Государственный бюджет: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является исследование сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования в частности на примере бюджете РФ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Изучить понятие государственного бюджета;
Рассмотреть сущность доходов и расходов в бюджете;
Охарактеризовать функции государственного бюджета;
Объектом исследования является государственный бюджет.
Предмет исследования – его структура и функции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА …….. 5
Понятие государственного бюджета…………………………………………….. 5
Структура государственного бюджета………………………………………….. 6
1.2.1 Бюджетные доходы……………………………………………………………… 7
1.2.1.1 Налоговые доходы……………………………………………………………. 7
1.2.1.2 Неналоговые доходы……………………………………………………………. 9
1.2 Бюджетные расходы………………………………………………………………. 10
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮЖДЕТА…………………………… 19
2.1 Распределительная функция……………………………………………………… 19
2.2 Контрольная функция…………………………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………. 29

Файлы: 1 файл

государственный бюджет.docx

— 79.44 Кб (Скачать)

Государственный внешний долг РФ на 1 января 2004 года планировался в объеме 121,4 млрд. долл. При этом задолженность по кредитам правительств иностранных государств - 54,4 млрд. долл., Парижскому клубу кредиторов - 46,6 млрд. долл., задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба, - 4,4 млрд. долл., долг бывшим странам СЭВ - 3,3 млрд. долл., задолженность по кредитам международных финансовых организаций - 11 млрд. долл. Объем долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2004 года составит 49,8 млрд. долл., по еврооблигационным займам - 42,5 млрд. долл., по ОВВЗ - 7,3 млрд. долл8.

В 2010 году государственный  внешний долг составил 37,6 млрд. долл. В эту сумму водили 999,8 млн. долл. задолженности перед кредиторами, являющимися членами Парижского клуба, 1 820,4 млн. долл. перед кредиторами – не членами парижского клуба, задолженность бывшим странам СЭВ в размере 1 300,1 млн. долл., коммерческая задолженность бывшего СССР - 830,5 млн. долл., по ОВВЗ - 1 775,3 млн. долл., задолженность по еврооблигационным займам - 26 239,6 млн. долл.9 (Приложение Д).

Также стоит  отметить, что государственный внешний  долг с 1991г. к 2010г. сократился с 95 млрд. долл. до 37,6 млрд. долл, максимум был достигнут в 2000г. - 158,7 млрд. долл. (Приложение Г).

 

 

2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Экономическая сущность бюджета находит  свое выражение в его функциях.

Государственному бюджету, как  и всей системе финансов, присущи  две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.

2.1 Распределительная функция

 

С помощью распределительной бюджета  происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета  работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое  оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). 
       Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

  При распределении финансовых  средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта (Приложение Е). Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.    

  Бюджет способствует формированию  рациональной структуры общественного  производства, улучшению пропорций,  более эффективному использованию  бюджетных средств. В процессе  бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное соотношение  между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных  форм собственности сферы материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное, оптимальное  соотношение между централизованными  и нецентрализованными фондами  денежных средств, определяются размеры  финансовых ресурсов, концентрируемых  в предприятиях, и степень участия  предприятий в формировании доходов  бюджетной системы. 
     Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники  общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает  возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

 

    1.  Контрольная функция

 

Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства.

Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда  денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений. Бюджетный  контроль преследует в основном две цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства, соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов.

Успешное  и эффективное выполнение сложных задач в различных сферах финансово – экономической жизни общества зависит от соответствующей организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль (субъект контроля), различают:

- государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами государственной  власти. Он обеспечивает интересы  государства и общества, проверяет  выполнение налогоплательщиками  обязательств перед бюджетом  и целевое использование бюджетных  ассигнований;

- ведомственный контроль, проводимый КРУ министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а так же использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета;

- общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями. Объект контроля зависит от поставленных перед проверяющими конкретных задач;

- независимый контроль, проводимый  специализированными аудиторскими  фирмами службами;

- внутрихозяйственный контроль осуществляется  финансово - экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование, использование выделенных бюджетных средств;

- правовой контроль проводится  правоохранительными органами в  форме ревизий, судебно – бухгалтерской  экспертизы;

- гражданский контроль осуществляется  налогоплательщиками – физическими  лицами при их налогообложении  налоговыми органами, при составлении  и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств  из бюджета (зарплаты, пенсий, стипендий,  пособий и т.п.).

По  времени проведения бюджетного контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный бюджетный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получений дотаций, субвенций, субсидий и других средств бюджета. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально – экономического развития территорий и страны в целом.

Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ, дающих наибольший объем доходов в госказну при одновременном достижении общей экономической стабилизации.

Текущий контроль -  основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений повсеместно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно – налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетного фондов денежных средств государства.

Текущий бюджетный контроль опирается на первичные документы оперативного и бюджетно – бухгалтерского учета  и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она  невозможна без текущего анализа, посредством  которого выявляется уровень собираемости доходов бюджета, своевременное  и целенаправленное финансирование федеральных, региональных и местных  программ, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дается оценка действующему бюджетному законодательству, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально – экономического развития общества путем использования бюджетно – налогового механизма.

Последующий контроль проводиться по окончанию  финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное выполнение намеченных показателей по сбору налогов, пошлин и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом путем аналитической работы на базе отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышения доходной базы.

Последующий контроль тесно связан с предварительным  контролем, который базируется на результатах контрольно – аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода.

Стоит отметить, что все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

Основные  методы бюджетного контроля – документальная и камеральная проверка, экономический  анализ, ревизия и обследование.

Документальная  проверка проводится непосредственно  на предприятии, в организации и  учреждении в присутствии должностных  лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухучета, бухгалтерская, статистическая отчетность, сметы расходов, расчеты по налогам  и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия  запрещена законом.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных  выше документов, представленных ему предприятиями. Основные задачи камеральной проверки:

- получение, проверка и обеспечение  сохранности отчетов, смет расходов  бюджетных учреждений, расчетов  к ним;

- прием налогоплательщиков и распорядителей  бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления  и уплаты в бюджет и во  внебюджетные фонды налогов и  других обязательных платежей;

- осуществление контроля над правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно – налоговой дисциплины.

Обследование  заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с  отдельными сторонами финансовой хоздеятельности предприятий. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документ, могут проводиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка налогообложения путем опроса, инспекции на месте.

Важный  метод проведения бюджетного контроля – анализ исполнения доходной и  расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль  в управлении госфинансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально  – экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает

Научное обоснование и всестороннее проведение бюджетного анализа служит основой  для выработки долгосрочной политики в РФ, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных  процессов.

Ревизия – наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля, представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансовой хоздеятельности предприятий.

Во  время ревизии осуществляется контроль за законностью, достоверностью, целесообразностью, финансово – экономической эффективностью совершаемых операций, за целевым и рациональным использованием бюджетных ассигнований, материальных и трудовых ресурсов, выполнением намеченных показателей по доходам и расходам бюджета.

Значение  ревизии также заключается в  обобщении и распространении  позитивного опыта хозяйствования, в профилактике нарушений и злоупотреблений, в упорядочении бюджетно – налоговой  дисциплины, в воспитании финансового  правосознания.

Объектом  ревизии выступают: государственные  и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения; производственно – коммерческие и акционерные предприятия и  организации с государственным  участием; предприятия, учреждения и  организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных  средств или получающие государственную  помощь в виде дотаций, субсидий; внебюджетные социальные фонды; предпринимательские  структуры и физические лица в  части получения адресной финансовой помощи от государства.

Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции