Государственный бюджет: сущность, структура и проблемы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы в соответствии с предметом всесторонне исследовать объект путем изучения источников правового, методического и учебного характера.
Для достижения поставленной цели рассматриваю такие задачи:
обобщить основные понятия, связанные с государственным бюджетом Украины;
перечислить основные статьи доходов и расходов государственного и местного бюджетов Украины;
выделить основные проблемы бюджетной политики Украины;
рассмотреть направления усовершенствования государственного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы построения государственного бюджета
Украины……………………………………………………………....4
1.1 Экономическая сущность и структура государственного
бюджета Украины……………………………………………………7
Понятие бюджетного дефицита и его характеристика…………..15
2 Характеристика основных составляющих государственного
бюджета Украины…………………………………………………..19
2.1 Бюджетная политика государства…………………………………27
2.2 Проблемы формирования и использования бюджета Украины…29
3. Направление усовершенствования бюджетной политики…………31
Выводы…………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………...38
Приложения

Файлы: 1 файл

оля бейлишен.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Государственные расходы как экономическая категория  – это денежные отношения по поводу распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства с целью финансирования общегосударственных нужд социально-экономического развития.

     Аналогично  с определениями «доходов» и  «поступлений» в бюджет в Бюджетном  Кодексе различаются понятия «расходы» и «затраты» бюджета.

     Расходы бюджета - средства, направляемые на осуществление  программ и мероприятий, предусмотренных  соответствующим бюджетом, за исключением  средств на погашение основной суммы  долга и возвращение чрезмерно уплаченных в бюджет сумм.

     Затраты бюджета - расходы бюджета и средства на погашение основной суммы долга.

     Согласно  бюджетной классификации расходы  бюджета классифицируются по следующим  признакам:

  1. по функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов);
  2. по экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);
  3. по признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);
  4. по бюджетным программам (программная классификация расходов).

     Согласно  ведомственной классификации Государственное  Казначейство и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств. Программная  классификация применяется при  формировании бюджета по программно-целевому методу.

Функциональная  классификация расходов имеет следующие  уровни детализации:

  • разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления;
  • подразделы и группы, в которых конкретизируются направления бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления.

     Кроме бюджетной классификации расходов, в теории применяются и другие виды классификации расходов бюджета:

         а) по роли в воспроизводстве;

         б) по общественному назначению;

         в) по уровням бюджетной системы;

         г) по формам бюджетного финансирования.

     По  роли в воспроизводстве выделяются текущие и капитальные расходы бюджета.

     Текущие характеризуют затраты на содержание предприятий, объектов, учреждений и  организаций производственной и  социальной инфраструктуры, финансирование мер по социальной защите населения, текущие субсидии нижестоящим органам власти, выплата процентов по государственному долгу, закупка товаров и услуг государственного и военного характера.

     Капитальные — это расходы на создание новых  и расширение деятельности действующих  предприятий, учреждений и организаций, финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

     В соответствии с таким распределением расходов может формироваться два  отдельных бюджета — текущий  и бюджет развития.

По общественному назначению расходы отображают функции государства:

  • экономическую — расходы на экономическую деятельность и науку;
  • социальную — расходы на социальную защиту и социально-культурную сферу;
  • оборонительную — расходы на оборону;
  • управленческую — расходы на органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, судебную власть и прокуратуру, таможенную и налоговую службу, внешнеполитическую деятельность.

     В расходах бюджета также выделяются расходы на обслуживание внутреннего  и внешнего государственного долга.

     По  целевому назначению выделяют расходы: на капитальное строительство, капитальный  ремонт, оплату труда, коммунальных услуг  и прочие затраты.

     По  уровням бюджетной системы различаются  расходы: Государственного бюджета  и соответствующих местных бюджетов.

     По  формам бюджетного финансирования существуют такие виды расходов:

  • Проектное финансирование - финансирование из бюджета инвестиционных проектов;
  • Бюджетные кредиты - предоставление финансовой помощи из бюджета субъектам предпринимательской деятельности на возвратной основе;
  • Сметное финансирование -выделение бюджетных ассигнований на основании сметы;
  • Бюджетные трансферты - государственные субсидии, субвенции, дотации.

     В состав расходов бюджета Украины  соответственно принятой структуре  бюджетной классификации относятся:

  • Государственное управление.
  • Международная деятельность.
  • Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
  • Национальная оборона.
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.
  • Образование.
  • Здравоохранение.
  • Социальная защита и социальное обеспечение.
  • Жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Культура и искусство.
  • Средства массовой информации.
  • Физическая культура и спорт.
  • Промышленность и энергетика.
  • Строительство.
  • Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота.
  • Транспорт, дорожное хозяйство, связь, телекоммуникации и информатика.
  • Другие услуги, связанные с экономической деятельностью.
  • Мероприятия, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защитой населения.
  • Охрана окружающей естественной среды и ядерная безопасность.
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
  • Пополнение государственных запасов и резервов.
  • Обслуживание государственного долга.

         Государственные целевые фонды (за исключением Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения).

         Расходы, не отнесенные к основным  группам.[1,с. 7,8;14, c. 61; 8,с. 761; 20,с. 654]. 

2.1. Бюджетная политика государства и проблемы формирования государственного бюджета.

     Как известно, основу финансовой политики составляет бюджетная политика, которая связана прежде всего с формированием и выполнением бюджетов всех уровней, целевых общегосударственных фондов. Государственный бюджет Украины - это главный финансовый план страны, который отображает общественно-экономическое устройство и состояние государства. Экономическая нестабильность и спад производства отрицательно влияют на формирование доходов и финансирование затрат бюджета. Бюджет, его доходная часть прямо связаны с Государственной программой социально-экономического развития Украины на текущий финансовый год. И наоборот, выполнение указанной программы зависит от ее финансового обеспечения. В этом направлении Государственный бюджет выступает основой финансирования общегосударственных программ и оказывает содействие их выполнению. Государственная программа социально-экономического развития Украины и Государственный бюджет Украины занимают особое место, роль и назначение в системе общественно-экономических отношений. Одновременно они нераздельны, взаимозависимы, дополняют друг друга, требуют комплексного подхода при разработке эффективного механизма в процессе выполнения.

     Практика  развития финансовых отношений еще  раз подтверждает это и требует, во-первых, формировать Государственный  бюджет Украины и Государственную  программу социально-экономического развития Украины на основе единой концепции общественно-экономического развития и в контексте общегосударственной финансово-экономической политики; во-вторых, анализа и оценки социально-экономического состояния регионов и государства и разработки реальных макроэкономических показателей развития на плановый год и перспективу; в-третьих, выполнения Государственного бюджета и Государственной программы социально-экономического развития, которое должно проходить в русле единых подходов, целостного механизма организации финансово-экономических отношений; в-четвертых, соблюдения общих принципов экономического развития и, прежде всего, принципа формирования и выполнения доходов бюджета в счет платежей, которые активно и эффективно влияют на производство, выполнения показателей экономического развития, а не путем расширения количества налогов и сборов, как имеет место сегодня, и использования эмиссионных источников пополнения бюджета; в-пятых, проведения надлежащего, своевременного контроля и повышения уровня ответственности за состояние выполнения доходов бюджета и показателей социально-экономического развития регионов, министерств (ведомств), государства в целом.

     Государственное регулирование общественно-экономическими процессами должно сводиться к тому, чтобы ускорить обращение финансовых ресурсов и, прежде всего, путем устранения неоправданной практики движения встречных потоков финансовых ресурсов. Это касается взаимоотношений между бюджетами разных уровней и, что не менее важно, между бюджетами и юридическими лицами. Особого веса приобретают отношения предприятий с бюджетом в сфере уплаты налогов, а также возвращение и возмещение излишне внесенных сумм налогов и сборов в бюджет.

     С принятием новой редакции Закона Украины "О бюджетной системе  Украины" находит новое содержание, принципы и направление развития бюджетная политика как подсистема единой финансовой политики. Указанным Законом предусмотрены финансово-правовые нормы, которые определяют бюджетную систему Украины, полномочия, роль и задачи органов власти и управления в бюджетном процессе. Этим Законом очерчены границы функционирования всех звеньев бюджетной системы в сфере закрепления доходов и разграничения затрат. [6,с. 18; 7,с. 10; 9,с. 300]. 

     2.2 Проблемы формирования и использования бюджета Украины.

       Главной проблемой остается определение оптимальных границ функционирования бюджетов всех уровней и обеспечение его качественного и ритмического выполнения при сохранении ведущей роли Государственного бюджета Украины. Практика формирования бюджетов ставит вопросы относительно передачи части общегосударственных полномочий из финансирования отдельных видов затрат и оставление за Государственным бюджетом затрат и ассигнований, которые имеют общегосударственное значение и ведущую роль в общественно-экономическом процессе. Понятно, что и часть бюджетного финансирования, возложенная сегодня на Государственный бюджет (свыше 70%), должна постепенно сокращаться до 50% затрат сведенного бюджета. Требуется внести изменения в систему закрепленных и регулирующих доходов, их перечня, содержания и форм реализации.

     Все чаще ставятся вопросы относительно статуса местных налогов и  сборов. В бюджетной классификации  было бы целесообразно выделить три  части доходов: регулирующие, закрепленные и малоценные платежи и сборы. Содержание и роль указанных доходов должна отвечать экономическим преобразованиям и стимулировать развитие общественно-экономических интересов, прежде всего интересов предприятий и отдельных территорий.

     Проведению  эффективных экономических преобразований в значительной мере вредит непоследовательность в реформировании налоговой системы, ее нестабильность. Использование малоэффективных методов и рычагов государственного влияния подрывает его авторитет и веру в будущее.

     Налоговая политика должна направляться на решение  таких двух взаимозависимых задач, как обеспечение сбалансированности бюджета и прекращение инфляции, оживление деловой активности и поддержки производства. Рядом с этим общий уровень налогообложения, размеры ставок налогов, количество видов и база для начисления налогов должны быть стабильными не только на протяжении бюджетного года, но и периода реформирования экономики. [5,с. 178]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Направления усовершенствования бюджетной политики.

     Рыночная  экономика при разнообразии ее моделей, характеризуется социально ориентированным хозяйством, которое дополняется государственным регулированием. Значительную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играет, Государственный бюджет. Он - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура и проблемы формирования