Модель Рыночной экономики Польши

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:40, реферат

Краткое описание

Процесс политического и экономического реформирования начался в Польше в 1989 г. Благодаря грамотной стратегии реформ, учету местных условий и реши­тельному осуществлению процессов реформирования после непродолжительного этапа «шоковой терапии» стране удалось выйти на путь устойчивого экономического роста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЦЕСС ПРИВАТИЗАЦИИ 3
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА 5
3. РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 12
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 14

Файлы: 1 файл

ПОЛЬСКАЯ МОДЕЛЬ1.docx

— 37.99 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРОЦЕСС ПРИВАТИЗАЦИИ 3

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА 5

3. РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЯ 12

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА 14

 

     

ПОЛЬСКАЯ  МОДЕЛЬ

     ВВЕДЕНИЕ

     Процесс политического и экономического реформирования начался в Польше в 1989 г. Благодаря грамотной стратегии реформ, учету местных условий и реши­тельному осуществлению процессов реформирования после непродолжительного этапа «шоковой терапии» стране удалось выйти на путь устойчивого экономического роста.

     Следует особо отметить роль государства  в процессе экономического реформирования. Правительству Польши в ходе преобразований удалось сохранить контроль над  ситуацией, избежать хаоса и разграбления национального богатства. Своими экономическими успехами Польша во многом обязана тому, что руководство страны смогло найти удачное соотношение между государственным регулированием и контролем и либерализацией экономики.

    1. ПРОЦЕСС ПРИВАТИЗАЦИИ

     Ключевым  моментом реформирования экономики  Польши был процесс приватизации.

     Приватизация  реализовывалась тремя методами:

  1. Прямая приватизация осуществляется государственными органами. Затрагивает малые и средние предприятия (до 500 человек работников; стоимость собственных средств предприятия — не более 2 млн. экю; годовой объем продаж — до 6 млн. экю). Метод не требует предшествующей приватизации, реализуется через:
  • продажу предприятия;
  • слияния с другими предприятиями;
  • лизинг предприятия работниками.
  1. Косвенная приватизация осуществляется после коммерциализации государственных предприятий и последующей продажи пакетов акций компаний через механизм публичного предложения (public offering), от­крытого письменного тендера (public written tender) или переговоров с инвесторами. Наиболее часто ис­пользуется при приватизации крупных, рентабельных и экономически значимых предприятий с большим количеством работников.
  1. Метод ликвидации применяется к убыточным предприятиям (по результатам текущей деятельности).

     Следует особо отметить степень интенсивности  процесса реформ по группам предприятий: сначала приватизация коснулась  области мелкого и среднего бизнеса, был дан простор частной инициативе и лишь во вторую очередь процессу приватизации подверглись крупные  предприятия. Для их приватизации сначала  нужно было создать соответствующие  условия. Поэтому и сей­час, несмотря на количественное преобладание частного сектора, государство сохраняет  контроль над крупнейшими и наиболее важными предприятиями.

     Процесс приватизации продолжается до сих пор. По мере «роста» рынка приватизации будет подвергнута значительная доля остающихся в руках государства  крупнейших предприятий. В свою очередь  приватизация крупнейших государственных  предприятий будет способствовать резкому увеличению ликвидности  и капитализации фондового рынка. С осуществлением приватизации двух крупнейших государственных институтов — РеКаО SA и Telekomunikacja Polska SA (Polish Telecom) — польский фондовый рынок вышел в бесспорные лидеры среди стран Центральной и Восточной Европы по капитализации. Принимая во внимание высокий потенциал дальнейшего роста, можно заключить, что польский фондовый рынок становится все более и более привлекательным для крупных институциональных инвесторов.

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА

     Центральным специализированным органом государственного регулирования рынка ценных бумаг  в Польше является Комиссия по рынку  ценных бумаг и биржам (PSEC), созданная  в соответствии с законом «О публичном  обращении ценных бумаг» и трастовых  фондах от 22 марта 1991 г.

     Организационная структура PSEC включает в себя:

  • департамент корпоративных финансов;
  • правовой департамент;
  • департамент брокерских фирм;
  • департамент инвестиционных фондов;
  • департамент надзора;
  • департамент генерального директора;
  • административный департамент;
  • секретариат.
 

     Согласно  Конституции председатель PSEC не имеет  права издавать обязательные для  исполнения всеми участниками рынка  постановления, он лишь обращается к  соответствующим государственным  органам для принятия нормативных  документов по рынку ценных бумаг. В  этих целях комиссия подготавливает проект постановления для Совета министров и для министра финансов.

     Варшавская  фондовая биржа (WSE) создана 16 апреля 1991 г. в качестве единственной фондовой биржи страны. Является акционерным  обществом, большинство акций которого принадлежит Государственному казначейству, имеет статус саморегулируемой организации (СРО).

     Требования  к осуществлению операций, правила  листинга устанавливаются PSEC. Торговля осуществляется в безбумажной форме  через лицензированных биржевых брокеров. Основной формой торговли является система фиксированных котировок, для наиболее ликвидных акций применяется также система непрерывной торговли, ведется и торговля пакетами акций (вне торговых сессий). Расчеты проводятся через Национальный депозитарий (NDS).

     До  конца 1995 г. доходы инвесторов на WSE не облагались налогами. В 1999 г. индивидуальные инвесторы по-прежнему не облагаются налогом от операций с капиталом, равно как и граждане стран, с  которыми Польша имеет соглашения об избежание двойного налогообложения (большинство европейских стран, в том числе Россия, и промышленно развитые страны остального мира).

     Юридические лица теперь облагаются налогом по ставке 40%, дивиденды — по ставке 20%, налоги с транзакций не взимаются.1

     Идет  сотрудничество с Парижской фондовой биржей по приведению технологии торговли к мировым стандартам.

     На 1999 г. планировалось окончание работ по переходу WSE с системы фиксированных котировок на систему непрерывных котировок. Вначале 1996 г. система непрерывных котировок начала применяться к 5 наиболее широко торгуемым акциям (Bank Inicjatyw Gospodarczych, Bank Przemysowo — Handlowy, the Dbica tyre company, Elektrim, Rolimpex). Сейчас в систему включено 76 компаний.

     Предусматривается допуск к торговле новых финансовых инструментов — корпоративных и  муниципальных облигаций. Есть предложения  по торговле опционами, однако это потребует  предварительного внедрения и отладки  системы непрерывных котировок, планируется развитие операций с  деривативами.

     Совет WSE рассчитывает на резкое увеличение числа котируемых компаний (примерно до 500), оборота (до 50 млрд. долл. в год) и капитализации (до 60 млрд. долл.). Варшавская фондовая биржа претендует на роль наиболее крупной и значимой в Центральной и Восточной Европе.

     В 1994 г. Варшавская биржа стала полноправным членом Международной федерации  фондовых бирж (FIBV).

     Внебиржевой рынок — Central Table of Offers (СеTО). Операции начали осуществляться в 1996 г., к середине 1998 г. в СеТО велась торговля акциями бо­лее 20 компаний; за день совершается сделок в сред­нем на сумму от 4 до 6 млн. долл.

     Национальный  депозитарий — National Depositary for Securities (NDS) является центральным депозитарием, клиринговой палатой и расчетным центром по ценным бумагам, допущенным к публичному обращению.

     NDS выполняет следующие основные  функции:

  • расчет остатков на счетах членов;
  • осуществление расчетов по сделкам, предоставление в кредит ценных бумаг для завершения расчетов;
  • формирование гарантийного фонда для компенсации последствий в случае неплатежа со стороны бро­кера, взимание платежей в фонд со стороны участни­ков и контроль за поддержанием минимального остат­ка на их счетах;
  • ведение инвестиционных счетов участников;
  • уведомление платежных агентов о дивидендах и корпоративных событиях;
  • через NDS осуществляется сбор доходов (проценты, дивиденды, погашение ценных бумаг);
  • при NDS создана Клиринговая палата по деривативам, главной целью которой является организация и эффективное осуществление сделок участников рынка.

     Новый закон «О публичном обращении  ценных бумаг» расширил функции NDS. Среди  наиболее важных нововведений следует  выделить ведение реестра ценных бумаг, не допущенных к публичному обращению  и возможность членства в NDS центральным  депозитариям иностранных государств.

     Прочие  участники рынка. Согласно закону «О публичном обращении ценных бумаг», комиссия (PSEC) осуществляет лицензирование следующих видов профессиональных участников рынка:

    • юридических лиц, осуществляющих брокерскую деятельность или ведущих инвестиционные счета;
    • трастовых и инвестиционных фондов;
    • физических лиц-брокеров;
    • инвестиционных консультантов.

     Раскрытие информации

     Основные  требования по раскрытию информации установлены законом «О публичном  обращении ценных бумаг» и комплексом подзаконных актов.

     В Польше действует компьютерная система  «Эмитент», начало существованию, которой  было положено распоряжением PSEC № 407 от 23.11.95 г. С тех пор система стала  широко используемым средством пере­дачи  информации в PSEC, Варшавскую фондовую биржу и Польское пресс-агентство. Система «Эмитент» на­целена на обеспечение эмитентов ценных бумаг, торгуемых на открытом рынке, эффективным и безопасным средством передачи информации, требуемым законодательством, в первую очередь законом «О публичном обращении ценных бумаг». Основными участниками системы являются эмитенты, РSЕС, Варшавская фондовая биржа, Central Table of offers (CeTO) (внебиржевой рынок), Польское пресс-агентство (Polish Press Agency). До конца 1998 г. 249 компаний, акции которых торгуются на открытом рынке, выразили свое желание присоединиться к системе «Эмитент», из которых 204 были включены в систему и активно в ней участвуют.

     В настоящее время Польша переживает некоторое замедление экономического роста. За 1999 г., по прогнозу Bank Handlowy, прирост ВВП ожидается на уровне 3,7%. Замедление экономического роста вызвано двумя группами факторов:

  • внешними факторами: последствиями азиатского и российского валютно-финансовых кризисов, высоким уровнем мировых цен на нефть, высоким уровнем плате­жей по внешнему долгу в 1999 г. (к середине 1999 г. об­щий объем внешней задолженности составил 42,7 млрд. долл; 132% годового экспорта);
  • внутренними факторами: проведением крупных структурных преобразований в экономике. В стране реализуется крупномасштабная социальная, в частности пенсионная реформа; в экономике изменяется роль бывших государственных предприятий, участники рынка приспосабливаются к повышению степени открытости экономики. Все это, особенно реформа соци­альной сферы, требует крупных затрат со стороны госу­дарства. В том числе и поэтому одной из наиболее острых проблем польской экономики остается значительное отрицательное сальдо платежного баланса (около 7% ВВП за 1999 г.). Неослабного внимания, несмотря на достигнутые успехи, требует проблема сдерживания инфляции. Отрицательное сальдо торгового баланса в настоящее время покрывается значительным притоком иностранных инвестиций (около 4 млрд. долл. за январь — сентябрь 1999 г.); крупной статьей доходов бюджета в ближайшие 2—3 года будут оставаться до­ходы от приватизации крупных государственных предприятий, что дает некоторый запас прочности для завершения преобразований.

     Заметим, что уже на 2000 г. прогноз прироста ВВП составляет 5,2%, что является свидетельством уверенности в успешном ходе проводимых структурных преобразований экономики.

Информация о работе Модель Рыночной экономики Польши