Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:50, реферат
Современный рынок — это один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночный механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты. Он включает также состояние общественного сознания (культура, правосознание, идеология).
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Введение…………………………………………………………………….2
1.Понятие и сущность рынка……………………………………………...3
2.Структура и функции рынка…………………………………………….6
3.Модели современного рынка……………………………………………8
Заключение………………………………………………………………..15
Список используемой литературы:……………………………………...16
Содержание:
Введение…………………………………………
1.Понятие и
сущность рынка…………………………………………
2.Структура
и функции рынка………………………………………
3.Модели
современного рынка………………………………
Заключение………………………………………
Введение
Современный
рынок — это один из главных
элементов сложной системы
Рыночные
отношения характеризуют особый
тип организации народного
Тема модели современного рынка представляется достаточно актуальной и представляет научный и практический интерес. В своей контрольной работе я определю понятие и функции рынка, несколько основных рыночных структур, или моделей современного рынка. Ознакомлюсь с наиболее общим способом, которым определяются цена и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыре
довольно несхожие рыночные
1.Понятие
и сущность рынка
Стороннему наблюдателю может показаться, что он, безусловно, знает, что такое рынок, но это представление обманчиво, так как рынок - это сложнейшее социально-экономическое образование. И как и всякое многогранное явление, рынок имеет много определений (например, совокупность отношений между покупателями и продавцами; совокупность отношений между производителями и потребителями, принимающая форму купли-продажи товаров, и так далее).
С древних времен рынок определялся как место торговли товарами (рыночная площадь). Он и сейчас существует в нашей стране в виде колхозных рынков, где реализуются, главным образом, продукты питания. Есть и вещевые рынки, где продаются товары народного потребления, но их удельный вес в общем объеме товарооборота сравнительно небольшой. С углублением общественного разделения труда, развитием товарного производства понятие «рынок» наполняется новым содержанием. В структуре общественного производства образуется сфера обращения. Она, по существу, и является рынком, т. е. сферой обращения и реализации товаров.
Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.
Исторически рынок формировался постепенно и первоначально был связан с розничной торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для такой торговли отводились специальные места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие "рынок" приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются не только товары, но и акции и другие ценные бумаги.
Понятие "рынок" по мере развития общественного производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.
В зарубежной и отечественной литературе даются самые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Рынок
– это, прежде всего, место встречи
продавца и покупателя; между ними
осуществляется обмен по цене, о
которой удалось договориться. При
этом происходит добровольное отчуждение
своей собственности и
Таким образом, рынок представляет собой специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода - деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится к другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.
Рынок
– это центральная категория любого экономического
механизма, основанная на обмене продукции
общественного труда.
2.Структура
и функции рынка
Главная
задача в рассмотрении особенностей
функционирования рынка сводится к
выявлению закономерностей
Рынок и каждый составляющий его элемент выполняет следующие функции:
- информационная – о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять своё производство с меняющимися условиями рынка;
- посредническая – связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика по качеству продукции, её цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;
- ценообразующая – на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четко проявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливается влияние на них изменений в производстве, потреблении и конъюнктуре;
- стимулирующая – побуждающая к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной для развития деятельности прибыли, к внедрению достижений научно-технического прогресса и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами;
- регулирующая – это важнейшая функция, поскольку рынок даёт ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики. Государство должно различными мерами поддерживать и сохранять конкуренцию во всех её видах.
Многообразие
рыночных элементов, структура производителей
продукции и потребителей, их экономическая
независимость и
По
своей структуре рынок
3.Модели
современного рынка
Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.
Рыночные
отношения оказывают через
На
основе функционирования различных
моделей рынка в обществе через
свободу предпринимательской
Различают четыре модели современного рынка:
- рынок свободной конкуренции;
- рынок чистой монополии;
- рынок монополистической конкуренции;
- рынок олигополии.
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. В таблице № 1, кратко охарактеризованы основные черты этих четырех моделей.