Разделение политической власти в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Разделение властей — это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Идея разделение властей возникла давно и возникла она из понимания той угрозы, которую несет обществу нераздельная, всеобъемлющая власть.

Оглавление

Введение 2

1. Законодательная власть 4

1.1 Государственная дума 4

1.2 Совет Федерации 5

2. Исполнительная власть 7

3. Судебная власть 11

3.1 Конституционный Суд Российской Федерации 12

3.2 Верховный Суд Российской Федерации 13

3.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 14

4. Государственные органы с «особым статусом» 14

Заключение 16

Список литературы 18

Файлы: 1 файл

1.docx

— 419.36 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение 2

1. Законодательная власть 4

1.1 Государственная дума 4

1.2 Совет Федерации 5

2. Исполнительная власть 7

3. Судебная власть 11

3.1 Конституционный Суд Российской Федерации 12

3.2 Верховный Суд Российской Федерации 13

3.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 14

4. Государственные органы с «особым статусом» 14

Заключение 16

Список литературы 18

 

Введение

 

     Разделение  властей — это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации  власти демократического государства. Идея разделение властей возникла давно и возникла она из понимания той угрозы, которую несет обществу нераздельная, всеобъемлющая власть.

     Принцип разделения властей связан с  именами  двух выдающихся мыслителей XVII — первой половины XVIII в. — Джона Локка  и Шарля Монтескье.

      Локк доказывал необходимость  разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. В его понимании  законодательная власть — это  власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов. В хорошо устроенных государствах законодательная власть передается в руки лиц, которые сами или совместно с другими властями создают законы, и — что важно  подчеркнуть — “сами подпадают  под действие тех законов, которые  были ими созданы”.

      Но так как  законы, обладая постоянной и устойчивой силой, нуждаются в непрерывном  исполнении или наблюдении за этим исполнением, необходим контроль за исполнением законов. Эта задача исполнительной власти.

     Под федеративной властью Локк понимал  ту власть в государстве, в компетенции  которой находятся вопросы войны  и мира, участие в коалициях  и союзах, право вести дела со всеми лицами и сообществами вне  данного государства, т.е. область  внешней политики.

     Что касается соподчиненности властей  в государстве, то, по мнению Локка, “может быть всего одна верховная  власть, а именно законодательная, которой  все остальные подчиняются и  должны подчиняться”

     Монтескье внес коррективы в концепцию Локка  о разделении властей. “В каждом государстве, — писал он, — есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами  международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского”.

     Как видно, эта формулировка несколько  отличается от предложенной Локком и  от той, которую обычно дают в словарях. В этой связи нужно принять  во внимание следующие пояснения  Монтескье: первая власть призвана создавать  законы; вторая (исполнительная) — ведает внешними сношениями и обеспечивает безопасность; третья (исполнительная) — карает преступников и разрешает столкновения между частными лицами. Третью власть можно иначе именовать судебной.

     Монтескье, во-первых, считал, что исполнительная власть должна находиться в руках  монарха, независимо от законодателей; во-вторых, предложил двухпалатную модель парламента, в котором наряду с выборной нижней палатой как  органом народного представительства  существует верхняя палата пэров, представляющая аристократию.

     Многие  теоретические положения об идеальном  государственном устройстве “подсказаны” Монтескье современной ему английской конституционной монархией, а верхняя  палата пэров просто списана с  палаты лордов.

     Но  главное в концепции Монтескье  состояло в том, что, согласно его  представлениям, власть должна принадлежать различным органам государства; сосредоточение властных полномочий в  руках одного органа государства  недопустимо. Если законодательную  власть соединить с исполнительной, то не исключено, что законодатель, применяя законы, не будет строго следовать  содержащимся в них  указаниям. В результате в стране воцарится Произвол. Если в одном органе соединить судебную и исполнительную власть, то может случиться, что судья будет притеснителем, действующим от имени и по поручению закона. А это тоже ведет к произволу. Недопустим и третий вариант — соединение судебной и законодательной властей, ибо в таком случае судья получит возможность изменять содержание закона в том или другом направлении.

     “Чтобы  не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок  вещей, при котором различные  власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный  строй, при котором никого не будут  понуждать делать то, к чему его  не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет”.

     Своей концепцией Монтескье осуществил, говоря современным языком, прорыв в области политико-правовой теории.

     Таким образом, политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

     Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (часть 1 статьи 3 Конституции РФ). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10 Конституции РФ).

  1. Законодательная власть
 

     Законодательная власть представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а  также систему государственных  органов, реализующих эти полномочия. В функции законодательных органов  также входит утверждение изменений  в налогообложении, утверждение  бюджета страны, ратификация международных  соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной  власти — парламент.

     В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная  дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).  

1.1 Государственная дума

 

     Статус  Государственной думы определен  в главе 5 Конституции Российской Федерации. Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года (статьи 95-96 Конституции Российской Федерации). Статья 96 Конституции устанавливает, что порядок выборов депутатов  устанавливается федеральным законом. В 2007 году депутаты впервые избирались только по партийным спискам. Проходной  барьер составляет 7 %. Новые правила  были установлены специально для  того, чтобы отсечь явно непроходные  партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. До 2005 барьер составлял 5 %, а половина состава Думы избиралась по мажоритарным одномандатным округам, а половина — по партийным спискам. Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день референдума по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года.

     Работу  думы возглавляет председатель думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя  председателя ГД. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы. В настоящее время председателем Государственной Думы является Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. — постановление Государственной Думы № 3-5 ГД) от фракция «Единая Россия».

     Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и  дает право выносить Постановления  по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

     Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа  депутатов, если иное не предусмотрено  Конституцией Российской Федерации.

1.2 Совет Федерации

 

     Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания парламента России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ - по одному от органов исполнительной и законодательной власти.

     Действующий в настоящее время порядок  формирования Совета Федерации определен  Федеральным законом от 16 декабря 2004 года № 160-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с этим законом палата состоит  из 178 представителей субъектов Российской Федерации, избранных законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших  или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации.

     Основные  полномочия Совета Федерации перечислены  в статье 102 Конституции.

     Совет Федерации принимает постановления  простым большинством голосов от общего числа депутатов (за исключением  случаев, когда Конституция предусматривает  более высокий кворум).  

     
  1. Законодательные полномочия:

     Совет Федерации может одобрить или  отклонить принятый Государственной  Думой федеральный закон, федеральный  конституционный закон, закон о  поправках к Конституции. Законы, одобренные Советом Федерации, передаются на подпись Президенту РФ. Федеральный  закон может быть одобрен простым  большинством голосов либо пассивным  образом - путем нерассмотрения его  в 14-дневный срок (однако, этот механизм не может быть применен, если закон  относится к списку законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации). Двумя третями (119 голосов) Совет Федерации преодолевает вето Президента; тремя четвертями (134 голоса) - одобряет федеральные конституционные  законы и законы о поправках к  Конституции.

  1. Кадровые полномочия:
  • отрешение Президента РФ от должности (двумя третями голосов)
  • назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; утверждение членов Президиума Верховного Суда;
  • назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, назначение заместителей Генерального прокурора;
  • назначение двух представителей Совета Федерации в Национальном банковском совете (НБС);
  • назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • назначение представителей Совета Федерации в Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации;
  • назначение одного из 15 членов Коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
 
     
  1. Прочие  полномочия:
  • утверждение изменения границ между субъектами Федерации;
  • утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ.

Информация о работе Разделение политической власти в современной России