Модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производс-твенных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок

Оглавление

Введение

1. Сущность рыночной экономики
1.1. Структура рынка, его функции
1.2. Принципы построения рыночной экономики

2. Модели рыночной экономики
2.1. Шведская модель
2.2. Польская модель
2.3. Американская модель
2.4. Германская модель
2.5. Японская модель
3. Особенности формирования рыночных отношений в Украине
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Модели рыночной экономики.doc

— 349.50 Кб (Скачать)
 
 
 

                                           Содержание

Введение 

1. Сущность рыночной экономики

1.1. Структура рынка, его функции

1.2. Принципы  построения рыночной экономики 

2. Модели рыночной экономики

2.1. Шведская модель

2.2. Польская  модель

2.3. Американская модель

2.4. Германская  модель

2.5. Японская  модель 

3. Особенности формирования рыночных отношений в Украине 

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение  

          На какой бы ступени исторического развития ни находилось челове-ческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищ-ные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства суще-ствования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, не-обходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное сове-ршенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного чело-века, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.                                                          Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриаль-ного производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материаль-ных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. К специфической особенности потреб-ностей относится их ''необратимость'': с той или иной степенью интенсив-ности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направ-лении - в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, много-образные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потреб-ностей, для чего оно должно развивать производство, используя имею-щиеся ограниченные ресурсы. В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определен-ной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономичес-кие, политические, правовые, технологические, организационные, этичес-кие и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества. Организуя производственно- трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материаль-ном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйс-тва.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Раздел 1. Сущность рыночной экономики 

                          1.1.Структура рынка, его функции  

          Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производс-твенных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. История перехода к рынку(переходный период) Украины и стран СНГ – сложная, неодноз-начно определённая, сам процесс перехода к рынку – противоречивый, крайне напряжённый и нецивилизованный. Самое упрощенное опреде-ление рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга. В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Мар-шаллом (1842-1924). "Рынок- это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться".1 В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен. Английский экономист У.Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия

опре-деления рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена [Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы,  проблемы  и   политика. М, Республика, 1992,  с.47].

           При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осущес-твляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

- отношения,  связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда

взаимосвязь между  двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

- обменные процессы  совместных предприятий с зарубежными  фирмами; 

- процесс найма  и использования рабочей силы  через биржу труда;

- кредитные отношения  при выдаче кредитов под определенный  процент; 

- процесс функционирования  рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения. 

            Рассмотрим понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели. Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной

стороны, и потребителями- с другой. Такие обменные процессы обуслов-лены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятель-ности, с другой - порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений. Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необхо-димость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, тран-сформации и приспособления экономических ресурсов в целях удов-летворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность - не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие

субъекты (участники  экономического процесса).

            К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере эконо-мической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правле-ния акционерных обществ, правительственные органы и учреждения. В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, при-нято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко- некоммерческие организации.

         К объектам рынка относятся товары и деньги. Товар- это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую

потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар  обладает потребительной стоимостью и  меновой стоимостью. Например, рыба, плавающая в реке, превратится  в товар лишь после того, как  ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты. И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен) для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром). Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

             Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособ-ленности товаропроизводителей. Таким образом, сущность денег заклюю-чается в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.

           Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, сред-ство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функ-циях. К важнейшим функциям относятся:

* функция саморегулирования  товарного производства. Она проявляется  в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

* стимулирующая  функция. При понижении цен  производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

* функция установления  общественной значимости произведенного  продукта и затрат труда. Однако  эта функция может действовать  в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

* регулирующая  функция. С помощью рынка устанавливаются  основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

* функция демократизации  хозяйственной жизни, реализации  принципов 

самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия  происходит освобождение общественного  производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей[ Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы,  проблемы  и   политика. М, Республика, 1992,- С. 118].  

                    1.2.Принципы построения рыночной экономики  

          Рыночная экономика строится на основе принципов. Основными из них являются:

- свобода выбора  видов и форм дельности (экономическая  свобода);

- всеобщность  рынка;

- равноправие  рыночных субъектов разных форм  собственности;

- саморегулирование деятельности;

- принцип договорных  отношений;

- свобода ценообразования;

- самофинансирование;

- децентрализация  управления и хозяйственная самостоятельность;

- полная экономическая  ответственность;

- свободная конкуренция  и действие механизмов социальной защиты;

- государственное  регулирование через систему  законов, налогов, мер           стимулирования производства товаров в приоритетных отраслях.

           1)Экономическая свобода. Она как и политическая, социальная, духовная свобода имеет свои пределы, установленные обществом. Полная свобода – это беспредел. Полная свобода одного объекта – средство насилия над другими субъектами. Должны быть определённые рамки, вопрос в том, какими должны быть ограничения, чем они обусловлены, как защищены права. Этот принцип декларирует право любого юридического или физического лица выбрать главный экономически выгодный вид деятельности в рамках установленного правового поля.

Информация о работе Модели рыночной экономики