Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:18, контрольная работа
Целью работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общества.
Чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами:
1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
2. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.
25
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(филиал в г. Воскресенске)
Кафедра «Философии»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Политология»
Тема: " Разделение политической власти в современном мире "
Выполнил: студент 3-го курса (заочное отделение) Гимранова Ю.Ю. (шифр 1510841 )
Специальность: 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Проверил: к.и.н., доцент Соколова Э.В.
Воскресенск, 2012
ВВЕДЕНИЕ
За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.
Данная контрольная работа посвящена теме «Разделение политической власти в современном мире»
Целью работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общества.
Чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами:
1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
2. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк (1632--1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).
Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения - в романе «Персидские письма»; историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении - «О духе законов» (1748).
Идея разделения властей Дж. Локка
Джон Локк (1632 - 1704) - английский философ, политический мыслитель, теоретически обосновавший становление в Англии конституционной монархии. В истории политической мысли Джон Локк признан основателем либерализма и первым теоретиком парламентаризма.
В основе трактования общественного договора Дж. Локка лежали следующие обоснования:
главной ценностью общества является свободная личность, в связи с этим необходимо ограничение власти государства;
с целью ограничения власти свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью;
согласно такому общественному договору главная и единственная функция государства - защита естественных и неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу, равенство, собственность.
Эти положения о взглядах Дж. Локка на теорию общественного договора были изложены в его политических трудах «Два трактата о государственном правлении» и «Два трактата о правительстве», в которых он описывал свое видение принципов гражданского общества и функций государства.
Как и другие теоретики естественно-правовой школы Дж. Локк исходит из представлений о:
состоянии полной свободы в отношении действий и распоряжении своим имуществом и личностью как естественном состоянии;
состоянии равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого.
Дж. Локк утверждал в своих трудах, что соблюдение естественных законов, к которым он относил мир и безопасность, обеспечивается наказанием нарушителей в той степени, в которой это может воспрепятствовать нарушению этих законов. Он считал неотвратимость наказания одной из важнейших гарантий закона и законности. В естественном состоянии данная гарантия недостаточно надежна. По мнению Джона Локка, главную опасность для естественных прав составляют привилегии, особенно привилегии носителей власти Власть (от греч. «kratos» - быть в состоянии, мочь, иметь возможность) - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, права, насилия), независимо от воли этих людей.
Именно для того, чтобы государство оставалось «ночным стражем» и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк считал необходимым разделить политическую власть Политическая власть - власть, действующая в масштабах государства или его подразделения в рамках ограниченной территории и обладающей способностью навязывать волю одних субъектов другим субъектам, группам, организациям, классам.. Он выдвинул идею о разделении властей на законодательную и исполнительную. При этом законодательная власть должна иметь более высокий статус чем исполнительная, потому что именно законодательная власть определяет политику государства.
Дж. Локк был сторонником представительной системы принятия законов представительным учреждением (парламентом). А следовательно законодательная власть, в его понимании, должна быть представлена парламентом, члены которого избираются народом и ответственны перед ним; если установленная законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию, то народ вправе отстранять или изменять состав законодательного органа.
Не следует наделять законодательной властью монарха или правительство - их политические привилегии направляются против естественных прав народа.
Законодательная власть - высшая власть: соблюдение закона обязательно для всех, в том числе и для правительства, и для чиновников, и для судей.
Следует отметить, что право назначать судей Дж. Локк относил к законодательной власти, а, следовательно, он не выделял судебную власть как отдельную ветвь.
Исполнительная власть представлена монархом и правительством.
Деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, т.е. подчиняться законодательной власти, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента.
Также монарх, в видении Дж. Локка, был носителем функций федеративной (или союзной) власти: он является гарантом единства государства. Поэтому он имеет свои прерогативы в законодательной деятельности:
право созывать и распускать парламент;
право вето;
право законодательной инициативы;
право совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства в интересах общего блага.
Дж. Локк был сторонником ограниченной монархии.
Теория разделения властей, фундамент которой заложил Джон Локк, оказала большое влияние на развитие политической теории и практики конституционализма.
Вслед за Джоном Локком придерживался данной теории и развивал ее Шарль Луи де Монтескье.
Взгляды на государство Ш. Монтескье
Французский философ Шарль Луи де Монтескье (1689 - 1755) жил и писал свои труды в XVIII веке, который часто называют веком Просвещения. В этот период методом обоснования политических и правовых доктрин стал рационализм. Тогда же ряд политико-правовых концепций приобретает классические формы.
Ш. Монтескье, развивая теорию, начало которой заложил Джон Локк, создал своего рода эталон просветительской политической теории. Его главный труд «О духе законов» (1748). В данном труде он рассматривает возникновение политически организованного общества как исторический процесс, а государство и законы, по его мнению, появляются вследствие войн. Не имея достаточного количества материалов, чтобы построить общую теорию происхождения государства, мыслитель пытается подойти к этой проблеме путем анализа процессов зарождения социальных и правовых институтов. Следует отметить то, что Ш. Монтескье был противником внесения в понятие естественного состояния таких социальных явлений как собственность (Дж. Локк) и война (Т. Гоббс).
Закономерности общественной жизни он раскрывал через понятие общественного духа нации (отсюда и название его главного труда - «О духе законов»).
Согласно учению Ш. Монтескье, на общественный дух, нравы и законы нации воздействуют две группы причин:
1) физические причины;
2) моральные причины;
К группе физических причин относятся климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и пр.
Например, на юге жаркий климат, из-за этого люди там ленивы и работают только из страха наказания; в таких странах, как правило, царит деспотизм.
Ш. Монтескье отождествлял политическую свободу с личной безопасностью, гражданскими правами и независимостью индивида от произвола властей. Для него свобода - это право делать все, что не запрещено законами. Основывая идеал свободы, он исследовал существовавшие в то время формы государства.
Исходя из результатов своих исследований, Ш. Монтескье выделил 3 вида правления:
1. республика;
2. монархия;
3. деспотия.
Каждый из этих видов правления имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами.
Республика - это государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократическая республика), либо его части (аристократическая республика). Основной принцип республики - политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству: демократическая республика в этом вопросе стремится к равенству, а аристократическая - к умеренности.
Монархия - это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь, а носителем этого принципа Ш. Монтескье считал дворянство.
Деспотия - это единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Деспотия держится на страхе и является неправильной, неверной формой государственного устройства.
Шарль Монтескье считал, что республика характерна для небольшого государства, монархия - для государств средней величины, империя - для обширных империй. Однако в своем трактате «О духе законов» он теоретически предполагал возможность республиканского правления в крупном государстве, но только при условии его федеративного устройства.
Сам Шарль Монтескье идеальным типом правления считал демократическую республику, но в тот период истории такой тип являлся неосуществимым: в условиях социального неравенства добиться политического и морального единства общества, прямого правления народа было невозможно. Поэтому более жизненной, как и Дж. Локк, считал ограниченную монархию, при котором правление монарха уравновешивается правлением представителей народа.
Для обеспечения законности и свободы и в республике, и в монархии (о деспотии здесь не говорится, потому что уже по определению законность и свобода ей чужды) власть должна быть разделена.
Развивая идею Дж. Локка, Шарль Монтескье помимо законодательной и исполнительной выделил третью основную ветвь власти - судебную, отделив ее тем самым от законодательной. Судебная власть не является политической. Их задача - это наказание преступников и разрешение конфликтов между частными лицами.
Что касаемо законодательной власти, Монтескье выделил 2 палаты парламента: верхнюю и нижнюю. Верхняя палата состоит из знати и имеет право отменять решения нижней - палаты представителей. Но права верхней палаты ограничены: она может отменить некоторые постановления нижней палаты, но не заменять их другими.
Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, что они должны принадлежать различным государственным органам. Порядок должен быть таким, чтобы одна власть сдерживала другую.
Ш. Монтескье считал, что эти принципы были воплощены на тот момент в государственном строе Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - королю, а судебная - присяжным. Для того времени учение Монтескье несло серьезные новации.
25
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ
ГОСУДАРСВЕННО-ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Информация о работе Разделение политической власти в современном мире