Модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производс-твенных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок

Оглавление

Введение

1. Сущность рыночной экономики
1.1. Структура рынка, его функции
1.2. Принципы построения рыночной экономики

2. Модели рыночной экономики
2.1. Шведская модель
2.2. Польская модель
2.3. Американская модель
2.4. Германская модель
2.5. Японская модель
3. Особенности формирования рыночных отношений в Украине
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Модели рыночной экономики.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

              В Японии низкий уровень военных расходов. Говоря о послево-енных успехах Японии, нельзя пройти мимо  еще  одного  весьма  важного  обстоятельства:  а именно относительно низкого уровня военных расходов. В  течение  длительного послевоенного периода они были ничтожны, а  в  последние  годы  их  доля  не превышала  1  %  от  валового  Националь-ного  продукта  Японии.  В  США  она составляет около 7% ВНП, в Вели-кобритании — свыше 5, в ФРГ — более  3,  а  в СССР (по подсчетам зарубежных специалистов) этот показатель  в  послевоенные годы равнялся  от  12  до  17%.  Недавно  в  Советском  Союзе  были  наконец обнародованы цифры  расходов  на  оборону. Однако по мере того как Япония  подтягивается  до  уровня  США  и  других промышленно разви-тых стран Запада и вступления ее  в  период  «экономической зрелости»,   темпы   прироста   производительности    труда    в    японской промыш-ленности будут неизбежно выравниваться. Впрочем,  замечает  С.  Окита, достижение  «зрелости»  не  всегда   означает   снижение   жизнеспособности, особенно  принимая  во  внимание  внедрение  новейших  технологий,   успешно разрабатываемых в Японии на новом витке научно-технической революции.

             В течение 50—70-х годов японцы  буквально «впитывали»   иностранную технологию после почти 20 лет «технической  изоляции»  страны.  Приток  этой технологии  направлялся  прежде  всего  на  техни-ческое  обновление  тяжелой промышленности — машиностроения,  в  первую  очередь  электротехнического  и транспортного, химической промышленности и черной металлургии.   Массированный приток передовой иностранной технологии  позволил  Японии выиграть время и сэкономить значительные средства  в  процессе  модернизации своей экономики. Пожалуй, наиболее разительный  пример  —  это  приобре-тение «Сони корп.» у  американской  компании  «Вестерн  электрик»  не-ограниченного права на  производство  транзисторов  за...  25  тыс.  иен  (сегодня  —  это стоимость одного среднего по классу транзисторного приемника).

              Так,  по  имеющимся  расчетам,  общий   выигрыш   Японии   от   импортных лицензионных соглашений  только  за  период  с  1950/51—1968/69  фин.  Годов составил 70  млрд.  долл.,  или около 25%  всей  суммы валовых накоплений основного капитала за тот же период24. Достаточно сопоставить две цифры —  7 млрд. долларов, затраченных на закупку иностранной технологии  в период  ее интенсивного импорта, и 70  млрд.  долл.  выигрыша  от  этих  закупок,  чтобы понять, какой мощный  импульс  получила  японская  промышленность  от  этого массированного заимствования зарубежного опыта. Десятикратный эффект! При  этом  очень  важно  подчеркнуть,  что  японцы   весьма   эффективно использовали иностранные патенты и лицензии, незаме-длительно  их  внедряя  и осваивая. Вот один из примеров  такого  подхода.  Первые  образцы  продукции нефтехимической промышленности  были  выпущены  с  помощью  ввезенных  из-за рубежа оборудования и технологии в 1958 г., а к  концу  1963  г.  Япония  по производственным мощностям в этой отрасли  догнала  ФРГ  и  уступала  только Соеди-ненным Штатам.

             Япония добилась не менее впечатляющих успехов в  развитии  своей  черной металлургии,  главным  образом  за  счет  внедрения,   пере-довой   советской технологии. На этом стоит остановиться подробнее,  хотя  бы  потому,  что  в советской металлургии собственные разработки  и  изобретения  применяются  в гораздо меньшей степени, чем в Японии.

             Таким образом, японская модель характеризуется определенным  отставанием уровня жизни населения (в  том  числе  уровня  заработной  платы)  от  роста производительности труда. За счет этого достигается  снижение  себестоимости продукции и резкое повышение  ее  конкурен-тоспособности  на  мировом  рынке. Препятствий имущественному рас-слоению не  ставится.  Такая  модель  возможна только  при  исключи-тельно  высоком  развитии  национального   самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного  человека,  готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны[ Япония. Региональная структура экономики/ Под ред. В. Я. Выборнова., - М.: Наука, 1987г., с. 187-201 ]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 3. Особенности формирования рыночных отношений в                                                                                              Украине 

           Путь Украины к рыночной    экономике нетрадиционен. Более  70 лет в республиках, как и во всем Советском Союзе создавалась иная, отличная от рыночной, модель экономики. В СССР строилась экономическая систе-ма, покоящаяся на теоретических моделях социалистического общества К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. 

            Современной независимой Украине нужна своя, особая модель, которая учитывала бы все особенности нынешнего положения общества:

- кризисное состояние  экономики;

- разрыв связей  с ближним и дальним зарубежьем;

- психологические  и национальные особенности людей;

- политическую  ситуацию: отсутствие единства действий  властных структур и множества  партий;

- наличие природных  ресурсов;

- зарубежную  помощь( ЕС, МВФ и др.);

- приверженность  многих людей к прежней системе  хозяйствования.

[ „ Экономика и экономическая теория”.Соколов Б.И., Ткаченко В.Г., Богачев В.И. „ Луганск” 2001г.- с. 277].

        Украина выбрала путь к социально-ориентированной рыночной экономике: непростой и болезненный, он предусматривает разрешение
комплекса кардинальных проблем:
1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования, обеспе-чение экономической равноправности, разгосударствления экономики;
2)Обеспечение  структурной перестройки экономики  и преодоление
ее  дефицитного характера;
3) Оздоровление финансово-кредитной  и денежной инфраструктуры,
преодоление инфляционных процессов;
4) Постепенный отход от затратной  модели ценообразования
“освобождения цен на основную часть продукции  промышленности,
сельского хозяйства, сферы услуг;
5) Демонополизация сферы обращения,  кредитного обслуживания предп-
риятий  и населения, научного обеспечения  экономики;
6) Переустройство национального рынка  как части мирового хозяйства;
7) Преодоление нерыночной ориентации  системы образования и
профессиональной  подготовки. По данным социологических исследований,
к работе в условиях рынка в Украине  пока что готовы не больше 5%
руководителе  и специалистов экономических служб  предприятий.
Одновременно  с решением данных вопросов необходимо предусмотреть
  и подготовить систему мер,  направленных на защиту населения, особенно
той его части, которая получает низкие доходы.
             Система реальных планомерно рыночных отношений в Украине
только  начинает формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не
конечной  целью радикальной перестройки экономической системы
общества, а только способом решения его  кардинальных социально-
экономических проблем с целью реального  повышения уровня благосос-
тояния  народа. То есть, идет речь о формировании социально ориентиро-
ванного рынка.
            В наших же условиях экономика Украины еще достаточно долго
будет оставаться постсоциалистической   и полурыночной. А это означает
существование в течение относительно продолжительного времени наряду
с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусмат-
ривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического
регулирования.
               Выйдя из Союза, Украина унаследовала монополизированную,
милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших
задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного
  регулирования и демилитаризация  экономики, ее структурная перестройка
на  началах приоритетности производства социально значимой продукции.
             Пропорции между частным и государственным секторами будут
постепенно  изменяться в пользу первого, но все  таки предстоит длительный
  период их сосуществования. Этот  симбиоз с его всевозможными конфликта-
ми  и трениями будет неизбежен в  течение довольно долгого срока
[Корнаи  Я. « Путь к свободной экономике» изд. «Экономика» 1993г., с.64].
         Хотя попытки смоделировать новую парадигму Украинской экономии-
ки  на основе смешанной экономики и  социально ориентированного рыноч-
ного  хозяйства можно признать некоторым  нарушением классического
подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинс-
тво цивилизованных стран состояние  постсоциалистической экономики
  никогда не переживали. Наши же  соседи по бывшему социалистическому
  содружеству демонстрируют подчас  такие экстравагантные способы пере-
устройства  экономики, что предлагаемый вариант представляется чуть ли
не  образцом экономического классицизма . К тому же все без исключения
модели  экономического развития являются настолько динамичными и
быстротрансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости
весьма  отдаленно напоминают исходное состояние.
             Безусловно, постсоциалистический характер украинской экономики
является  важным, но не единственным определителем  сущностных черт
будущей модели национальной экономики. В ситуации, когда и нацио-
нальная экономика, и значительная часть  населения находятся у последней
черты, попытка опираться сугубо на индивидуализм  и рыночные рычаги
не  толкло обречена на провал. но и чревата  в наших условиях ныступления
  дикого рынка, сверхкоррупции, катастрофической  социальной поляриза-
ции общества и однозначным взрывом  в результате. Учитывая, что со-
циальное  рыночное хозяйство представляет собой путь, отличный от
центрально  управляемого хозяйства и экономики, руководимой лишь
“невидимой  рукой” рынка, оно вряд ли поместится в рамки какой либо
модели  рыночной экономики. В силу многих причин оно претендует на
роль  новой парадигмы экономики второй половины двадцатого века.
             Выстраивая парадигму Украинской экономики, нужно уберечься от
двух  крайностей: во-первых, изобретения  “своей” модели, что подобного
нет нигде в мире; во-вторых, попуток  слепого заимствования. Украинский
  рынок должен опираться с одной  стороны, на смешанную экономику
с ее сильной государственной распределительной политикой, обеспечиваю-
щей достаточную поддержку социально  уязвимых слоев населения, а с
другой  стороны - на принципы социального рыночного хозяйства, с их
отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь
таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать
черты наиболее подходящих нам экономических моделей. Разработанная
модель  рынка должна сочетать условия для развития конкурентной
экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования
рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет эконо-
мической  эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку
частной собственности и относительно длительное сосуществование
основанных  на ней хозяйственных форм с мощным государственным секто-
ром.Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусмат-
ривала  построение социально ориентированной  рыночной экономики на
фундаменте  постсоциалистической.
            Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в
том, что смешанная экономика представляет собой не какое-то хаотичес-
кое нагромождение на практике и эклектичное  соединение в теории сугубо
“капиталистических” и “социалистических” форм, а предстает в виде диа-
лектического единства форм собственности и способов ведения хозяйства,
выдержавших проверку мировой практикой на конкурентоспособность.
           Другими словами, смешанная экономика представляет собой
объективно  обусловленный и исторически  закономерный этап эволюции
рыночных  отношений, характеризующийся конкуренцией цивилизованных
форм  собственности и хозяйствования, высокой эффективностью экономики
и соответствующей социальной защищенностью  людей. Социальное рыноч-
ное хозяйство в обязательном порядке предусматривает действенные меры
государственного  регулирования экономики. И хотя об эффективности
этих  мер, степени вмешательства государства в экономику и о его необхо-
димости вообще продолжают спорить экономисты, на практике этот вопрос
однозначно положительно решен в большинстве стран цивилизованного рын-
ка. В своей направленности векторы экономической и социальной
эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более
того, безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация и
стратификация общества являются имманентными атрибутами рыночной
экономики. Для минимизации этих социальных явлений также требуется
государственное вмешательство, регулирование рынка. Не административ-
ная или в лучшем случае административно-экономическая модель рыноч-
ного  регулирования, а экономико-административная( с ударением на пер-
вом слове) модель должна стать приоритетом в Украине. И изобретать тут
ничего  нового не приходится. Среди главных и опробированных инстру-
ментов  регулирования рыночной экономики следующие: финансово- кре-
дитная  система с совершенными налоговой , эмиссионной и таможенно-
пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией и тактикой
процентных  ставок; механизм ценообразования и определенное соотноше-
ние в нем твердых и гибких, оптовых и розничных цен с нормативами
формирования структурных слагаемых цены; различные меркетинговые
макроусилия, формирующие экономические потребности и потребитель-
ский  спрос населения; инвестиционная политика государства и, объем
и структура производимых товаров, формы их закупки и реализации, кво-
ты производства, экспортно-импортная политика; элементы и допустимые
пределы чрезвычайности при реализации экономических  программ в
экстремальных условиях переходного периода, а также другие рычаги
регулирования.
            Именно регулирование рынка должно составлять львиную долю
того, чем необходимо сегодня заниматься правительству Украины. При
этом  не должно сложиться положение, когда  государственная опека будет
распространяться  только на государственный сектор экономики, а
частный сектор будет либо предоставлен самому себе, либо обложен
немыслимыми административно-экономическими шлагбаумами. За
исключением предприятий-монополистов, правила  рыночной игры, в том
числе и регулирования экономики, должны быть одинаковы для всех.
При этом нельзя не сказать несколько  слов о таком важнейшем
слагаемом государственного воздействия на макро  и микро экономический
процесс, как планирование. Складывается впечатление, что сегодня
употребление  термина планирование считается  чуть ли не нонсенсом если
не  предпослать ему определение  “индикативное”. Другими словами,
абсурдность всеобъемлющего директивного планирования времен реального
социализма  некоторые экономисты распространяют на планирование
вообще. Говоря о необходимости макроэкономического  планирования
знаменитый  американский предприниматель Ли Якокка подчеркивает:
“Государственное  планирование отнюдь не должно означать социализм.
Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформулированных
целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики
вместо  разрозненного выдвижения по частям, негласной их разработки
людьми, преследующими лишь свои узко групповые  интересы.”
Высказанная мысль сегодня чрезвычайно актуальна для экономики
Украины. Ибо от полной апологии директивного планирования маятник
нашего  восприятия качнулся и застыл в крайне противоположной позиции
- полном отрицании государственного  планирования как важнейшего
рычага  регулирования экономики.
            Все сказанное позволяет сделать вывод, что речь сегодня идет
не  столько о многовариантностии выбора моделей украинской экономики,
сколько о его предопределенности ранее  сложившимися политико-
экономическими  обстоятельствами макроуровня. Ни превалирование
планово-распорядительных начал, ни акцент форсированно созданные
сугубо  рыночные, а в существующей ситуации оборачивающиеся своей
противоположностью  способы баланса ограниченных ресурсов и
неограниченных  потребностей, не сулят оптимистических перспектив
развитию  социально ориентированной рыночной экономике в Украине.
Переход к социально ориентированной  рыночной экономике предпо-
лагает  необходимость широкомасштабного  государственного регулиро-
вания экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах
общественного производства. Такое регулирование  осуществляется
как экономическими, так и административными  методами. Их следует не
противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере
административное регулирование отвечает требованиям объективного
развития, нынешнего состояния экономики  и др.[ Сорока И. «Социально                рыночное хозяйство и смешанная экономика как приоритетные модели              украинского рынка», «Экономика Украины»,№ 5, 1994 г., с.58-63].
           В итоге вырисовываются такие контуры модели рыночной экономики
Украины.
           Во-первых, это должен быть социально ориентированный рынок,
гармонично  сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного
хозяйства и экономическое макрорегулирование смешанной экономики.
           Во-вторых, новая модель экономики должна предусматривать, с
одной стороны, относительно продолжительное  сосуществование сильного
государственного  и нарождающегося частного сектора экономики. При
этом  превалирование на первом этапе государственного сектора не
должно  означать каких либо особых льгот, преимуществ  или исключи-
тельных прав, которыми пользовались предприятия  этого сектора. Вместе
с тем, курс на скорейшее становление частного сектора не должен озна-
чать  искусственный и форсированный  раздел государственных предприя-
тий, их немедленную поголовную передачу в частные руки. Такие проб-
лемы  должны решаться постепенно и с помощью  механизмов конкурен-
ции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияний, поглоще-
ний и других трансформаций.
           В-третьих, и в ближайшем будущем экономика Украины не может
быть  ничем иным, кроме как двойственной экономикой, одним из главных
критериев управляемости которой будет противоречивое единство
достаточно  жесткого регулирования экономики  и рыночного саморегули-
рования. Причем ослабление и сужение сферы макрорегулирования
должно  происходить только по мере становления  и нарастания рыночного
саморегулирования в его цивилизованных формах.
            В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций
в сфере экономики должно происходить  на фоне аналогичного усиления
роли  государства в социальной сфере.
           В-пятых, в сложившейся политико-экономической ситуации
экономика Украины должна представлять собой  не сепаратистскую, а
унитарную конструкцию, с существенными элементами регионального
самохозяйствования[Мочерный С. « К какой системе двигаться?»,                                       « Экономика Украины» №6,1993 г., с. 16-23].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Заключение  

             Центральная проблема любой современной экономики - это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Сегодня необходимо создать благоприятную среду как для предпринимателей, так и для наемных работников. Органы власти должны завершить формирование государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содействовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств. Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту государством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэкета со стороны криминальных структур, минимизацию процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащую государственную ответственность за регистрацию прав частной собственности и сделок по ее передаче, проведение открытых и честных конкурсов и аукционов по продаже государственной собственности и распределению государственных заказов.

             На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Человечество всегда будет стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.  

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Список литературы:

1.Рыбаков Ф.Ф.  и др. Основы экономической теории /Учебное пособие/.-Луганск: „Книжковий світ”, 2002.-160с.

2. Экономическая  теория: учебник для вузов. Серия „Учебники и уч. пособия”.-Ростов-на-Дону: „Феникс”. 2001.-320с.

3. „ Экономика и экономическая теория”.Соколов Б.И., Ткаченко В.Г., Богачев В.И. „ Луганск” 2001г.

4. Абалкин А. И. Вопросы экономики. - 2000г. - № 1

5. Архипов А. И. Экономика: Учебник. - М., 1998г.

6. Булатов А. С. Экономика. - М., 1997г.

7. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М., 1991г.

8. Добрынин А. И. - Экономическая теория. - М., 1999г.

9. Кемпбел Р. Экономикс. - М., 1992г.

10. Радаева В. В. Экономика переходного периода. - М., 1995г.

11.Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М., 1991г.

12.М.Павлишенко  „ Разгосударствление и приватизация , новый взгляд на проблему”/ „ Экономика Украины”, №9 / 1994 г.

13 Хромушин И. - Польша - европейский тигр? - Рынок ценных бумаг. - 2000. - №2.

14. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы,  проблемы  и   политика. М, Республика, 1992, С.47, 118

15. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для   вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.

16.  Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны.   Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В. П.  Колесов и др.   Москва, Высш. шк. , 1990.

     17. Мочерный С. “Основы экономической теории”
     18. Корнаи Я. “Путь к свободной экономике”, М., «Экономика», 1993 г., с.64
     19. Мочерный С. “К какой системе двигаться?”, «Экономика Украины», №6,

     1993 г., с.14-26                                                                                 

     20. Сорока И. “Социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика как              
      приоритетные модели украинского  рынка», «Экономика Украины», №5, 1994г.

     21.Япония. Региональная структура экономики/  Под ред. В. Я. Выборнова.,- М.:                

     Наука, 1987г.

     22. Страны мира: Краткий полит.-экон. справочник,- М.: Политиздат, 1989г.

Информация о работе Модели рыночной экономики