Модели современной рыночной эконимики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей экономики в развитых странах:

· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

· Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Оглавление

1. МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 3

1.1. Американская модель 3

1.2. Японская модель 4

1.3. Шведская модель 5

1.4. Германская модель 7

2. ТЕОРИИ МЕРКАНТИЛИЗМА И МОНЕТАРИЗМА 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР Экономич. Теория.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Брестский  государственный технический университет»

Факультет инновационной деятельности, управления и финансов

Кафедра управления, экономики  и финансов 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

предмет «Экономическая теория» 
 
 
 
 

Выполнила студент группы Ф-31

Специальности 1-25-0104 «Ф и К»

________________ / Г.Н. Пакалюк

Проверил  преподаватель:

________________ / ____________

«_____» _______________ 2008 г. 
 
 
 

г. БРЕСТ

2008г. 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

1. МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ     3  

1.1. Американская модель          3  

1.2. Японская модель          4 

1.3. Шведская модель          5 

1.4. Германская модель          7  

2. ТЕОРИИ МЕРКАНТИЛИЗМА И МОНЕТАРИЗМА      9  
 

 

  1. МОДЕЛИ  СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
 

   На  данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства  стран мира является смешанной. Экономические  системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями - чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей.

   Смешанная экономика (англ. mixed economy) - экономическая система, характеризующаяся наличием разных форм собственности и хозяйствования и способов регулирования экономических и социальных вопросов. «Смешанность» реализуется в воздействии государства и общественных институтов (структур) на те звенья (точки) экономических и социальных процессов, где рыночный механизм дает «осечки».

   Общая линия на развитие смешанной системы  не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров. В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей экономики в развитых странах:

      · Либеральная (американская). Для нее  характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

      · Социально-рыночная. Предусматривает  постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

      · Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

      · Японская модель. Представляет собой  модель регулируемого корпоративного капитализма.

1.1. Американская модель

   Для США характерно прогнозирование  и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

   Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

      · прогнозирование в системе государственного регулирования;

      · внутрифирменное планирование;

      · коммерческое прогнозирование.

   На  уровне государственного регулирования  выделяют два основных вида государственных подразделений - федеральные, а также штаты, и местные органы власти.

   Система государственного регулирования состоит  их многих звеньев:

      · регулирующий механизм федерального правительства;

      · механизм штатов и местных органов власти;

      · государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

      · аппарат административно правового  регулирования деятельности различных  отраслей экономики.

   Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

   Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

   В США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Наращиваются расходы на исследования в области новейших технологий, оказывается финансовая помощь ученым, инженерам.

   Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени  пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

   В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом  является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

   В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

2.2. Японская модель

   Особенность общегосударственного регулирования  в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

   Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о  наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

   Цель  таких планов-прогнозов заключается  в том, чтобы дать правительству  и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

   Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством  финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

   Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

Правительство концентрирует свои ресурсы в  основном на получении принципиально  новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

   Вторая  особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

   Особый  интерес представляет использование  Японией экономических рычагов  и стимулов. Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25% или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.

   Ускоренная  амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10% до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

   Основной  источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Как признак -  проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

2.3. Шведская модель

   Термин  «шведская модель» возник в связи  со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

   В шведской политике явно выделяются две  доминирующие цели: полная занятость  и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

   Шведская  модель организации экономической  и политической жизни позволяет  выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.

      · высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

Информация о работе Модели современной рыночной эконимики