Модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производс-твенных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок

Оглавление

Введение

1. Сущность рыночной экономики
1.1. Структура рынка, его функции
1.2. Принципы построения рыночной экономики

2. Модели рыночной экономики
2.1. Шведская модель
2.2. Польская модель
2.3. Американская модель
2.4. Германская модель
2.5. Японская модель
3. Особенности формирования рыночных отношений в Украине
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Модели рыночной экономики.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

           С позиций роли государства  экономика состоит из трёх  секторов: государственного, частного и общественного. Общественный сектор занимает промежуточное положение между государственным и частным. В нем механизм рынка или совсем не срабатывает, или срабатывает частич-но. Здесь производятся экономические блага особого рода, общественные по своей природе. Они не могут являться предметом купли-продажи ( ус-луги национальной обороны, пожарной охраны, полиции и т.д.). В самом общественном секторе можно видеть три блока: государственный, добро-вольно-общественный, смешанный. Здесь рынок не срабатывает. Для второго и третьего – частичное использование рыночных механизмов. Поэтому образование, культура, здравоохранение в различных странах строятся на разнообразных принципах. Есть страны, в которых образова-тельные услуги, включая высшую школу, бесплатны (Норвегия). Есть и другие, где существуют как платные , так и бесплатные образовательные услуги (Япония). Однако нерыночный сектор экономики – объективная реальность[Рыбаков Ф.Ф. и др. Основы экономической теории /Учебное пособие/.-Луганск: „Книжковий світ”, 2002.-стр.50-51]. 

                                         2.1 Шведская модель  

            Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюда-тели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономичес-кого роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социаль-ной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

             Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыноч-ные отношения и государственное регулирование, преобладающую час-тную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная  черта послевоенной Швеции - специфика  отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десяти-летий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и пред-принимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными

группами трудящихся. Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в  шведской политике явно выделяются две доминиру-ющие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

           Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключи-тельно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рас-сматриваются как результаты этой политики. Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким массштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования.

          Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение дли-тельного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Цент-ральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник. Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:

* высокий уровень  развития политической культуры, кооперационный характер отношений  между разными социальными слоями  и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная

культура);

* в экономической  сфере - высокая конкурентоспособность  в промышленности, базирующаяся  на создании особого сектора  экономики, основанного на интеграции  между наукой, образованием и  производством, на взаимодействии  государственных институтов с  частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функции-онирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражи-рования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

* в социальной  области - возрастание среди традиционных  факторов производства (труд - капитал  - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концеп-ции ''человеческого капитала'' и социальной направленности и экономии-ческой стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созида-тельные силы социума шведского типа (социальная ориентация). Основан-ный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель бази-руется на получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и иннова-ционность продукции.

            Разумеется, Швеция не является исключением в отношении форми-рования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процве-тания'', хотя и ''продвинутый''. Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло. Шведская разно-видность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском ''доме для народа'' высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финна-нсируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универ-сальный характер.

            В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и состав-ляет в среднем 25%. Шведскому государству удалось на протяжении дли-тельного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производи-тельности труда.

             Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно все-объемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам анти-картельного регулирования, специфический юридический институт - специальное доверенное лицо - омбудсмен, которое следит за соблюде-нием правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля над конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику.В связи с расширением конкурен-ции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законно-дательство 1400 общеевропейских норм.

             Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состяза-тельности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции - все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства. Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.

            Особенностью шведской системы социального диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало проводить актив-ное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование доходов через увеличение налогов.

             Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократи-ческие правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

             Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на разви-том инновационном секторе ее экономики и специализации на производ-стве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий. Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги - сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость. В начале 90-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулиро-вания рынка труда. В результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост составил 2,8%.

            Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегу-лирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период 1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Уско-рился рост инновационных процессов. На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство.

              Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повыше-ния жизненного уровня населения, но без воздействия на основы произ-водства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и кол-лективные денежные фонды.

           В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промы-шленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомоби-лестроение ("Вольво" и "СААБ-Скания"), черная металлургия ("Свенска столь"),электротехника ("Электролюкс", АББ, "Эрикссон"), деревообра-батывающая и целлюлозно-бумажная ("Свенска целлюлоза" и др.), самолетостроение ("СААБ-Скания"), фармацевтика ("Астра", "Фармасиа"), производство специальных сталей ("Сандвик", "Авеста").

           В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской эконо-мической литературе терминологии, "сфер банков") стоят ведущие частные коммерческие банки страны - "Скандинависка эншильда банкен" и "Свенска хандельсбанкен", при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы ("третьего блока") во главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном "Вольво". В финансовую группу "Скандинависка эншильда банкен", контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода[Волков А.М. „Швеция: социально-экономическая модель”. - М., 1991г.- с.71-79]. 

Информация о работе Модели рыночной экономики