Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 01:04, курсовая работа
Разделение властей — это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Идея разделение властей возникла давно и возникла она из понимания той угрозы, которую несет обществу нераздельная, всеобъемлющая власть.
Введение 2
1. Законодательная власть 4
1.1 Государственная дума 4
1.2 Совет Федерации 5
2. Исполнительная власть 7
3. Судебная власть 11
3.1 Конституционный Суд Российской Федерации 12
3.2 Верховный Суд Российской Федерации 13
3.3 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 14
4. Государственные органы с «особым статусом» 14
Заключение 16
Список литературы 18
Верховный Суд Российской Федерации:
Председателем
Верховного суда по состоянию на май
2008 года является Вячеслав Лебедев.
Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по
разрешению экономических споров и
иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом
Председатели:
Однако
существуют государственные органы
с особым статусом, не укладывающихся
в традиционную триаду "ветвей власти".
В современном Российском государстве
такими органами являются избирательные
комиссии во главе с Центральной избирательной
комиссией РФ, органы при Президенте, Конституционное
Собрание, Банк России, органы судебного
сообщества и квалификационные коллегии
судей, а также органы прокуратуры (во
главе с Генеральной прокуратурой), органы
финансового контроля (Счётная палата
РФ и аналогичные региональные органы),
омбудсманы (Уполномоченный по правам
человека в РФ и уполномоченные по правам
человека в субъектах РФ).
Администрация
Президента России была создана 19 июля
1991 года указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина.
Первоначально Администрация состояла
из 13 подразделений. Позднее, к середине
1993 года, с выходом Положения об Администрации
в её состав входило 26 управлений и отделов.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).
Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Статьей
75 Конституции Российской Федерации
установлен особый конституционно-правовой
статус Центрального банка Российской
Федерации (Банка России), определено
его исключительное право на осуществление
денежной эмиссии (часть 1) и в качестве
основной функции — защита и обеспечение
устойчивости рубля (часть 2). Но ст. 71 Конституции
определено, что федеральный уровень
власти обладает монопольным правом
на эмиссию денег, что идёт в разрез
с 75 ст. и вызывает противоречия. Статус,
цели деятельности, функции и полномочия
Центрального банка Российской Федерации
определяются также Федеральным
законом «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
и другими федеральными законами.
Центральная
избирательная комиссия
Российской Федерации
(ЦИК России) — государственный коллегиальный
орган, формируемый в соответствии с избирательным
законодательством, организующий проведение
выборов в федеральные органы государственной
власти, независимый от органов государственной
власти в пределах своей компетенции.
С 1995 года ЦИК России состоит из 15 членов,
из которых 5 назначаются Президентом
РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной
Думой. ЦИК России формируется на четырехлетний
срок полномочий. ЦИК России хоть и является
государственным органом, не относится
ни к одной из трех основных ветвей власти.
ЦИК России имеет контрольно-ревизионную
службу, аппарат, совещательные и консультативные
органы. При ЦИК России организован Федеральный
центр информатизации, обеспечивающий
создание и эксплуатацию Государственной
автоматизированной системы Российской
Федерации «Выборы». ЦИК России принимает
решения на заседаниях большинством голосов.
При организации и проведении федеральных
выборов (выборы Президента РФ, выборы
депутатов Государственной Думы) является
вышестоящей комиссией по отношению ко
всем избирательным комиссиям, участвующим
в организации выборов, руководит их деятельностью,
регистрирует кандидатов, определяет
результаты выборов, распределяет бюджетные
средства, осуществляет иные полномочия.
Действующий состав ЦИК России сформирован
в марте 2003 года, до этого формировалась
в 1995 и 1999 году.
Счётная
палата Российской Федерации — парламентский
орган финансового контроля в Российской
Федерации. Статус Счетной палаты Российской
Федерации определяется Конституцией
Российской Федерации и Федеральным законом
«О Счетной палате Российской Федерации»,
согласно которому Счетная палата Российской
Федерации — это постоянно действующий
орган финансового контроля, образуемый
Федеральным Собранием и подотчетный
ему. В своей деятельности Счётная палата
руководствуется федеральным законодательством,
выполняет поручения Совета Федерации
и Государственной Думы. В рамках своих
задач Счётная палата, обладает организационной
и функциональной независимостью. Она
является контрольным органом Федерального
Собрания.
Прокуратура
Российской Федерации
— единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением
законов, действующих на территории Российской
Федерации. Прокуратура РФ — единая федеральная
централизованная система государственных
органов, осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением Конституции
РФ и исполнением законов, действующих
на её территории. Прокуратура РФ выполняет
и иные функции, установленные федеральными
законами. Полномочия, организация и порядок
деятельности прокуратуры РФ определяются
Федеральным законом «О прокуратуре РФ».
Прокуратура осуществляет свои полномочия
независимо от органов государственной
(законодательной, исполнительной, судебной)
власти, а также от органов местного самоуправления
и общественных объединений.
Итак, рассмотрев систему государственных органов, составляющих в совокупности государственную власть, и систему политической власти в целом, мы видим, что принцип разделения властей в российской конституционной практике претерпел существенные изменения. В современном Российском государстве он реализован совершенно иначе, чем он был сформулирован и реализован в первых конституционных государствах.
Характерной
особенностью организации государственной
власти в современной России является
особый статус главы государства - всенародно
избираемого Президента РФ. Его компетенция
так или иначе затрагивает
различные "ветви власти", он выполняет
координирующие функции, обладает широкими
государственно-властными
В
последние годы, несмотря на отсутствие
конституционного оформления, как "дополнительная
ветвь власти" сформировалась и
функционирует "избирательная власть".
Собственно, она даже не является "ветвью
государственной власти" в обычном
понимании. Её основу составляет избирательный
корпус всего государства, субъектов
Федерации, муниципальных образований.
В её состав входит лишь небольшая
группа государственных органов
с особым статусом, которые призваны
обеспечивать свободное волеизъявление
избирательного корпуса, проводить
выборы и референдумы - избирательных
комиссий, которые в пределах своей
компетенции самостоятельны и независимы
от других государственных органов.
На мой взгляд, именно "избирательная
власть", с учётом конституционного
принципа народовластия, может претендовать
на то, чтобы считаться верховной
властью в демократическом
Многие
другие государственные органы, входящие
в российскую "систему сдержек
и противовесов", не входят ни в
одну из трёх традиционных "ветвей власти".
Прокуратура, осуществляющая от имени
государства надзор за соблюдением
Конституции и исполнением
Однако
утверждение "единства государственной
власти", распространение
Мне
представляется, что принцип разделения
властей должен носить прежде всего
направляющий, ориентирующий характер.
Информация о работе Разделение политической власти в современной России