Разделение политической власти в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:37, реферат

Краткое описание

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Происхождение принципа разделения властей...............................................4
2. Разделение властей в мировой конституционной практике………………...5
3. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика……………………………………………………………………9
4. Глава государства - Президент РФ и органы при нём…………………….. 13
Заключение……………………………………………………………………… 17
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

реферат по политологии(норм версия).doc

— 96.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

 

    Итак, рассмотрев систему государственных  органов, составляющих в совокупности государственную власть, и систему  политической власти в целом, мы видим, что принцип разделения властей  в российской конституционной практике претерпел существенные изменения. В современном Российском государстве он реализован совершенно иначе, чем он был сформулирован и реализован в первых конституционных государства.

    Советское государство в последние годы своего существования, а после его  распада - Российская Федерация вместе с другими бывшими союзными республиками пошли по пути конституционного развития, по пути разделения властей. Однако современное Российское государство, позаимствовав из мировой конституционной практики общедемократические и общеправовые принципы, сохранило многие традиции и институты советского государства и даже возродило некоторые дореволюционные традиции. Россия закрепила в своей Конституции общепризнанный принцип разделения властей, но в его реализации предпочитает идти своим путём, строить свою "систему сдержек и противовесов", учитывая свои исторические традиции и национальные особенности. Вместе с тем не обошли Россию и некоторые мировые тенденции развития разделения властей, такие, как сближение форм правления, усиление главы государства и исполнительной власти, увеличение числа и усиление государственных органов с особым статусом, которые, как уже упоминалось, не входят ни в одну из трёх основных "ветвей власти".

    Характерной особенностью организации государственной  власти в современной России является особый статус главы государства - всенародно избираемого Президента РФ. Его компетенция так или иначе затрагивает различные "ветви власти", он выполняет координирующие функции, обладает широкими государственно-властными полномочиями, при этом он не возглавляет исполнительную "ветвь власти", вообще не входит ни в одну из основных "ветвей власти", имея свои "формы влияния", свои "сдержки и противовесы" на каждую из них. Законодательная и судебная "ветви власти", в свою очередь, имеют свои "формы влияния" на Президента. "Президентская власть" получила конституционное оформление в главе 4 Конституции РФ и других конституционных положениях.. Органы при Президенте (Совет Безопасности, советы и комиссии, Администрация Президента, полномочные представители) образуют особую систему государственных органов во главе с Президентом. Эта система органов не входит в систему исполнительной власти и образует даже не "особое ответвление", а "дополнительную ветвь власти", со своей системой государственных органов и со своими, свойственными только этой системе функциями.

    В последние годы, несмотря на отсутствие конституционного оформления, как "дополнительная ветвь власти" сформировалась и  функционирует "избирательная власть". Собственно, она даже не является "ветвью государственной власти" в обычном понимании. Её основу составляет избирательный корпус всего государства, субъектов Федерации, муниципальных образований. В её состав входит лишь небольшая группа государственных органов с особым статусом, которые призваны обеспечивать свободное волеизъявление избирательного корпуса, проводить выборы и референдумы - избирательных комиссий, которые в пределах своей компетенции самостоятельны и независимы от других государственных органов. На мой взгляд, именно "избирательная власть", с учётом конституционного принципа народовластия, может претендовать на то, чтобы считаться верховной властью в демократическом государстве.

    Мне представляется, что принцип разделения властей должен носить прежде всего  направляющий, ориентирующий характер. Именно в таком контексте, на мой взгляд, следует понимать статью 10 Конституции РФ и другие конституционные нормы.

 

Список  литературы:

 

1. Амелин В. Многомерная модель политической власти // ОНС. 1991. № 2

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.- 153 c.

3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв.ред. - А.В.Иванченко. - М.: Издательство НОРМА, 1999. - 856 с.

4. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы./Под редакцией академика О. Е. Кутафина. - 7-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юрист, 2000. - 416 с.

5. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией Ю.К.Орлова, В. И. Швецова. - М.: "Проспект", 2000. - 320 с.

6. Шварценбергер Дж. Политическая власть // Социально-политический журнал. 1997. № 6

Информация о работе Разделение политической власти в современном мире