Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследование сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования в частности на примере бюджете РФ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Изучить понятие государственного бюджета;
Рассмотреть сущность доходов и расходов в бюджете;
Охарактеризовать функции государственного бюджета;
Объектом исследования является государственный бюджет.
Предмет исследования – его структура и функции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА …….. 5
Понятие государственного бюджета…………………………………………….. 5
Структура государственного бюджета………………………………………….. 6
1.2.1 Бюджетные доходы……………………………………………………………… 7
1.2.1.1 Налоговые доходы……………………………………………………………. 7
1.2.1.2 Неналоговые доходы……………………………………………………………. 9
1.2 Бюджетные расходы………………………………………………………………. 10
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮЖДЕТА…………………………… 19
2.1 Распределительная функция……………………………………………………… 19
2.2 Контрольная функция…………………………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………. 29
Государственный внешний долг РФ на 1 января 2004 года планировался в объеме 121,4 млрд. долл. При этом задолженность по кредитам правительств иностранных государств - 54,4 млрд. долл., Парижскому клубу кредиторов - 46,6 млрд. долл., задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба, - 4,4 млрд. долл., долг бывшим странам СЭВ - 3,3 млрд. долл., задолженность по кредитам международных финансовых организаций - 11 млрд. долл. Объем долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2004 года составит 49,8 млрд. долл., по еврооблигационным займам - 42,5 млрд. долл., по ОВВЗ - 7,3 млрд. долл8.
В 2010 году государственный внешний долг составил 37,6 млрд. долл. В эту сумму водили 999,8 млн. долл. задолженности перед кредиторами, являющимися членами Парижского клуба, 1 820,4 млн. долл. перед кредиторами – не членами парижского клуба, задолженность бывшим странам СЭВ в размере 1 300,1 млн. долл., коммерческая задолженность бывшего СССР - 830,5 млн. долл., по ОВВЗ - 1 775,3 млн. долл., задолженность по еврооблигационным займам - 26 239,6 млн. долл.9 (Приложение Д).
Также стоит отметить, что государственный внешний долг с 1991г. к 2010г. сократился с 95 млрд. долл. до 37,6 млрд. долл, максимум был достигнут в 2000г. - 158,7 млрд. долл. (Приложение Г).
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственному бюджету, как
и всей системе финансов, присущи
две функции —
2.1 Распределительная функция
С
помощью распределительной
Межотраслевое
и территориальное
Непроизводственная
сфера не участвует в создании
национального дохода, но является
активным его потребителем. Из бюджета
работникам этих отраслей выделяются
средства на заработную плату, техническое
оснащение и содержание учреждений
непроизводственной сферы (здравоохранение,
просвещение и др.).
Через расходы и налоги государственный
бюджет выступает важным инструментом
распределения и стимулирования экономики
и инвестиций, повышения эффективности
производства. Через бюджет оказывается
государственная поддержка отдельным
отраслям хозяйства — авиастроению, космическим
программам, атомной промышленности, энергомашиностроению,
угольной промышленности и некоторым
другим. Такая поддержка зачастую связана
с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых
проектов. Для регулирования экономики
используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта (Приложение Е). Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует
Через
государственный бюджет перераспределяется,
как известно, не весь чистый доход,
создаваемый на предприятиях различных
форм собственности сферы
В
процессе бюджетного планирования устанавливается
наиболее целесообразное, оптимальное
соотношение между
Бюджет с помощью налогов выступает важным
инструментом распределения и вместе
с тем стимулирования экономики и повышения
эффективности производства.
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Контрольная
функция государственного бюджета
осуществляется в процессе формирования
доходов бюджета и
Контрольная
функция бюджета позволяет
Успешное и эффективное выполнение сложных задач в различных сферах финансово – экономической жизни общества зависит от соответствующей организации и видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль (субъект контроля), различают:
-
государственный бюджетный
- ведомственный контроль, проводимый КРУ министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а так же использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета;
- общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями. Объект контроля зависит от поставленных перед проверяющими конкретных задач;
-
независимый контроль, проводимый
специализированными
-
внутрихозяйственный контроль
-
правовой контроль проводится
правоохранительными органами
-
гражданский контроль
По времени проведения бюджетного контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный бюджетный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получений дотаций, субвенций, субсидий и других средств бюджета. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально – экономического развития территорий и страны в целом.
Предварительный
контроль позволяет выбрать наиболее
экономичные решения при
Текущий контроль - основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений повсеместно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно – налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетного фондов денежных средств государства.
Текущий
бюджетный контроль опирается на
первичные документы
Последующий контроль проводиться по окончанию финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное выполнение намеченных показателей по сбору налогов, пошлин и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом путем аналитической работы на базе отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышения доходной базы.
Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно – аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода.
Стоит отметить, что все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.
Основные методы бюджетного контроля – документальная и камеральная проверка, экономический анализ, ревизия и обследование.
Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухучета, бухгалтерская, статистическая отчетность, сметы расходов, расчеты по налогам и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия запрещена законом.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями. Основные задачи камеральной проверки:
-
получение, проверка и
-
прием налогоплательщиков и
- осуществление контроля над правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно – налоговой дисциплины.
Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансовой хоздеятельности предприятий. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документ, могут проводиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка налогообложения путем опроса, инспекции на месте.
Важный
метод проведения бюджетного контроля
– анализ исполнения доходной и
расходной частей бюджетов всех уровней,
смет расходов бюджетных учреждений.
Его роль в управлении госфинансами
и финансами субъектов
Научное
обоснование и всестороннее проведение
бюджетного анализа служит основой
для выработки долгосрочной политики
в РФ, позволяет использовать бюджет
как активный инструмент государственного
регулирования
Ревизия – наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля, представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансовой хоздеятельности предприятий.
Во время ревизии осуществляется контроль за законностью, достоверностью, целесообразностью, финансово – экономической эффективностью совершаемых операций, за целевым и рациональным использованием бюджетных ассигнований, материальных и трудовых ресурсов, выполнением намеченных показателей по доходам и расходам бюджета.
Значение
ревизии также заключается в
обобщении и распространении
позитивного опыта
Объектом ревизии выступают: государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения; производственно – коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием; предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий; внебюджетные социальные фонды; предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства.
Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции