Модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производс-твенных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок

Оглавление

Введение

1. Сущность рыночной экономики
1.1. Структура рынка, его функции
1.2. Принципы построения рыночной экономики

2. Модели рыночной экономики
2.1. Шведская модель
2.2. Польская модель
2.3. Американская модель
2.4. Германская модель
2.5. Японская модель
3. Особенности формирования рыночных отношений в Украине
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Модели рыночной экономики.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

                                           2.2 Польская модель  

            Экономика Польши вступила в полосу реформирования почти одновременно с нашей страной. Тем не менее Польше удалось достичь существенно лучших результатов: страна является одним из лидеров в Центральной и Восточной Европе. Многие процессы, которые у нас были лишь провозглашены, в Польше уже осуществляются или реализуются в настоящий момент. В Польше на протяжении более пяти лет стабильно улучшаются показатели экономического роста. Одним из важнейших достижений следует считать создание реально действующего фондового рынка, уровень развития которого и выполняемая им роль уже приближаются к западным стандартам.

• Вступление Польши в Европейский Союз .

• В настоящее  время в Польше происходят крупные  институциональные изменения - административная реформа, реформа систем здравоохранения  и социального обеспечения, начатые в 1999 г. Особое влияние на рынок ценных бумаг окажет реформа системы социального обеспечения. Частные открытые пенсионные фонды, управляемые пенсионными обществами, будут собирать взносы работников и инвестировать их на рынке капи-талов. Эти институциональные инвесторы получат в распоряжение огромные средства, инвестирование которых на польском фондовом рынке окажет на него существенное влияние.

• Польская Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC) завершила работу над постановлением, позволяющим осуществлять "короткую" продажу ценных бумаг (short selling), состоящих в листинге Варшавской фондовой биржи WSE .

• PSEC готовит  изменения к закону "О торговле крупными пакетами акций".

Изменения направлены, главным образом, на защиту прав меньшинства акционеров при поглощениях и на обеспечение должного проведения предложений о поглощении.

• "Закон о  товарных биржах" подготовлен к  рассмотрению Парламентом. Данный закон  должен создать адекватный механизм по торговле товарными инструментами, что особенно важно для сельского хозяйства.

• Экономический  комитет Совета министров обсуждает  закон "О предотвращении проникновения "грязных" денег в финансовую систему Польши".

          Процесс политического и экономического реформирования начался в Польше в 1989 г. Благодаря грамотной стратегии реформ, учету местных условий и решительному осуществлению процессов реформирования после непродолжительного этапа "шоковой терапии" стране удалось выйти на путь устойчивого экономического роста. Следует особо отметить роль государства в процессе экономического реформирования. Правительству Польши в ходе преобразований удалось сохранить контроль над ситуа-цией, избежать хаоса и разграбления национального богатства. Своими экономическими успехами Польша во многом обязана тому, что руковод-ство страны смогло найти удачное соотношение между государственным регулированием и контролем и либерализацией экономики.

            Ключевым моментом реформирования экономики был процесс приватизации. Приватизация реализовывалась тремя методами :

1. Прямая приватизация  осуществляется государственными  органами. Затрагивает малые и  средние предприятия (до 500 человек  работников; стоимость собственных  средств предприятия - не более  2 млн. экю; годовой объем продаж - до 6 млн. экю). Метод не требует предшест-вующей приватизации, реализуется через:

• продажу предприятия;

• слияния с  другими предприятиями;

• лизинг предприятия  работниками.

2. Косвенная  приватизация осуществляется после  коммерциализации государственных  предприятий и последующей продажи пакетов акций компаний через механизм публичного предложения (public offering), открытого письменного тендера (public written tender) или переговоров с инвесторами. Наиболее часто используется при приватизации крупных, рентабельных и экономически значимых предприятий с большим количеством работников.

3. Метод ликвидации  применяется к убыточным предприятиям (по результатам текущей деятельности).

             Следует особо отметить степень интенсивности процесса реформ по группам предприятий: сначала приватизация коснулась области мелкого и среднего бизнеса, был дан простор частной инициативе и лишь во вторую очередь процессу приватизации подверглись крупные пред-приятия. Для их приватизации сначала нужно было создать соответ-ствующие условия. Поэтому и сейчас, несмотря на количественное преобладание частного сектора, государство сохраняет контроль над крупнейшими и наиболее важными предприятиями. Процесс приватизации продолжается до сих пор. По мере "роста" рынка приватизации будет подвергнута значительная доля остающихся в руках государства крупнейших предприятий. В свою очередь приватизация крупнейших государственных предприятий будет способствовать резкому увеличению ликвидности и капитализации фондового рынка. С осуществлением приватизации двух крупнейших государственных институтов

- РеКаО SA и  Telekomunikacja Polska SA (Polish Telecom) - польский фондовый  рынок вышел в бесспорные лидеры  среди стран Центральной и  Восточной Европы по капитализации.  Принимая во внимание высокий потенциал дальнейшего роста, можно заключить, что польский фондовый рынок становится все более и более привлекательным для крупных институциональных инвесторов.

               Центральным специализированным органом государственного регулирования рынка ценных бумаг в Польше является Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC), созданная в соответствии с законом "О публичном обращении ценных бумаг" и трастовых фондах от 22 марта 1991 г. Организационная структура PSEC включает в себя:

• департамент  корпоративных финансов;

• правовой департамент;

• департамент  брокерских фирм;

• департамент  инвестиционных фондов;

• департамент  надзора;

• департамент  генерального директора;

• административный департамент;

• секретариат.

Согласно Конституции  председатель PSEC не имеет права издавать обязательные для исполнения всеми участниками рынка постановления, он лишь обращается к соответствующим государственным органам для принятия нормативных документов по рынку ценных бумаг. В этих целях комиссия подготавливает проект постановления для Совета министров и для министра финансов. Варшавская фондовая биржа (WSE) создана 16 апреля 1991 г. в качестве единственной фондовой биржи страны. Является акционерным обществом, большинство акций которого принадлежит Государственному казначейству, имеет статус саморегулируемой организации (СРО). Требования к осуществлению операций, правила листинга устанавливаются PSEC. Торговля осуществляется в безбумажной форме через лицензированных биржевых брокеров. Основной формой торговли является система фиксированных котировок, для наиболее ликвидных акций применяется также система непрерывной торговли, ведется и торговля пакетами акций (вне торговых сессий). Расчеты проводятся через Национальный депозитарий (NDS). До конца 1995 г. доходы инвесторов на WSE не облагались налогами. В 1999 г. индивидуальные инвесторы по-прежнему не облагаются налогом от операций с капиталом, равно как и граждане стран, с которыми Польша имеет соглашения об избежании двойного налогообложения (большинство европейских стран, в том числе Россия, и промышленно развитые страны остального мира). Юридические лица теперь облагаются налогом по ставке 40%, дивиденды - по ставке 20%, налоги с транзакций не взимаются.

Идет сотрудничество с Парижской фондовой биржей по приведению технологии торговли к мировым стандартам. Варшавская биржа является полноправным членом Международной федерации фондовых бирж.

              В стране реализуется крупномасштабная социальная, в частности

пенсионная реформа; в экономике изменяется роль бывших государ-ственных предприятий, участники рынка приспосабливаются к повы-шению степени открытости экономики. Все это, особенно реформа социальной сферы, требует крупных затрат со стороны государства. В том числе и поэтому одной из наиболее острых проблем польской экономики остается значительное отрицательное сальдо платежного баланса (около 7% ВВП за 1999 г.). Неослабного внимания, несмотря на достигнутые успехи, требует проблема сдерживания инфляции. Отрицательное сальдо торгового баланса в настоящее время покрывается значительным притоком иностранных инвестиций . Заметим, что уже на 2000 г. прогноз прироста ВВП составляет 5,2%, что является свидетельством уверенности в успешном ходе проводимых структурных преобразований экономики. В последние несколько лет на фоне продолжающегося экономического роста и широкого притока иностранных инвестиций в экономику страны польский рынок демонстрирует впечатляющую динамику развития [Хромушин И. - Польша - европейский тигр? - Рынок ценных бумаг. - 2000. - №2., с.32-36]. 
 

                               2.3. Американская модель. 

          Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая   приоритетную   роль   частной    собственности,    рыночно-конкурентного  механизма,  капиталистических  мотиваций,   высокий   уровень социальной дифференциации.

         Соединенные Штаты Америки - ведущая держава капиталис-тического  мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом.  Ни  в одной другой стране противоречия капитализма не  выступают так обнажено  и остро, как в США. Становление  и  развитие  американской  модели  проходило  в  идеальных условиях. Это объясняется многими причинами, среди  которых  можно  выделить минимум две: во-первых, США возникли на  территории  отно-сительно  свободной от предшествующих традиций и различных наслое-ний социального характера.  Во-вторых, европейские переселенцы  прив-несли предпринимательскую активность  и инициативу,  основанные  на   укреплявшихся  товарно-денежных  отношениях  в Европе.

         На  рубеже  70-80х  годов  американский   правящий   класс   предп-ринял радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие  собы-тий.  Пришедшая к власти в 1980 г.  ультраконсервативная  республи-канская  администрация  Р. Рэйгана провозгласила курс на сокращение  государственного  вмешательства  в экономику, укрепление рыночного начала  в  хозяйственном  механизме  страны, поощрение частнокапита-листической инициативы. В  приятой  конгрессом  США  в 1981 г. Эконо-мической программе  президента  Р.  Рейгана  под  претенциозным названием "Новое начало для Америки: программа  экономического  возрождения"предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%,  выгодное в первую очередь состоятельным слоям,  и предоставление  крупных налоговых льгот  корпорациям,  замораживание  роста  федеральных  расходов,  в  первую очередь  за  счет  урезывания  социальных  программ,  сведение  к   минимуму государственного регламентирования  хозяйственной  деятельности,  проведение ограни-чительной  кредитно-денежной  политики.   Одновременно   было   начато массированное наращивание вооружений,  цель  которого  сломать  существующий военный паритет и добиться военного превосходства над СССР.

           Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на  развитие  экономики США в 80х годах,  научно-техническая  революция  и  структурная  перестройка хозяйства. Ускорение использования научно-технических достижений и  массовое распространение технических новшеств позволяет охарактеризовать  десятилетие 80х годов в США как начало новой фазы  научно-технического  прогресса.  Суть ее составляет переход к формированию технического уклада, в центре  которого принципиально новые формы соединения науки с производством,  создание  новых элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его  образуют микроэлектроника, робототехника, информа-ционные системы, производство  новых видов  материалов,  биотехно-логия.  Особый  упор  делается  на  формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства.

             Параллельно в стране идет активный процесс технологической перестройки хозяйства.  Основные  ее   направления   связаны   с   широ-ким   применением микроэлектроники и информационных систем,  производством  новых  материалов, освоением   новейших   видов   технологии.   Ускоритель    этого    процесса всеобъемлющая компьюте-ризация производства, охватывающая применение  станков с  программ-мным  управлением,  центров  обработки  и   хранения   информации, роботов,  гибких  производственных  систем   и   других   современных   форм автоматизации  производства  и  управления.  Среднегодовые  темпы   прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в  течение  ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство нас-тольных  компьютеров  в первой половине 80-х годов ежегодно удва-ивалось.

             Все  эти  вопросы  теснейшим  образом  связаны  с  действием  третьего важнейшего фактора, влияющего на развитие американского  капитализма  в  80х годах, обостряющимся межимпериалистическим  соперничеством.  Оно  охватывает мировую торговлю,  экспорт  капитала,  систему  энерго-сырьевого  снабжения, международную валютно-финан-совую сферу.

            Соединенные Штаты обладают  самым  крупным  в  капиталис-тическом  мире научно-техническим потенциалом и тратят на его развитие больше, чем  Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе  взятые.  Правда,  львиная  доля  этих  затрат (около 1/3) идет на военные цели, но общие размеры их таковы, что  позволяют США вести научные исследования по широкому фронту и добиваться  относительно быстрого превращения результатов фундаментальных исследований  в  разработки и технические новшества.

             Позиции США  в  валютно-финансовой  сфере,  пошатнувшиеся  в  минувшем десятилетии, в 80-х годах несколько упрочились. К 1983 г. десять  крупнейших американских банков снова вернули себе  первое  место  в  мире  по  размерам активов, которое они уступили в 70-х  годах  западноевропейским  и  японским банкам. Около 80% всех междуна-родных  кредитных  операций  совершается  ныне банками США. И все же укрепление позиций  США  в  мировой  торговле,  международном движе-нии капитала,  валютно-финансовой  сфере,  наметившееся  в  начале  80х годов, нельзя считать прочным. Уже к  середине  текущего  столетия  во  всех этих  областях  снова  обозначились  неблагоприятные   для   США   тенденции сокращение  доли  в  мировом  капиталистическом  экспорте  некоторых   видов наукоемкой продукции, массированный  импорт  инос-транного  капитала,  резкие колебания курса доллара и др.

Информация о работе Модели рыночной экономики