Разделение политической власти в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:37, реферат

Краткое описание

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Происхождение принципа разделения властей...............................................4
2. Разделение властей в мировой конституционной практике………………...5
3. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика……………………………………………………………………9
4. Глава государства - Президент РФ и органы при нём…………………….. 13
Заключение……………………………………………………………………… 17
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

реферат по политологии(норм версия).doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 
Федеральное агентство железнодорожного транспорта

 
Сибирский государственный  университет путей  сообщения

 
Кафедра   «Государственно-правовое обеспечение управления»

Разделение  политической власти в современном  мире

 
(тема  реферата)

РЕФЕРАТ

 
(вид  работы)

по дисциплине «Политология»

(название  дисциплины) 
 

            

                   Руководитель                                                            Разработала

                                                                                                        студентка гр. _УПБ-213_______ 

                   ________________             _______________Чечеткина М.А.

                        (подпись) Сергеева Н.Л.                  (подпись)

                   _____________                                                    __________

 
 
 
 
           (дата проверки)                                                      (дата сдачи на проверку) 

      Краткая рецензия:

 
 
 
 
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________ 

     _________________________________

 
 
 
 
              (запись о допуске к защите)

 
 
 
 
     ________________________________       

 
 
 
 
              (оценка по результатам защиты)                        

 
 
 
 
   2011 год 
 

 
 
 
 
 

Содержание

 

 
Введение…………………………………………………………………………..3

1. Происхождение принципа разделения властей...............................................4

2. Разделение властей в мировой конституционной практике………………...5

3. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика……………………………………………………………………9

4. Глава государства - Президент РФ и органы при нём…………………….. 13

Заключение……………………………………………………………………… 17                                                    

Список  литературы…………………………………………………………….. .19

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Принцип разделения властей является одним  из основных принципов организации  государственной власти и одним  из основополагающих принципов организации  и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

    Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

    Принцип разделения властей получил широкое  признание в мировой конституционной  практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года.

 
 
 
 

1. Происхождение принципа разделения властей.

 

    Принцип разделения властей впервые сформулирован  английским просветителем ХVII века Дж.Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного  договора", компромисса, обосновывая  сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды.

    Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил  традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Разделение властей Монтескье считал критерием "умеренных" и "неумеренных" форм правления. Однако в конституционном проекте Монтескье речь еще не идёт о равновесии властей, законодательная власть предполагается верховной. Ж.Ж.Руссо также поддерживал теорию разделения властей, но в основе государственной власти он видел суверенитет народа и большое значение придавал непосредственной демократии.

    Соединённые Штаты Америки изначально создавались  как республика, причём сначала как конфедерация, а затем как федеративное республиканское государство. "Отцы-основатели" существенно развили теорию разделения властей. Они обосновывали необходимость обособления и независимости трёх основных ветвей власти, сильной исполнительной власти, системы сдерживания и уравновешивания властей (это так называемая "система сдержек и противовесов"). Доминирующая власть - законодательная, поэтому необходимо устранить угрозу с её стороны. Решение было найдено в бикамерализме - разделении парламента на две палаты, причём верхняя палата избирается иным образом и сдерживает нижнюю, рассматривая её решения. При этом предполагалась особая роль судебной власти.

 

    2. Разделение властей в мировой конституционной практике.

 

    Разделение  властей между главой государства, парламентом и правительством и основные формы правления.

    Форма правления в конституционном  государстве характеризует схему  разделения властей, в первую очередь  между главой государства, парламентом  и правительством. В разных конституционных государствах были установлены различные формы правления и сложились различные системы разделения властей.

    При ограниченной (дуалистической) монархии (Великобритания после "Славной революции", Российская империя между двумя  революциями) законодательная власть принадлежит парламенту, монарх формирует правительство и обладает правом абсолютного вето. В парламентарной монархии (Великобритания, Япония) монарх является номинальным главой государства и свои полномочия самостоятельно не осуществляет. Монарх формирует Правительство из представителей политических партий, победивших на парламентских выборах и составивших парламентское большинство. Монарх может иметь и другие полномочия (роспуск парламента, право вето), но осуществляет их по совету правительства. Выражение парламентом недоверия правительству влечёт отставку последнего. Фактическим главой государства является глава правительства. Система может эффективно функционировать только при устойчивой двухпартийной системе, при многопартийной системе действуют коалиционные правительства, возможна частая смена правительств (так называемая "правительственная чехарда").

    Наиболее  полно принцип разделения властей  проведён в Конституции США 1787 года, в форме президентской республики. Основные черты этой формы правления - строгое разделение властей, президент избирается внепарламентским путём, возглавляет правительство и всю систему исполнительной власти, обладает правом отлагательного вето и не вправе распускать парламент. Такая форма правления может функционировать независимо от системы партий, однако она не предусматривает механизмов разрешения конституционных кризисов.

    Парламентарная  республика (Италия) отличается от парламентарной монархии тем, что президент - номинальный  глава государства - избирается парламентом, в определённых случаях он может распускать парламент, он может осуществлять часть своих полномочий самостоятельно, но большинство актов требуют контрассигнации. Конституционная практика идёт по пути сокращения полномочий Президента: в Италии даже традиционную для главы государства представительскую функцию (участие в заседаниях глав "большой восьмёрки", переговоры на высшем уровне) осуществляют главы правительств, а фактически - реальные главы таких государств.

    Смешанная форма правления - на мой взгляд, для нашей страны наиболее поучителен пример конституционного развития Франции. При многопартийной системе и неустойчивом гражданском обществе, в почти двухсотлетней череде революций, переворотов, кризисов, реставраций сменились почти все мыслимые формы правления, и они все показали свои недостатки. Только полупрезидентская V республика, установленная под руководством Шарля де Голля, смогла эффективно функционировать при многопартийной системе и принесла стране стабильность. Основные черты полупрезидентской республики - широкие полномочия президента, избираемого прямыми, реже косвенными выборами, он не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти, координирует их деятельность, может распускать парламент или одну из его палат, формирует правительство и направляет его деятельность. Правительство несёт политическую ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Полупрезидентской республикой, на мой взгляд, является и Российская Федерация по Конституции 1993 года.

    Полупарламентская республика (Германия) отличается более сложным порядком отправления правительства в отставку, что снижает вероятность правительственных кризисов (в Германии, чтобы сместить канцлера, необходимо избрать нового, простой, деструктивный вотум недоверия влечёт роспуск парламента).

    Полупарламентская и полупрезидентская республика - самые устойчивые формы правления, но президентская и та же полупрезидентская, на мой взгляд, более демократичны, так как не только Парламент, но и  Президент получает свой мандат непосредственно от народа.

    Одна  из последних тенденций в мировой  конституционной практике - сближение  форм правления. После 1958 года всё большее  распространение получает смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) форма правления, получила реализацию она и в Конституции РФ 1993 года.

    Советская и суперпрезидентская формы правления - для двух республиканских форм правления разделение властей не характерно. При советской власти вся полнота власти принадлежит представительным органам - Советам (формально - народу), исполнительные и иные органы формируются советами и им подконтрольны, обычно советская республика сочетается с однопартийной системой, правящая партия через безальтернативные выборы направляет своих представителей в Советы, через Советы - в другие органы, диктует государственным органам свою волю. Для суперпрезидентской республики характерно огромное сосредоточение полномочий в руках главы государства: он по своему усмотрению формирует правительство, распускает парламент, изменяет законодательство, назначает референдумы. Президент избирается народом, но он может обеспечить себе победу на выборах за счёт административного ресурса, иногда проводятся референдумы о продлении полномочий Президента. Суперпрезидентская форма правления обычно характерна для авторитарных режимов, но на короткий срок может быть установлена для выхода из конституционного кризиса (например, в России в период с 21 сентября по 25 декабря 1993 года).

Информация о работе Разделение политической власти в современном мире