Разделение политической власти в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Разделение властей — это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Идея разделение властей возникла давно и возникла она из понимания той угрозы, которую несет обществу нераздельная, всеобъемлющая власть.

Оглавление

Введение 2

1. Законодательная власть 4

1.1 Государственная дума 4

1.2 Совет Федерации 5

2. Исполнительная власть 7

3. Судебная власть 11

3.1 Конституционный Суд Российской Федерации 12

3.2 Верховный Суд Российской Федерации 13

3.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 14

4. Государственные органы с «особым статусом» 14

Заключение 16

Список литературы 18

Файлы: 1 файл

1.docx

— 419.36 Кб (Скачать)
  1. Исполнительная  власть
 

     Исполнительная  власть —ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов.

     Исполнительная  власть независима от законодательной  власти, которая тем не менее считается  главенствующей, первой властью. Исполнительная власть принадлежит либо президенту — главе государства, и правительству (в т. н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских  странах). Реальная роль главы государства  в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских  странах сугубо номинальна. В современную  эпоху фактическое значение исполнительной власти выходит далеко за рамки, установленные  теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть весьма активно  способствует осуществлению полномочий законодательной властью, будучи главным  источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную  деятельность парламента. В России исполнительная власть представлена правительством РФ, которое состоит из президента и администрации президента и  отраслевых министерств и ведомств.

      Президент Российской Федерации —  высшая государственная должность  Российской Федерации. Согласно действующей  Конституции, глава государства, гарант Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, Верховный  главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации.

     Пост  Президента Российской Федерации был  учреждён в 1991 году как пост главы  исполнительной власти одной из союзных  республик СССР — РСФСР — на основе волеизъявления народа, выраженного  на референдуме 17 марта 1991 года.

      Правовой статус Президента России определён главой четвёртой Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации избирается на четырехлетний срок гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Действующий Президент РФ: Дмитрий Анатольевич Медведев. Дата начала действия полномочий - 7 мая 2008. Полномочия истекают 7 мая 2012.

     На  основании четвёртой главы Конституции  президент осуществляет следующие  полномочия:

  • назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
  • по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
  • назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
  • распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;
  • обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
  • Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  • Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
  • в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • осуществляет помилование.

     В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации  издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам.

     Указом  Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. № 1274 определены федеральные  органы исполнительной власти, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а  также федеральные службы и федеральные  агентства, подведомственные этим федеральным  органам исполнительной власти:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
  • Федеральная миграционная служба (ФМС России)
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
  • Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России)
  • Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ)
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)
  • Федеральное агентство специального строительства России (Спецстрой России)
  • Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)
  • Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)
  • Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация)
  • Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) (ГФС России)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России)
  • Главное управление специальных программ президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)
  • Управление делами президента Российской Федерации (федеральное агентство).
  1. Судебная  власть
 

     Органы  судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными  лицами, а также рассматривают  дела об оспаривании правовых предписаний  на предмет соответствия правилам более  высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов  — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи  с конкретным спором. Суды также  выполняют отдельные удостоверительные  функции (признание фактов, в отдельных  государствах — укрепление прав), когда  для удостоверения требуется  доказывание, по сложности выходящее  за компетентность нотариусов.

     Признаки  судебной власти в России:

  1. Осуществляется только судами
  2. Имеет полную самостоятельность
  3. Осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства
  4. Подзаконность — руководство законами при принятии решений.
  5. Правоприменительный характер.
  6. Исключительность — не допускается возможность вторичного рассмотрения разрешённых дел.
  7. Единство судебной системы РФ:
  1. Установление судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ».
  1. Соблюдение всеми судами законов РФ.
  2. Признание обязательности решений
  3. Особый статус судей
  4. Финансирование судей из федерального бюджета.
 

     Органы  судебной власти.

     По  действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации. 

     Высшие  федеральные суды:

  • Конституционный Суд Российской Федерации.
  • Верховный Суд Российской Федерации
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

3.1 Конституционный Суд Российской Федерации

 

     Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.

     Полномочия  Конституционного Суда Российской Федерации 

     Конституционный Суд Российской Федерации:

  1. по запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной Думы или одной пятой его депутатов, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ,
  2. разрешает споры о компетенции между органами государственной власти
  3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле
  4. по запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ
  5. по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ
  6. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ проверяет конституционность референдума РФ).

     Состав  Конституционного Суда России:

  1. Бондарь Николай Семенович
  2. Данилов  Юрий Михайлович — Судья-секретарь
  3. Гаджиев Гадис Абдуллаевич
  4. Жаркова Людмила Михайловна
  5. Жилин Геннадий Александрович
  6. Зорькин Валерий Дмитриевич — Председатель
  7. Казанцев Сергей Михайлович
  8. Клеандров Михаил Иванович
  9. Кононов Анатолий Леонидович
  10. Красавчикова Лариса Октябриевна
  11. Маврин Сергей Петрович
  12. Мельников Николай Васильевич
  13. Рудкин Юрий Дмитриевич
  14. Селезнёв Николай Васильевич
  15. Слива Анатолий Яковлевич
  16. Стрекозов Владимир Георгиевич
  17. Хохрякова Ольга Сергеевна — Заместитель Председателя
  18. Князев Сергей Дмитриевич
  19. Ярославцев Владимир Григорьевич

Информация о работе Разделение политической власти в современной России