Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследование сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования в частности на примере бюджете РФ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие  задачи:
Изучить понятие государственного бюджета;
Рассмотреть сущность доходов и расходов в бюджете;
Охарактеризовать функции государственного бюджета;
Объектом исследования является государственный бюджет.
Предмет исследования – его структура и функции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА …….. 5
Понятие государственного бюджета…………………………………………….. 5
Структура государственного бюджета………………………………………….. 6
1.2.1 Бюджетные доходы……………………………………………………………… 7
1.2.1.1 Налоговые доходы……………………………………………………………. 7
1.2.1.2 Неналоговые доходы……………………………………………………………. 9
1.2 Бюджетные расходы………………………………………………………………. 10
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮЖДЕТА…………………………… 19
2.1 Распределительная функция……………………………………………………… 19
2.2 Контрольная функция…………………………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………. 27
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………. 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ 
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 080504.65 
"Государственное и 
Кафедра экономики и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экономическая теория"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Студент
112 группа _____________________ М.В. Ким
подпись
                              
дата
Научный руководитель
к.э.н., профессор ______________________ Н.А. Пешая
подпись
______________________
дата
Хабаровск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 
1.2.1 Бюджетные доходы………………………………………………………………
1.2.1.1 Налоговые доходы…………………………………………………………….
1.2.1.2 Неналоговые доходы…………………………………………………………….
1.2 Бюджетные расходы……………………………………………………………
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮЖДЕТА…………………………… 19
2.1 Распределительная функция……………………………………………………… 
2.2 
Контрольная функция……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления.
Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование системы подготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения.
Повышение роли государственного бюджета в социальных процессах способствует кардинальному изменению бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. За счёт бюджетных средств финансируются многие отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение.
Анализ изученных источников и литературы. Проблемы раскрытия сущности государственного бюджета нашли свое отражение в работах В.В. Журавлева, С.С. Жукова, О.И. Михайлова, Б. И. Алехина, А.В. Дорждеева, А. М. Година.
Цель работы. Цель курсовой работы является исследование сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования в частности на примере бюджете РФ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Объектом исследования является государственный бюджет.
Предмет исследования – его структура и функции.
Хронологические рамки исследования: период 1997 – 2011 гг.
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие государственного 
Прежде чем говорить о структуре бюджета и о его функциях необходимо, что собственно представляет собой бюджет государства.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ принятым 23 января 2000 года и одобренным Советом Федерации:
Бюджет – 
форма образования и 
В любой стране бюджет – это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов в их расходовании.
Для бюджета 
как основного финансового 
Принципами бюджетной системы является ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему2.
Единство 
бюджетной системы 
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
1.2 Структура государственного бюджета
Функционирование 
государственного бюджета происходит 
посредствам особых экономических 
форм – доходов и расходов, выражающих 
последовательные перераспределения 
стоимости общественного 
1.2.1 Бюджетные доходы
Доходы бюджета 
– это денежные средства, поступающие 
в безвозмездном и 
Доходы бюджета образуются за счет налоговых (федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также штрафы и пени) и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других поступлений.
1.2.1.1 Налоговые доходы
Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.
Налоги – безвозвратны и безвозмездны, т.е. налог никогда не возвращается плательщику налога. Этот признак отличает налоги от пошлин (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций и получает какие-либо документы)3.
Взносы в 
государственные бюджетные 
Налоги выполняют две функции: фискальную и контрольную. Фискальная функция – образование бюджетного дохода, что является основным назначением налогов (до 90% доходов бюджета в цивилизованных странах составляют налоги).
Контрольная функция тесно связанна с фискальной. Устанавливая отдельные элементы налога – объект налога, единицу налога, ставку налога, налоговый период, - государство уже создает условия для проверки исчисления оклада и взаимосвязанных с ним показателей – прибыли, себестоимости. Таким образом, предполагается возможность контроля над всей хозяйственной деятельностью субъекта налога.
Графическое 
изображение зависимости между 
налоговыми поступлениями в 
Рисунок 2.1 – Кривая Лаффера
При увеличении налоговой ставки доходы в государственный бюджет возрастают. Возрастание происходит до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный размер налоговой ставки, обеспечивающий максимальные поступления в бюджет. Дальнейшее повышение налоговой ставки уменьшает стимулы к труду, предпринимательской деятельности и при возрастании налоговой ставки доходы бюджета уменьшаются. Теоретически, при 100% уровне налогообложения поступления в бюджет могут приблизится к нулю.
Налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого находится более одной трети чистого национального продукта.
Так же, существует регулирующая роль налогов. Например, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов трансформации сбережений в инвестиции. При повышении налоговых ставок снижаются темпы экономического развития.
Налоги, а также, сборы пошлины, и платежи во внебюджетные фонды могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие. Они играют антимонопольную и антиинфляционную роль, регулируют доходы отдельных групп населения, стимулируют определенную экономическую деятельность или наоборот заставляют отказаться от нее.
1.2.1.2 Неналоговые доходы
Большинство 
неналоговых доходов не имеют 
фискально-постоянного 
Неналоговые 
доходы, как и налоговые, устанавливаются 
органами представительной власти РФ 
и ее субъектов для юридических 
и физических лиц. Неналоговые доходы 
могут иметь форму как 
Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В соответствии с классификацией доходов бюджета РФ, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включают:
Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции