Государственный бюджет: сущность, структура и проблемы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы в соответствии с предметом всесторонне исследовать объект путем изучения источников правового, методического и учебного характера.
Для достижения поставленной цели рассматриваю такие задачи:
обобщить основные понятия, связанные с государственным бюджетом Украины;
перечислить основные статьи доходов и расходов государственного и местного бюджетов Украины;
выделить основные проблемы бюджетной политики Украины;
рассмотреть направления усовершенствования государственного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы построения государственного бюджета
Украины……………………………………………………………....4
1.1 Экономическая сущность и структура государственного
бюджета Украины……………………………………………………7
Понятие бюджетного дефицита и его характеристика…………..15
2 Характеристика основных составляющих государственного
бюджета Украины…………………………………………………..19
2.1 Бюджетная политика государства…………………………………27
2.2 Проблемы формирования и использования бюджета Украины…29
3. Направление усовершенствования бюджетной политики…………31
Выводы…………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………...38
Приложения

Файлы: 1 файл

оля бейлишен.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

          Государственный долг – общая сумма задолженности государства, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства государства, вступающие в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора;

     Бюджетное устройство базируется на следующих  основных положениях:

  • Разделение видов бюджетов, создаваемых в данной стране.
  • Установление принципов построения бюджетной системы.
  • Размежевание доходов и расходов между звеньями бюджетной системы.
  • Определение характера и форм взаимоотношений между бюджетами.

     Теоретически  возможны три варианта выделения  видов бюджетов:

     a) создание единого бюджета для  всей страны;

     б) создание отдельных региональных бюджетов. Как первый, так и второй варианты имеют существенные недостатки и  не нашли применения в настоящее  время;

     в) создание на любом уровне административного  деления централизованных и децентрализованных видов бюджетов.

     В соответствии с таким подходом в  бюджетной системе выделяются:

  • государственный бюджет;
  • местные бюджеты.

     Местные бюджеты - бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты  районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

         Бюджеты местного самоуправления - бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений.

     Сводный бюджет является совокупностью показателей  бюджетов, входящих в него по доходам  и расходам, эти показатели используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства, разработки направлений развития бюджетной политики. Данный бюджет  не утверждается законодательным органом власти.

         Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киев и Севастополь.

         Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского значения.

         Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.

         Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.

         Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав. В случае, если городу или району в городе административно подчинены другие города, поселки или села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.

     Принципы  построения бюджетной системы характеризуют  взаимосвязь и подчиненность бюджетов.

     Бюджетная система Украины базируется на таких  принципах:

     1) принцип единства бюджетной системы  Украины - единство бюджетной  системы Украины обеспечивается  единой правовой базой, единой  денежной системой, единым регулированием  бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

     2) принцип сбалансированности - полномочия  на осуществление расходов бюджета  должны соответствовать объему  поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

     3) принцип самостоятельности - Государственный  бюджет Украины и местные бюджеты  являются самостоятельными. Государство  средствами государственного бюджета  не несет ответственности за  бюджетные обязательства органов  власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов и направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, а также правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты;

             4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению в полном   объеме все поступления в бюджеты и затраты бюджетов;

         5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистических макро-показателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет, расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

         6) принцип эффективности - при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

     7) принцип субсидарности - распределение  видов расходов между государственным  бюджетом и местными бюджетами   должен основываться на максимально  возможном приближении предоставления  общественных услуг к их непосредственному потребителю;

     8) принцип целевого использования  бюджетных средств - бюджетные  средства используются только  на цели, определенные бюджетными  назначениями;

     9) принцип справедливости и беспристрастности  - бюджетная система Украины строится на основе справедливого и непредубежденного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;

     10) принцип публичности и прозрачности;

     11) принцип ответственности участников  бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.

     Размежевание  доходов и расходов между отдельными бюджетами начинается с распределения  расходов. Поскольку бюджет является финансовой базой государства, то в основе размежевания расходов лежит определение границ функций между отдельными уровнями государственной власти и управления. Распределение расходов может базироваться на двух принципах: ведомственной подчиненности и территориальном расположении объектов финансирования.

         Принцип ведомственной подчиненности  означает, что субъект бюджетного  финансирования получает средства  из того бюджета, который отвечает  уровню органа управления этим  субъектом (например, СумГУ финансируется  из Государственного бюджета Украины, поскольку университет подчинен Министерству образования и науки Украины).

         Принцип территориального расположения  означает, что финансирование осуществляется  из бюджета той административной  единицы, на территории которой  находится субъект финансирования.

     На  данное время основным является принцип  ведомственной подчиненности. Распределение  доходов является производным от распределения расходов. Распределение  доходов основано на установлении общегосударственных  налогов и платежей и местных налогов и сборов.

       В основе построения бюджетной системы, лежит административно-территориальное деление данной страны. При этом выделение бюджетов осуществляется при наличии соответствующего органа управления. Так, специфическим признаком Украины является то, что на сельском уровне образовывается один для нескольких сел орган власти. Тогда создается и один бюджет.

     Бюджетная классификация - единая систематизированная  группировка доходов, расходов (в  том числе кредитования за вычетом  погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами.

     Бюджетная классификация Украины применяется  для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа в разрезе доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.

           Бюджетная классификация имеет такие составные части:

  • классификация доходов бюджета;
  • классификация расходов бюджета;
  • классификация финансирования бюджета;
  • классификация долга.

     Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета и направления  расходования финансовых ресурсов, которые образовались в результате превышения доходов бюджета над его расходами (к этой категории относятся платежи по погашению основной суммы долга).

     Классификация финансирования бюджета осуществляется по таким признакам:

  • финансирование по типу кредитора - по категориям кредиторов или собственников долговых обязательств;
  • финансирование по типу долгового обязательства - по средствам, которые используются для финансирования дефицита или профицита.

     Классификация долга систематизирует информацию обо всех долговых обязательствах государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления.

     Долг  классифицируется по типу кредитора  и по типу долгового обязательства.

     В структуре закона о государственном  бюджете отмечается следующее:

     Текст закона о государственном бюджете, статьи которого расположены традиционно в следующем порядке:

  • Общие положения
  • Доходы государственного бюджета Украины
  • Государственный долг и финансирование государственного бюджета Украины
  • Расходы и кредитование государственного бюджета Украины
  • Взаимоотношения между государственным бюджетом Украины и местными бюджетами
  • Конечные положения

     Неотъемлемой  частью закона о государственном бюджете являются приложения – 9 таблиц по следующей тематике:

  • Доходы Государственного бюджета Украины

     1) Столбцы в таблице (Код, Наименование показателей согласно бюджетной классификации, Всего, Общий фонд, Специальный фонд)

     2) Строки в таблице (наименование показателей согласно бюджетной классификации)- (Налоговые поступления, в том числе:

  • Налоги на доходы, налоги на прибыли, налоги на увеличение рыночной стоимости
  • Сборы за специальное использование природных ресурсов
  • Внутренние налоги на товары и услуги
  • Налоги от международной торговли и внешних операций
  • Другие налоги
  • Неналоговые поступления, в том числе:
    1. Доходы от собственности и предпринимательской деятельности
    2. Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи
    3. Суммы, взысканные с виновных
    4. Другие неналоговые поступления
    5. Собственные поступления бюджетных организаций
  • Доходы от операций с капиталом, в том числе:
    1. Поступления от продажи основного капитала
    2. Поступления от реализации государственных запасов товаров
    3. Поступления от продажи земли и нематериальных активов
  • Официальные трансферты:
    1. От правительств зарубежных стран и международных организаций
  • Целевые фонды
  • Официальные трансферты:
    1. Средства, поступающие в Государственный бюджет из других бюджетов.
  • Всего доходов.[2, с.10; 11, c.147; 18, с.578].

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура и проблемы формирования