Государственный бюджет: сущность, структура и проблемы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы в соответствии с предметом всесторонне исследовать объект путем изучения источников правового, методического и учебного характера.
Для достижения поставленной цели рассматриваю такие задачи:
обобщить основные понятия, связанные с государственным бюджетом Украины;
перечислить основные статьи доходов и расходов государственного и местного бюджетов Украины;
выделить основные проблемы бюджетной политики Украины;
рассмотреть направления усовершенствования государственного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы построения государственного бюджета
Украины……………………………………………………………....4
1.1 Экономическая сущность и структура государственного
бюджета Украины……………………………………………………7
Понятие бюджетного дефицита и его характеристика…………..15
2 Характеристика основных составляющих государственного
бюджета Украины…………………………………………………..19
2.1 Бюджетная политика государства…………………………………27
2.2 Проблемы формирования и использования бюджета Украины…29
3. Направление усовершенствования бюджетной политики…………31
Выводы…………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………...38
Приложения

Файлы: 1 файл

оля бейлишен.doc

— 197.00 Кб (Скачать)
 

1.2.Понятие  бюджетного дефицита  и его характеристика.

     Состояние бюджета как финансового плана  характеризуется тремя показателями:

  • равновесием доходов и расходов;
  • бюджетным излишком (профицитом) — превышение доходов над расходами;
  • бюджетным дефицитом — превышение расходов над доходами. При наличии бюджетного дефицита устанавливаются источник его покрытия (государственные займы, эмиссия денег).

     Существуют  два основных показателя уровня дефицита бюджета:

    1. отношение части расходов, не обеспеченных доходами ко всем расходам в процентах;
    2. отношение части расходов, не обеспеченных доходами к уровню ВВП.

     Причиной  бюджетного дефицита является потребность  государства тратить средств  больше, чем это позволяют финансовые возможности. Избежать дефицита теоретически довольно просто — сократить расходы или увеличить налоги. Однако на практике, как правило, это сделать довольно трудно, а иногда и невозможно.

     Бюджетный дефицит является сложным явлением, которое не может иметь однозначной  оценки. Выделяют разные виды бюджетного дефицита.

     По  форме проявления бюджетный дефицит  делится на открытый и скрытый:

  • открытый — официально признанный в законе о бюджете;
  • скрытый — официально не признается. Его формы: завышение плановых объемов доходов; включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. Скрытый дефицит намного хуже, чем открытый.

     По  причинами возникновения бюджетный  дефицит бывает вынужденным и  сознательным.

     Вынужденный является следствием низкого уровня производства ВВП. Он обусловлен недостаточностью финансовых ресурсов в стране.

     Сознательный  определяется характером финансовой политики государства: оно старается снизить  уровень налогообложения для  стимулирования экономики. Недостающие  ресурсы государство мобилизует с помощью займов. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются государственные ценные бумаги. Для них устанавливается минимальный уровень процентных ставок при максимальной надежности, с их помощью государство стимулирует или сдерживает финансовый рынок.

     По  направлениям дефицитного финансирования различают активный и пассивный  бюджетные дефициты.

     Активный  — это направление средств  на инвестиции в экономику, которое  будет содействовать росту ВВП.

     Пассивный — покрытие текущих затрат.

     Источниками покрытия дефицита выступают:

  • государственные займы (внутренние и внешние);
  • денежная эмиссия (в Украине сейчас запрещено ее использование).

     Использование государственных займов требует:

  • наличия временно свободных средств у кредиторов государства;
  • доверия со стороны кредиторов к государству;
  • заинтересованности кредиторов (достигается за счет высоких гарантий возврата долга и процентной политики);
  • наличия реальных доходов от использования заемных денежных средств, которые дают возможность возвратить долги и уплатить проценты.

     Государственные займы требуют четкой системы  погашения государственного долга. Источниками этого погашения  могут быть:

  • дополнительные налоговые поступления, полученные государством благодаря росту ВВП на основе инвестирования заемных средств;
  • повышение уровня налогообложения;
  • уменьшение расходов;
  • выпуск новых займов.

     Запрещено использование займов для обеспечения  финансовыми ресурсами текущих  расходов государства, за исключением  случаев, когда это необходимо для сохранения общего экономического равновесия. Так сказано в Бюджетном Кодексе, но не уточняются и не детализируются ситуации, в которых это возможно.

     Право на осуществление внутренних и внешних  заимствований на условиях, предусмотренных Законом Украины о государственном бюджете, принадлежит государству в лице министра финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины.

     Исключительно Верховная Рада Автономной республики Крым и городские советы могут  осуществлять внутренние заимствования. А внешние – только городские советы городов с численностью населения более 800 тыс. чел.

     Предельный  размер государственного внутреннего  и внешнего долга, долга Автономной республики Крым или местного самоуправления устанавливается на каждый бюджетный период в соответствии с Законом Украины о государственном бюджете или решением о местном бюджете.

     Величина  основной суммы государственного долга  не должна превышать 60 % фактического годового объема ВВП Украины.[12, с.44; 17, с. 254; 24, с. 768; 25, с. 876]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Характеристика основных составляющих государственного бюджета. 

     В настоящее время в принятом Бюджетном  Кодексе различаются понятия  «доходы бюджета» и «поступления в бюджет».

     Доходы  бюджета - все налоговые, неналоговые  и прочие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, подарки, гранты).

     Поступления в бюджет – доходы бюджета и  средства, привлеченные в результате взятия долговых обязательств органами государственной власти и местного самоуправления.

     Доходы  бюджета могут формироваться  на основе четырех методов централизации  денежных средств:

  • прямое изъятие доходов из государственного сектора;
  • получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг;
  • перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов;
  • привлечение займов.

     В государственном секторе функционирование государства характеризует его  предпринимательскую деятельность. Как и любой предприниматель, государство имеет право на получение  предпринимательского дохода — прибыли. Вся созданная в государственном секторе прибыль по праву собственности принадлежит государству. Однако определенные права на эту прибыль принадлежат и коллективам предприятий. Поэтому практически никогда вся прибыль государственного сектора не изымается в бюджет. При этом во взаимоотношениях государственных предприятий с бюджетом может применяться как прямое изъятие доходов (путем платежей из прибыли), так и налогообложение прибыли на общих основаниях. В условиях рыночной экономики, если преобладает частный сектор, применяется налоговый метод. В условиях административной экономики доминирует прямое изъятие доходов.

     Поступления от государственного сектора, чаще всего, незначительные. Это объясняется  двумя причинами:

         а) государство, как правило, работает в непривлекательных для частного бизнеса сферах деятельности;

         б) в большинстве случаев деятельность  государственных предприятий носит  неприбыльный характер, она направлена  на производство определенных  товаров или услуг, а не на получение прибыли.

     Доходы  от государственных угодий, имущества  и услуг формируются на основе прав собственности государства. Все  угодья, недра, полезные ископаемые принадлежат  государству. Поэтому доходы от их использования  направляются в бюджет государства. Формой таких доходов являются платежи за ресурсы: лесной доход, плата за специальное использование пресных водных ресурсов, плата за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых. Поступления от государственных прав собственности даже в Украине минимальны — 2%.

     Налоговый метод формирования доходов бюджета  характеризует перераспределение  доходов юридических и физических лиц. В отличие от прямого изъятия  доходов в государственном секторе  может осуществляться только на основании законов.

     Заемный метод означает формирование доходов  бюджета на возвратной основе. При  нормальных условиях основу доходов  бюджета составляют налоги (95-98%) и  займы (2-5%).

     Кроме реальных доходов, которые формируются  на основе указанных методов, в теории государство может использовать эмиссионный доход. Однако во время эмиссии вследствие инфляции увеличивается только номинальное количество денег, а реальная стоимость финансовых ресурсов не изменяется. В Бюджетном Кодексе указано, что сейчас запрещается использовать эмиссионный доход в качестве источника доходов бюджета Украины.

     Источниками формирования доходов выступают:

  • созданный ВВП;
  • национальное богатство (отображает накопленные материальные ценности и разведанные природные ресурсы). Используется тогда, когда не хватает ВВП или есть определенный излишек природных ресурсов.

     Самый надежный источник — созданный ВВП.

     Источники формирования доходов бюджета также делятся на внутренние и внешние. Внешние характеризуют международное перераспределение финансовых ресурсов и могут формироваться на основе таких методов:

  • прямое перераспределение (например, репарация);
  • международный кредит;
  • налогообложение экспортно-импортной деятельности;
  • валютное регулирование — отклонение установленного курса валют от реального их соотношения;
  • ценовой механизм — в мире сложился определенный масштаб цен, который приводит к международному перераспределению ресурсов.

     Согласно  существующей в Украине бюджетной  классификации доходы бюджета классифицируются по таким разделам:

  • налоговые поступления;
  • неналоговые поступления;
  • доходы от операций с капиталом;
  • трансферты.

     Налоговые поступления - предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и прочие обязательные платежи.

     Неналоговые поступления:

  • доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
  • административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;
  • поступления от штрафов и финансовых санкций;
  • другие неналоговые поступления.

     Доходы  от операций с капиталом включают поступления от продажи основного  капитала (сооружения, оборудование, самолеты, бесхозное имущество, драгоценные  металлы и камни и т.д.); поступления от продажи из государственных запасов товаров (стратегические материалы, зерно, чрезвычайные и стратегические запасы); поступления от продажи земли и нематериальных активов.

     Трансферты - это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

     Так, по социально-экономическим признакам  доходы делятся на:

  • доходы от хозяйственной деятельности;
  • доходы от использования природных ресурсов;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от банковской деятельности;
  • доходы от реализации драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • государственная пошлина;
  • таможенные платежи;
  • сборы и другие неналоговые доходы;
  • доходы от приватизации;
  • доходы от граждан и т.д.

     По  условиям формирования государственные  доходы могут быть безвозвратные (собственные  доходы государства и доходы, поступающие от других субъектов бюджетных отношений) и возвратные (государственные займы, за пользование которыми нужно платить и возвращать их в установленный срок).

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура и проблемы формирования