Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа
Цель работы в соответствии с предметом всесторонне исследовать объект путем изучения источников правового, методического и учебного характера.
Для достижения поставленной цели рассматриваю такие задачи:
обобщить основные понятия, связанные с государственным бюджетом Украины;
перечислить основные статьи доходов и расходов государственного и местного бюджетов Украины;
выделить основные проблемы бюджетной политики Украины;
рассмотреть направления усовершенствования государственного бюджета.
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы построения государственного бюджета
Украины……………………………………………………………....4
1.1 Экономическая сущность и структура государственного
бюджета Украины……………………………………………………7
Понятие бюджетного дефицита и его характеристика…………..15
2 Характеристика основных составляющих государственного
бюджета Украины…………………………………………………..19
2.1 Бюджетная политика государства…………………………………27
2.2 Проблемы формирования и использования бюджета Украины…29
3. Направление усовершенствования бюджетной политики…………31
Выводы…………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………...38
Приложения
1.2.Понятие бюджетного дефицита и его характеристика.
Состояние
бюджета как финансового плана
характеризуется тремя
Существуют два основных показателя уровня дефицита бюджета:
Причиной бюджетного дефицита является потребность государства тратить средств больше, чем это позволяют финансовые возможности. Избежать дефицита теоретически довольно просто — сократить расходы или увеличить налоги. Однако на практике, как правило, это сделать довольно трудно, а иногда и невозможно.
Бюджетный дефицит является сложным явлением, которое не может иметь однозначной оценки. Выделяют разные виды бюджетного дефицита.
По форме проявления бюджетный дефицит делится на открытый и скрытый:
По
причинами возникновения
Вынужденный является следствием низкого уровня производства ВВП. Он обусловлен недостаточностью финансовых ресурсов в стране.
Сознательный определяется характером финансовой политики государства: оно старается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. Недостающие ресурсы государство мобилизует с помощью займов. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются государственные ценные бумаги. Для них устанавливается минимальный уровень процентных ставок при максимальной надежности, с их помощью государство стимулирует или сдерживает финансовый рынок.
По направлениям дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетные дефициты.
Активный — это направление средств на инвестиции в экономику, которое будет содействовать росту ВВП.
Пассивный — покрытие текущих затрат.
Источниками покрытия дефицита выступают:
Использование государственных займов требует:
Государственные займы требуют четкой системы погашения государственного долга. Источниками этого погашения могут быть:
Запрещено использование займов для обеспечения финансовыми ресурсами текущих расходов государства, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения общего экономического равновесия. Так сказано в Бюджетном Кодексе, но не уточняются и не детализируются ситуации, в которых это возможно.
Право на осуществление внутренних и внешних заимствований на условиях, предусмотренных Законом Украины о государственном бюджете, принадлежит государству в лице министра финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины.
Исключительно Верховная Рада Автономной республики Крым и городские советы могут осуществлять внутренние заимствования. А внешние – только городские советы городов с численностью населения более 800 тыс. чел.
Предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга, долга Автономной республики Крым или местного самоуправления устанавливается на каждый бюджетный период в соответствии с Законом Украины о государственном бюджете или решением о местном бюджете.
Величина
основной суммы государственного долга
не должна превышать 60 % фактического годового
объема ВВП Украины.[12, с.44; 17, с. 254; 24,
с. 768; 25, с. 876].
2.
Характеристика основных
составляющих государственного
бюджета.
В настоящее время в принятом Бюджетном Кодексе различаются понятия «доходы бюджета» и «поступления в бюджет».
Доходы бюджета - все налоговые, неналоговые и прочие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, подарки, гранты).
Поступления в бюджет – доходы бюджета и средства, привлеченные в результате взятия долговых обязательств органами государственной власти и местного самоуправления.
Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации денежных средств:
В
государственном секторе
Поступления от государственного сектора, чаще всего, незначительные. Это объясняется двумя причинами:
а) государство, как правило, работает в непривлекательных для частного бизнеса сферах деятельности;
б) в большинстве случаев
Доходы от государственных угодий, имущества и услуг формируются на основе прав собственности государства. Все угодья, недра, полезные ископаемые принадлежат государству. Поэтому доходы от их использования направляются в бюджет государства. Формой таких доходов являются платежи за ресурсы: лесной доход, плата за специальное использование пресных водных ресурсов, плата за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых. Поступления от государственных прав собственности даже в Украине минимальны — 2%.
Налоговый
метод формирования доходов бюджета
характеризует
Заемный метод означает формирование доходов бюджета на возвратной основе. При нормальных условиях основу доходов бюджета составляют налоги (95-98%) и займы (2-5%).
Кроме реальных доходов, которые формируются на основе указанных методов, в теории государство может использовать эмиссионный доход. Однако во время эмиссии вследствие инфляции увеличивается только номинальное количество денег, а реальная стоимость финансовых ресурсов не изменяется. В Бюджетном Кодексе указано, что сейчас запрещается использовать эмиссионный доход в качестве источника доходов бюджета Украины.
Источниками формирования доходов выступают:
Самый надежный источник — созданный ВВП.
Источники формирования доходов бюджета также делятся на внутренние и внешние. Внешние характеризуют международное перераспределение финансовых ресурсов и могут формироваться на основе таких методов:
Согласно существующей в Украине бюджетной классификации доходы бюджета классифицируются по таким разделам:
Налоговые поступления - предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и прочие обязательные платежи.
Неналоговые поступления:
Доходы от операций с капиталом включают поступления от продажи основного капитала (сооружения, оборудование, самолеты, бесхозное имущество, драгоценные металлы и камни и т.д.); поступления от продажи из государственных запасов товаров (стратегические материалы, зерно, чрезвычайные и стратегические запасы); поступления от продажи земли и нематериальных активов.
Трансферты - это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.
Так,
по социально-экономическим
По условиям формирования государственные доходы могут быть безвозвратные (собственные доходы государства и доходы, поступающие от других субъектов бюджетных отношений) и возвратные (государственные займы, за пользование которыми нужно платить и возвращать их в установленный срок).
Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура и проблемы формирования