Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:14, реферат
Под термином политической экономии имеется ввиду исследование политических факторов, влияющих на экономическую политику государства. Другими словами, политическая экономия исследует факторы, которые влияют на действия государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. 4
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА. 5
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ. 6
МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ. 9
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. 11
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И ЭТАТИЗМ. 11
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. 13
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА. 16
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ 2003 ГОДА. 18
УСИЛЕНИЕ ПОПУЛИЗМА. 20
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
ЛИТЕРАТУРА. 27
Оглавление:
Под термином политической экономии имеется ввиду исследование политических факторов, влияющих на экономическую политику государства. Другими словами, политическая экономия исследует факторы, которые влияют на действия государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.
Не секрет, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории цивилизации рассматривалось как неотъемлемая часть экономики. Оно во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.
Все формы вмешательства государства в экономику образуют целостную систему. Каждая модель государственного регулирования экономики представляет собой определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Между различными направлениями экономической политики с необходимостью должна осуществляться координация.
Как было сказано ранее, экономическая политика государства во многом зависит от ряда факторов, которые оказывают на нее существенное влияние. Следовательно, чтобы осуществлять эффективную экономическую политику необходимо все время учитывать эти факторы.
Итак, в
данной работе мы попытаемся рассмотреть
более подробно вопросы, касающиеся
экономической политики государства и
факторы которые влияют на эту политику.
Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений./1/
Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей./1/
В своем учебнике "Экономика" П. Самуэльсон приводит ряд определений экономической теории, каждое из которых само по себе автор считает правильным:
1. "Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Экономическая
теория есть наука о
3. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
4. Экономическая
теория есть наука о богатстве"
И далее
автор дает собственное определение:
"Экономическая теория есть наука
о том, какие из редких производственных
ресурсов люди и общество с течением
времени, с помощью денег или
без их участия, избирают для производства
различных товаров и
Другими словами можно отметить, что политэкономия – это еще и отношения между людьми, которые складываются в производстве, распределении, обмене и потреблении.
Так же под термином политической экономии имеется ввиду исследование политических факторов, влияющих на экономическую политику государства.
Политэкономия изучает проявление экономических законов и категорий в конкретном способе производства и, что весьма существенно, она выражает интересы определенного класса или отдельных слоев населения.
В настоящее время, когда существует целая система специальных и отраслевых наук, политэкономия является общетеоретической экономической наукой. Образно говоря, она является душой экономической науки. Д.И. Менделеев писал: "Теория — это душа, а практика (опыт) — тело науки. Без теории легко заблудиться в" океане мыслей и в лесу фактов".
В экономической теории имеется множество определений рынка. Это не следует рассматривать как недостаток теории. Различные определения выделяют разные стороны такого сложного и многообразного феномена социально-экономической жизни человечества, как рынок, и выражают разные подходы научных школ или отдельных авторов к этому феномену. Вот одно из определений:
Рынок - форма организации совместной экономической деятельности людей, основанная на трех обязательных признаках: частная собственность, добровольное экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция./2/
Субъекты рыночных отношений:
1. Люди
(физические лица) и группы людей,
специально созданные для
2. Государственные
предприятия, если государство
установит для них такие
3. Государство.
Государство
как субъект экономических
Под совокупностью
организаций понимается взаимосвязанная
и иерархическая система
Законы - определяют требования государства к экономическим агентам. Они выражаются в форме ограничений (запретов) и предписаний (обязательных действий экономических агентов, например, необходимость регистрации фирмы).
Процедуры - устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия (например, регистрации фирмы).
Нормы - фиксируют обязательные экономические параметры. (например, минимальную заработную плату или пропорции обмена национальной валюты на иностранную - валютный курс).
Все установленные государством условия носят обязательный характер для экономических агентов./2/
Как следует из определения, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд. Если один из экономических партнеров нарушает контракт, то другой партнер должен иметь возможность обратиться к государству за защитой.
Следует обратить внимание на тот факт, что определение и защита условий экономической деятельности - это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.
Государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. В своей законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко за рамки рыночных принципов
Поскольку конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства, оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. (например, антимонопольное законодательство, или специальные экономические меры, такие как снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников). Конкурентная среда - необходимое условие успешного экономического развития.
Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды объединяют понятием “рамочные условия экономической деятельности”. Создание благоприятных рамочных условий - главная задача государства в рыночной экономике.
Право
перераспределения результатов
экономической деятельности—
Все экономические агенты - государство, частные компании, граждане, занимающиеся бизнесом, и т. д.- действуют по определенным правилам. Они показывают, что можно и что нельзя делать, как строить отношения с другими экономическими агентами. Эти правила называются институтами.
Институты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. (Например, это право частной собственности, или порядок открытия и регистрации новой фирмы, или процедура получения государственной лицензии на разработку нефтяного месторождения)./4/
Современная
институциональная теория связывает
существование институтов с такой
фундаментальной
Другой
основой существования
Институты бывают формальными и неформальными.
Формальные институты - это все писаные правила, имеющие отношение к экономической деятельности: Конституция, Гражданский кодекс, другие экономические кодексы, законы, указы, постановления и распоряжения государственной власти. Такие правила построены по иерархическому принципу. Правило более высокого уровня охватывает более широкий спектр экономических отношений, чем правило более низкого уровня. Последнее опирается на правило более высокого уровня и не должно противоречить ему. Изменить правило более высокого иерархического уровня труднее, чем правило более низкого уровня. Например, изменить Гражданский кодекс труднее, чем обычный закон, а Конституцию - еще труднее, чем Гражданский кодекс. Иерархичность придает устойчивость системе формальных институтов. В наборе самых общих правил - а таким набором для рыночной экономической системы является Конституция - должно быть сформулировано “правило изменения правил”, то есть порядок изменения законов, указов, распоряжений (например, процедура внесения законопроектов, порядок отмены законов и распоряжений и т. д.)./2/
Система формальных институтов близка к понятию “рамочные условия экономической деятельности”.
Кроме формальных правил, существуют также неформальные институты (правила). К ним относятся, во-первых, традиции и социокультурные стереотипы. Во-вторых, к ним относятся правила и процедуры, не санкционированные государством (возможно, даже противоречащие государственной политике), но тем не менее практикуемые хозяйствующими субъектами. Совокупность неформальных правил может быть очень широка и часто выходит далеко за пределы традиций и стереотипов.