Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:36, курсовая работа
Рыночная экономика – это система организации хозяйства в масштабе, т.е. это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.
1. Противоречия, этапы трансформации и особенности хозяйственного поведения предприятия в переходной экономике
1.1. Противоречия и этапы трансформации предприятия
1.2. Особенности хозяйственного поведения предприятия
2. Содержание и результаты индивидуального воспроизводства в переходной экономике
2.1. Экономическое содержание индивидуального воспроизводства
2.2. Особенности результатов индивидуального воспроизводства
2.3. Особенности затрат и результатов у различных участников предпринимательской деятельности
3. Кризис индивидуального воспроизводства в переходной экономике
3.1. Изменение условий воспроизводства
3.2. Ухудшение финансового положения
3.3. Кризис инвестиционных источников
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Содержание.
Введение
1. Противоречия, этапы трансформации и особенности хозяйственного поведения предприятия в переходной экономике
1.1. Противоречия и этапы трансформации предприятия
1.2. Особенности хозяйственного поведения предприятия
2. Содержание и результаты индивидуального воспроизводства в переходной экономике
2.1. Экономическое содержание индивидуального воспроизводства
2.2. Особенности результатов индивидуального воспроизводства
2.3. Особенности затрат и результатов у различных участников предпринимательской деятельности
3. Кризис индивидуального воспроизводства в переходной экономике
3.1. Изменение условий воспроизводства
3.2. Ухудшение финансового положения
3.3. Кризис инвестиционных источников
4. Заключение
5. Список использованной литературы
1.1.
Противоречия и
этапы трансформации
предприятий.
Принципиальные различия в социально экономических условиях функционирования предопределили и различия между предприятиями советского и рыночного типа.
Эти
различия столь глубоки,
что не могут быть
устранены путем
изменения одних
лишь внешних условий
хозяйствования. Требуется
длительный по времени
и обширный по мерам
трансформационный
процесс преобразования
советских предприятий
в предприятия предпринимательского
типа. Этот процесс включает
две основных составляющих
– коммерциализацию
и реструктуризацию
предприятий.
Коммерциализация
предприятий –
это процесс постепенного
приспособления предприятий
к рыночным условиям
хозяйствования путем
расширения их хозяйственной
самостоятельности
и усиления бюджетных
ограничений. Экономическая
суть коммерциализации
состоит в преодолении
предприятиям свободы
хозяйствования, а ее
главной целью – облегчение
им адаптации предприятий
к условиям конкурентного
поведения. Она выступает
в качестве промежуточной
меры перевода предприятий
из государственного
сектора экономики в
частный. Коммерциализация
– это противоречивый
процесс, поскольку
он предполагает сохранение
неэкономического воздействия
государства. Поэтому
ее успех зависит от
системного и целенаправленного
проведения мер по разгосударствлению
предприятий. Организация
на базе государственных
предприятий акционерных
обществ, держателями
акций которых могли
бы быть государственные
холдинговые компании,
способствовало бы укреплению
самостоятельности
директоров и препятствовало
бы бюрократическим
вмешательствам. Перевод
предприятий на полное
самофинансирование
при создании основных
институциональных
условий рыночного хозяйствования
обеспечил бы приобретение
навыков конкурентного
поведения.
Следующим этапом трансформации предприятий должна быть их реструктуризация. Реструктуризация предполагает проведение целого комплекса мероприятий по организационному и техническому обновлению. Первоочередной задачей является определение причин кризисного состояния предприятий. Ими могут быть: неквалифицированное управление, старый производительный аппарат, неквалифицированная рабочая сила, низкое качество продукции, отсутствие рынков, государственная политика. В зависимости от выявленных причин могут быть приняты меры, препятствующие ухудшению состояния предприятия – смена руководства. Прекращение производства отдельных видов продукции, усиление контроля качества, модернизация оборудования и т.п. В конечном счете задачи по реструктуризации состоят в определении потенциальных возможностей предприятия и оправданности финансовых вложений по его обновлению.
К моменту радикального перехода к рыночным преобразованиям советские предприятия не были подвергнуты ни коммерциализации, ни реструктуризации.
Поэтому предприятия оказались совершенно неподготовленными к принципиально новым для них условиям хозяйствования. Во-первых, их производственная база не соответствовала рыночным потребностям. Ресурсоемкая и ориентированная на стабильное производство масштабных объемов однотипной продукции, она сразу же обусловила неспособность производства реагировать на изменения рыночного спроса. Во-вторых, централизованное обеспечение ресурсами и отсутствие механизмов внутреннего накопления противоречили рыночным принципам формирования бюджетных ограничений предприятий. С переходом от фондированного обеспечения ресурсами к рыночной торговле им предприятия столкнулись с острейшим дефицитом денежных средств, что привело к хроническому недостатку производственных ресурсов и спаду производства. В-третьих, организационная система предприятий и их кадровый потенциал не отвечали задачам рыночного поведения. Отсутствие у советских предприятий развитых рыночных служб и собственной снабженческо–сбытовой сети привело к разрыву хозяйственных связей и вытеснению их с рынков иностранными конкурентами. Привыкшие к бюрократическим процедурам решения вопросов руководство предприятий оказалось не готовым к возросшему темпу принятия решений и неспособным к адекватной реакции на происходящие изменения.
Свойственные
советским предприятиям
недостатки внутренней
организации были усугублены
шоковой либерализацией
и форсированной приватизацией.
С одной стороны, резкий
рост цен и падение платежеспособного
спроса лишили предприятия
возможностей для технического
перевооружения производства
и структурной перестройки
производственного
аппарата. С другой стороны,
укрепившая на деле
позиции директора трансформация
собственности привела
к трансформации системы
управления предприятиями.
Сложившиеся условия
оказались совершенно
неадекватными задачам,
стоящим перед предприятиями,
что и предопределило
специфику происходящих
в них изменений.
1.2. Особенности хозяйственного поведения предприятия.
Особенности
хозяйственного поведения
предприятий обусловлены,
с одной стороны,
состоянием рыночной
среды, а с другой
– особенностями их
внутренней организации.
Своеобразие целевых
установок предприятий
в переходной экономике
состоит в том, что определяющую
роль в их формировании
играют факторы внешней
среды. Шоковый характер
экономических преобразований
объективно обусловил
доминирование краткосрочных
задач в системе адаптационных
мероприятий. Для российских
предприятий таковыми
стали:
Реагируя на возникшие осложнения, предприятия могут прибегнуть к трем возможным сценариям поведения:
Преобладанию приспособленческой модели поведения способствовали и внутренние факторы предприятий. Первый – это неадекватность производственного аппарата предприятий рыночным требованиям. Негибкие системы поточного производства, рассчитанные на массовое производство устойчивой номенклатуры продукции, затруднили приспособление к меняющемуся спросу. Будучи по своему характерными, они обусловили низкую конкурентно – способность продукции. Второй – это отсутствие четкого распределения прав собственности. Ваучерная приватизация привела к распылению собственности, подорвав стимулы к развитию. Важнейшая для производственных единиц зависимость «инвестиции – доходы» оказалась разорванной. Зато широкое распространение получил экономический оппортунизм работников. Трети – это дефицит внутренних финансовых ресурсов, не позволявший проведение необходимых изменений. В итоге, пассивное приспособление к складывающимся условиям хозяйствования и отсутствие экономической стратегии стало определяющим признаком хозяйственного поведения предприятий в переходной экономике.
Так, в целях сохранения рынков предприятия поддерживают конкурентоспособность цен на продукцию не путем снижения издержек, а за счет снижения рентабельности. Не имея средств для обновления производства, они концентрируют свои усилия не на повышении качества продукции и освоении производства новых товаров, а на поисках ниш с низким уровнем конкуренции, которые чаще всего представляют собой рыночные сегменты технологически несложной и невысококачественной продукции для бедных. Широкое распространение получили требования опеки со стороны государства в форме протекционистской политики, бюджетного финансирования и льготного кредитования, а также методы социального давления в виде забастовок. Конечно, такой тип поведения не может быть назван предпринимательским.
Для изменения характера необходима трансформация внутренней организации самого предприятия, и прежде всего преобразование бюрократических структур предприятий в такие, которые, обеспечивая стимулы и гибкость, генерируют предпринимательский тип поведения. Иными словами, решение состоит в обеспечении связей: «наука – производство», «собственник – управляющий» и «управляющий – работник».
Конкурентоспособность
– главная забота
для предприятий, испытывающих
давление как со стороны
меняющихся потребительских
предпочтений, так и
конкурентов. Следует
различать конкурентоспособность
товара и конкурентоспособность
предприятия. В первом
случае речь идет о способности
товара выгодно отличатся
от ему подобных уровнем
удовлетворения потребности
и затрат на ее удовлетворение.
Здесь важны не только
качественные параметры
самого продукта, но
и его цена, сроки службы
и гарантии и т.д. В этом
смысле наиболее конкурентоспособным
является не тот товар,
цена которого низка,
а тот, у которого минимальная
стоимость потребления
за весь срок службы.
Конкурентоспособность
производимой продукции,
безусловно, влияет
конкурентоспособность
предприятия. Однако
это лишь одно из слагаемых.
Оценка потребителя
должна быть дополнена
оценкой производителя,
опирающейся на рентабельность
производства данного
продукта. Местоположение
предприятия, уровень
сложности его организации
и эффективность управления,
гибкость производства
и степень мотивации
работников – все это
в той или иной мере
оказывает влияние на
конкурентоспособность
предприятия, т.е. его
способность реагировать
и воздействовать на
изменяющиеся рыночные
условия.