шерминевича, Чичерина, Бердяева.

Все вышеперечисленные ученые внесли большой вклад в развитие учения  о правовом   государстве.   Однако   интересующее   нас   разделения   властей затрагивали лишь некоторые из них.

Первой научной работой, в  которой  говорилось  о  разделение  властей можно считать работу Дж. Локка (1632-1704). Локк в своих взглядах во  многом придерживался позиции  Гоббса,  сторонника  теории  общественного  договора [5, с. 269].

Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все  же  должна быть ограничена народным  представительством  и  четко  определена  законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха.  Главная  угроза  свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее  сосредоточение  в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и  принуждает  к их исполнению.

«Абсолютная деспотическая  власть  или  управление  без  установленных постоянных  законов  не  могут  ни  в  коей   мере   соответствовать   мерам правительства», — констатирует Дж. Локк. Он пишет также о  том,  что  власть по принятию законов и власть по их  исполнению  должны  быть  разделены.  На первое место  Дж.  Локк  выдвигает  законодательную  власть.  Именно  она  и образует «первую ветвь власти»[5, с. 274].

Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Еще в 1721 году в  своих  «Персидских письмах» он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во  Франции и писал  о  необходимости  ее  ограничения.  В  1748  году  Ш.-Л.  Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе  законов»  (работа  над  которым  шла около 20 лет), в которой помимо  критики  абсолютизма  он  противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей [6, с. 473].

Он  делит  власть  на  три  ветви:  законодательная,  исполнительная, судебная. По теории Монтескье все  три  власти  должны  были,  уравновешивая друг-друга, не дать осуществлять  бесконтрольные  действия  в  рамках  своей компетенции. «Что бы не было возможности злоупотреблять  властью,  необходим такой  порядок  вещей,  при  котором  различные  власти  могли  бы   взаимно сдерживать друг-друга». Монтескье считает недопустимым объединением хотя  бы двух ветвей власти в  одни  руках  (Дж.  Локк  считал,  что  в  обязательном порядке отделена должна быть только законодательная  власть).  «Если  власть законодательная  и  исполнительная  будут  соединены  в   одном   лице   или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или  сенат будет создавать тиранические законы для  того,   чтобы  так  же  тиранически применять их». «Не будет свободы..., если судебная  не  отделена  от  власти законодательной и  исполнительной.  Если  она  соединена  с  законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо  судья будет законодателем. Если судебная власть  соединена  с  исполнительной,  то судья  получает  возможность  стать   угнетателем».   Если   же   произойдет соединение  трех  ветвей  власти,  то,  как  считает  Монтескье,   неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.

Информация о работе Конституционная модель разделения властей в современной Беларуси