Государственный бюджет: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является исследование сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования в частности на примере бюджете РФ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Изучить понятие государственного бюджета;
Рассмотреть сущность доходов и расходов в бюджете;
Охарактеризовать функции государственного бюджета;
Объектом исследования является государственный бюджет.
Предмет исследования – его структура и функции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА …….. 5
Понятие государственного бюджета…………………………………………….. 5
Структура государственного бюджета………………………………………….. 6
1.2.1 Бюджетные доходы……………………………………………………………… 7
1.2.1.1 Налоговые доходы……………………………………………………………. 7
1.2.1.2 Неналоговые доходы……………………………………………………………. 9
1.2 Бюджетные расходы………………………………………………………………. 10
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮЖДЕТА…………………………… 19
2.1 Распределительная функция……………………………………………………… 19
2.2 Контрольная функция…………………………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………. 29

Файлы: 1 файл

государственный бюджет.docx

— 79.44 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 "Государственное и муниципальное  управление"

Кафедра экономики и налогообложения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине "Экономическая теория"

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СТРУКТУРА  И ФУНКЦИИ

 

 

 

 

Студент

112 группа                                       _____________________     М.В. Ким

подпись

                                                           _____________________

  дата

 

Научный руководитель

к.э.н., профессор                           ______________________     Н.А. Пешая

подпись

  ______________________

дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3

1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА …….. 5

    1. Понятие государственного бюджета…………………………………………….. 5
    2. Структура государственного бюджета………………………………………….. 6

1.2.1 Бюджетные доходы……………………………………………………………… 7

1.2.1.1 Налоговые доходы……………………………………………………………. 7

1.2.1.2 Неналоговые доходы……………………………………………………………. 9

1.2 Бюджетные расходы………………………………………………………………. 10

2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮЖДЕТА…………………………… 19

2.1 Распределительная функция……………………………………………………… 19

2.2 Контрольная функция…………………………………………………………….. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………. 27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………. 28

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Государственный бюджет как совокупность экономических  отношений имеет объективный  характер. Его существование в  качестве самостоятельной сферы  распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в  соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления.  

Большое влияние  на экономику страны способен оказывать  бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование системы подготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения.

Повышение роли государственного бюджета в  социальных процессах способствует кардинальному изменению бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. За счёт бюджетных средств финансируются многие отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение.

Анализ изученных источников и  литературы. Проблемы раскрытия сущности государственного бюджета нашли свое отражение в работах В.В. Журавлева, С.С. Жукова, О.И. Михайлова, Б. И. Алехина, А.В. Дорждеева, А. М. Година.

Цель работы. Цель курсовой работы является исследование сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования в частности на примере бюджете РФ.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие  задачи:

  1. Изучить понятие государственного бюджета;
  2. Рассмотреть сущность доходов и расходов в бюджете;
  3. Охарактеризовать функции государственного бюджета;

Объектом исследования является государственный бюджет.

Предмет исследования – его структура и функции.

Хронологические рамки исследования: период 1997 – 2011 гг.

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1 Понятие государственного бюджета

Прежде чем  говорить о структуре бюджета  и о его функциях необходимо, что собственно представляет собой бюджет государства.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ принятым 23 января 2000 года и одобренным Советом Федерации:

Бюджет –  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления1.

В любой стране бюджет – это ведущее звено  финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов  в их расходовании. 

Для бюджета  как основного финансового плана  характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом государства на текущий год, в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области  и сферы экономического и социального  развития. Подобной универсальностью  не обладает ни один другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета.

Принципами  бюджетной системы является ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему2.

Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных квалификации, единством  форм бюджетной документации, представлением необходимой статистикой и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулярных доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

1.2 Структура государственного  бюджета

Функционирование  государственного бюджета происходит посредствам особых экономических  форм – доходов и расходов, выражающих последовательные перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета, обусловленные  категории, каждая из которых имеет  специфическое общественное значение. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы удовлетворению общегосударственных потребностей (Приложение А).

 

1.2.1 Бюджетные доходы

Доходы бюджета  – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Доходы бюджета  образуются за счет налоговых (федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также штрафы и пени) и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других поступлений.

1.2.1.1 Налоговые доходы

Налоги –  императивные денежные отношения, в  процессе которых образуется бюджетный  фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.

Налоги –  безвозвратны и безвозмездны, т.е. налог  никогда не возвращается плательщику  налога. Этот признак отличает налоги от пошлин (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций и получает какие-либо документы)3.

Взносы в  государственные бюджетные фонды (Фонд занятости, Пенсионный фонд) не относятся  к налогам.

Налоги выполняют  две функции: фискальную и контрольную. Фискальная функция – образование  бюджетного дохода, что является основным назначением налогов (до 90% доходов  бюджета в цивилизованных странах  составляют налоги).

Контрольная функция тесно связанна  с фискальной. Устанавливая отдельные элементы налога – объект налога, единицу налога, ставку налога, налоговый период, - государство уже создает условия для проверки исчисления оклада и взаимосвязанных с ним показателей – прибыли, себестоимости. Таким образом, предполагается возможность контроля над всей хозяйственной деятельностью субъекта налога.

Графическое изображение зависимости между  налоговыми поступлениями в государственный  бюджет и динамикой налоговых  ставок получило название кривой Лаффера (рисунок 2.1).


 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Кривая Лаффера

При увеличении налоговой ставки доходы в государственный бюджет возрастают. Возрастание происходит до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный размер налоговой ставки, обеспечивающий максимальные поступления в бюджет. Дальнейшее повышение налоговой ставки уменьшает стимулы к труду, предпринимательской деятельности и при возрастании налоговой ставки доходы бюджета уменьшаются. Теоретически, при 100% уровне налогообложения поступления в бюджет могут приблизится к нулю.

 

Налоги играют важную роль в перераспределении  чистого национального продукта между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого находится более одной трети чистого национального продукта.

Так же, существует регулирующая роль налогов. Например, предоставление налоговых льгот, налоговых  кредитов способствует повышению деловой  активности хозяйствующих субъектов  трансформации сбережений в инвестиции. При повышении налоговых ставок снижаются темпы экономического развития.

Налоги, а  также, сборы пошлины, и платежи  во внебюджетные фонды могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических  территорий, или  замедлять их развитие. Они играют антимонопольную и  антиинфляционную роль, регулируют доходы отдельных групп населения, стимулируют  определенную экономическую деятельность или наоборот заставляют отказаться от нее.

1.2.1.2 Неналоговые доходы

Большинство неналоговых доходов не имеют  фискально-постоянного характера  и твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако, на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин – наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» от 15.04.1993 года № 4807-1, представительные органы власти субъектов РФ вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются  органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических  и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

Перечень  неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В соответствии с классификацией доходов бюджета РФ, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включают:

  1. Доходы от продажи имущества, которое находится в государственной и муниципальной собственности, а так же поступления от приватизации  организаций, находящихся в госсобственности, поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций, доходы от продажи квартир, доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов (вузы, жилые дома, городской транспорт), в том числе доходы от реализации конфискованного, перешедшего в государственную или муниципальную собственность.
  2. Доходы от реализации государственных запасов.
  3. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду сельскохозяйственного имущества, перечисление прибыли ЦБ РФ, плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами).
  4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов (интеллектуальная собственность, деловая репутация организаций, промышленный образец).
  5. Административные платежи и сборы (сборы ГИБДД).
  6. Штрафные санкции, возмещение ущерба (санкции за нарушение порядка применения цен, поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отсутствием от стандартов и технических условий).
  7. Доходы от внешнеэкономической деятельности (проценты по государственным кредитам, предоставленными РФ правительствам иностранных государств, поступления сумм централизованного экспорта).

Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции