Разделение политической власти в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Разделение властей — это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Идея разделение властей возникла давно и возникла она из понимания той угрозы, которую несет обществу нераздельная, всеобъемлющая власть.

Оглавление

Введение 2

1. Законодательная власть 4

1.1 Государственная дума 4

1.2 Совет Федерации 5

2. Исполнительная власть 7

3. Судебная власть 11

3.1 Конституционный Суд Российской Федерации 12

3.2 Верховный Суд Российской Федерации 13

3.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 14

4. Государственные органы с «особым статусом» 14

Заключение 16

Список литературы 18

Файлы: 1 файл

1.docx

— 419.36 Кб (Скачать)

3.2 Верховный Суд Российской Федерации

 

     Верховный Суд Российской Федерации:

  • является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
  • осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.
  • является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  • полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда России устанавливаются федеральным конституционным законом.

     Председателем Верховного суда по состоянию на май 2008 года является Вячеслав Лебедев. 
 

3.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 

     Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и  иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

     Председатели:

  • Яковлев, Вениамин Фёдорович (1992—2005)
  • Иванов, Антон Александрович (с 2005)
  1. Государственные органы с «особым  статусом»
 

     Однако  существуют государственные органы с особым статусом, не укладывающихся в традиционную триаду "ветвей власти". В современном Российском государстве такими органами являются избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией РФ, органы при Президенте, Конституционное Собрание, Банк России, органы судебного сообщества и квалификационные коллегии судей, а также органы прокуратуры (во главе с Генеральной прокуратурой), органы финансового контроля (Счётная палата РФ и аналогичные региональные органы), омбудсманы (Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ). 

     Администрация Президента России была создана 19 июля 1991 года указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина. Первоначально Администрация состояла из 13 подразделений. Позднее, к середине 1993 года, с выходом Положения об Администрации в её состав входило 26 управлений и отделов. 

     Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).

     Банк  России контролирует деятельность кредитных  организаций, выдаёт и отзывает у  них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации  работают с прочими юридическими и физическими лицами.

     Статьей 75 Конституции Российской Федерации  установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации (Банка России), определено его исключительное право на осуществление  денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение  устойчивости рубля (часть 2). Но ст. 71 Конституции  определено, что федеральный уровень  власти обладает монопольным правом на эмиссию денег, что идёт в разрез с 75 ст. и вызывает противоречия. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации  определяются также Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  и другими федеральными законами. 

     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации  (ЦИК России) — государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. С 1995 года ЦИК России состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. ЦИК России формируется на четырехлетний срок полномочий. ЦИК России хоть и является государственным органом, не относится ни к одной из трех основных ветвей власти. ЦИК России имеет контрольно-ревизионную службу, аппарат, совещательные и консультативные органы. При ЦИК России организован Федеральный центр информатизации, обеспечивающий создание и эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». ЦИК России принимает решения на заседаниях большинством голосов. При организации и проведении федеральных выборов (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы) является вышестоящей комиссией по отношению ко всем избирательным комиссиям, участвующим в организации выборов, руководит их деятельностью, регистрирует кандидатов, определяет результаты выборов, распределяет бюджетные средства, осуществляет иные полномочия. Действующий состав ЦИК России сформирован в марте 2003 года, до этого формировалась в 1995 и 1999 году. 

     Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации. Статус Счетной палаты Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», согласно которому Счетная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной Думы. В рамках своих задач Счётная палата, обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания. 

     Прокуратура Российской Федерации  — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений. 

Заключение

 

     Итак, рассмотрев систему государственных  органов, составляющих в совокупности государственную власть, и систему  политической власти в целом, мы видим, что принцип разделения властей  в российской конституционной практике претерпел существенные изменения. В современном Российском государстве  он реализован совершенно иначе, чем  он был сформулирован и реализован в первых конституционных государствах.

     Характерной особенностью организации государственной  власти в современной России является особый статус главы государства - всенародно избираемого Президента РФ. Его компетенция  так или иначе затрагивает  различные "ветви власти", он выполняет  координирующие функции, обладает широкими государственно-властными полномочиями, при этом он не возглавляет исполнительную "ветвь власти", вообще не входит ни в одну из основных "ветвей власти", имея свои "формы влияния", свои "сдержки и противовесы" на каждую из них. Законодательная и  судебная "ветви власти", в свою очередь, имеют свои "формы влияния" на Президента. "Президентская власть" получила конституционное оформление в главе 4 Конституции РФ и других конституционных положениях.. Органы при Президенте (Совет Безопасности, советы и комиссии, Администрация Президента, полномочные представители) образуют особую систему государственных органов во главе с Президентом. Эта система органов не входит в систему исполнительной власти и образует даже не "особое ответвление", а "дополнительную ветвь власти", со своей системой государственных органов и со своими, свойственными только этой системе функциями.

     В последние годы, несмотря на отсутствие конституционного оформления, как "дополнительная ветвь власти" сформировалась и  функционирует "избирательная власть". Собственно, она даже не является "ветвью государственной власти" в обычном  понимании. Её основу составляет избирательный  корпус всего государства, субъектов  Федерации, муниципальных образований. В её состав входит лишь небольшая  группа государственных органов  с особым статусом, которые призваны обеспечивать свободное волеизъявление избирательного корпуса, проводить  выборы и референдумы - избирательных  комиссий, которые в пределах своей  компетенции самостоятельны и независимы от других государственных органов. На мой взгляд, именно "избирательная  власть", с учётом конституционного принципа народовластия, может претендовать на то, чтобы считаться верховной  властью в демократическом государстве. 

     Многие  другие государственные органы, входящие в российскую "систему сдержек  и противовесов", не входят ни в  одну из трёх традиционных "ветвей власти". Прокуратура, осуществляющая от имени  государства надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов, парламентские органы финансового  контроля вместе с принципиально  новым для России институтом власти - Уполномоченным по правам человека (омбудсманом), несмотря на отсутствие организационного единства, выполняют сходные контрольно-надзорные  функции и образуют "дополнительную ветвь власти". Однако контрольные  и надзорные функции и полномочия осуществляются различными государственными органами, принадлежащим различным "ветвям власти" и, на мой взгляд, недостаточно между ними разграничены, поэтому "контрольно-надзорная власть" в Российском государстве находится  в состоянии формирования. Формируются  и действуют и другие государственные  органы с особым статусом и их системы, обоснованные в качестве "особых ответвлений власти". Конституционная  практика так быстро развивается, что  любая классификация может оказаться  неполной.

     Однако  утверждение "единства государственной  власти", распространение государственных  органов с особым статусом, оформление "особых ответвлений" и даже "дополнительных ветвей власти" и другие тенденции  развития государственности сами по себе не означают, что надо отказаться от теории разделения властей, поскольку она искажает реальную картину. Она является одним из выдающихся достижений политической и правовой мысли, ею следует руководствоваться при определении системы органов демократического государства. Отрицают принцип разделения властей, как правило, в авторитарных и тоталитарных государствах. Однако необходимо отойти от представлений "жёсткого" разделения властей, учесть конституционную практику современного государства. В угоду догматическому пониманию концепции разделения властей не следует закрывать глаза на реальную ситуацию.

     Мне представляется, что принцип разделения властей должен носить прежде всего  направляющий, ориентирующий характер. 

Список  литературы

 
      
  1. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и  зарубежный опыт.- М.: Издательство "Зерцало", 1998. - 448 с.
  2. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 400 с.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.
  4. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы./Под редакцией академика О.Е.Кутафина. - 7-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 2000. - 416 с.
  5. Конституция РФ.

Информация о работе Разделение политической власти в современной России