Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследование сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования в частности на примере бюджете РФ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Изучить понятие государственного бюджета;
Рассмотреть сущность доходов и расходов в бюджете;
Охарактеризовать функции государственного бюджета;
Объектом исследования является государственный бюджет.
Предмет исследования – его структура и функции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА …….. 5
Понятие государственного бюджета…………………………………………….. 5
Структура государственного бюджета………………………………………….. 6
1.2.1 Бюджетные доходы……………………………………………………………… 7
1.2.1.1 Налоговые доходы……………………………………………………………. 7
1.2.1.2 Неналоговые доходы……………………………………………………………. 9
1.2 Бюджетные расходы………………………………………………………………. 10
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮЖДЕТА…………………………… 19
2.1 Распределительная функция……………………………………………………… 19
2.2 Контрольная функция…………………………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………. 29
1.2 Бюджетные расходы
Бюджетные расходы - денежные средства, направляемые на финансирование государственного управления, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, сельское хозяйство, рыболовство, социальные и культурные мероприятия (Приложение В).
Ниже будут подробно рассмотрены отрасли, на которые направлены бюджетные расходы.
Производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России включает в себя более 30 видов деятельности (электро-, тепло -, газо-, водоснабжение).
В связи со спецификой функционирования ЖКХ его финансирование осуществляется из субъектов РФ. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда, на покрытие убытков жилищно – эксплуатационных организаций, которые занимаются обслуживанием жилищного фонда и некоторые другие расходы).
Основной источник доходов коммунальных предприятий – выручка от реализации коммунальных услуг, которая зависит от объема услуг и уровня тарифов.
Правительство РФ ввело федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, по которым будут строиться взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ:
-федеральный стандарт
- федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. На 1198г. Установлен стандарт 18% от совокупного семейного дохода, на 2000г. – 20%, на 2003г. – до 25%.
2. Сельское хозяйство
Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, прежде всего, используются на поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами; повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, проведение научных исследований по охране окружающей среды. Также выделяются средства на кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства, развитие и поддержку рынка сельхозпродукции, организацию профессиональной подготовки, повышение квалификаций кадров в области агропромышленного производства.
Основная цель бюджета – недопущение спада сельхозпроизводства в рамках реализации задач развития агропромышленного комплекса и его государственного развития.
Расходы на транспорт в РФ для многих отраслей экономики являются весьма значительными и занимают от 10 до 55% от стоимости продукции, поэтому стоимость перевозок ограничивает зоны сбыта продукции и ее конкурентоспособность в рыночной экономике. Значительное снижение государственной инвестиционной поддержки транспорта, раздробленность приватизированных и акционированных транспортных предприятий сдерживает развитие экономики страны. Поэтому появилась необходимость государственного вмешательства при решении вопросов развития транспорта.
Из бюджета выделяются средства на финансирование следующих видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный и городской транспорт.
Существует два основных бюджетных способа финансирования научных исследований: институциональный, когда средств для финансирования выделяются на содержание всей научной организации в соответствии с разработанной последней и принятой к финансированию сметой и программно-целевой (селективный), когда финансирование выделяется на выполнение отдельной темы.
Последний метод более прогрессивный, так как позволяет создать работоспособный коллектив для достижения конкретного научного результата и полностью обеспечит его финансирование.
Смета бюджетного научно-исследовательского учреждения составляется по статьям затрат и содержит следующие разделы: свод расходов, расчет расходов на содержание аппарата управления, общие сведения, включая перечень организаций, подчиненных научно-исследовательскому учреждению, расчет производственных показателей, распределение объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.
Основную форму финансирования в научной сфере представляет система академий наук, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, наделяются правами управления своей деятельностью и имуществом.
Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Под образованием согласно Закону РФ “Об образовании” от 13.01.96 г. № 12-ФЗ понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующим документом.
Средства бюджета служат основным
источником финансового обеспечения
расходов на образование. Необходимость
бюджетного финансирования сферы образования
обусловлена свойствами образовательных
услуг как общественного
Структура финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджета. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ.
В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин “многоуровневое финансирование”, т.е. источниками поступления финансовых ресурсов является не только бюджетные ассигнования разных уровней, но и широкий спектр внебюджетных средств.
Законом РФ “Об образовании” предусмотрено, что государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования не менее 10% национального доход. Установлено, что финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. населения. Однако практика финансирования свидетельствует о том, что эти положения не выполняются: доля ВВП, ассигнуемая на образование, составляет лишь 4,4%, не реализуется система льгот для учащихся и студентов, не создано соответствующих фондов развития образования.
Культура, как и образование, - один из основных претендентов на средства госбюджета. В тоже время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие экономики.
Государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ.
В основах законодательства РФ о культуре принят последний подход. Указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.
В реальной практике ситуация обстоит также как и с образованием, так как ни федеральные, ни региональные власти требования законодательства не выполняют из-за дефицита бюджета.
Согласно ст. 124 Конституции РФ “финансирование судов производится из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с Федеральным Законом”4.
Расходы на Федеральную судебную систему в последние годы стремительно растут, это объясняется растущей нагрузкой на судебную систему.
Правоохранительные органы и органы
обеспечения безопасности – это
система органов
Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Размер средств, направляемых на эти цели, зависит от экономических возможностей страны, международной и внутренней политической обстановки, технического оснащения, численности и необходимости поддержания уровня жизни личного состава Вооруженных Сил.
По данным газеты “Взгляд” на 2008 год первое место по военным расходом занимали США, Россия находилась на 6 месте (Приложение Б)5.
Государственный долг – совокупность долговых обязательств органов государственной власти.
В свою очередь государственный долг делится на внутренний и внешний. Внутренний долг - совокупность долговых обязательств, выраженных в валюте РФ. Внешний долг - совокупность долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.
В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.
Внешние заимствования осуществляются
на основе международных договоров
Правительством РФ или от имени российских
юридических лиц. Законом установлен
предельный размер государственных
внешних заимствований РФ, который
не должен превышать годовой объем
платежей по обслуживанию и выплате
российского долга. Учет и регистрация
заимствований и
Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:
-
срок действия - долговые обязательства
РФ могут носить краткосрочный характер
(до 1 года), среднесрочный характер (от
1 года до 5 лет) и долгосрочный характер
(от 5 до 30 лет); все долговые обязательства
РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными
условиями займа, но не могут превышать
30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых
обязательств РФ могут выступать центральное
правительство, правительства национально-государственных
и административно-
- признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
- по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.
Все условия
межправительственных займов фиксируются
в специальных соглашениях, где
оговаривается уровень
Источником
погашения государственных
Согласно проекту федерального бюджета РФ, государственный внешний долг России на 1 января 2003 года составит 124,5 млрд. долл., из которых задолженность по кредитам иностранных правительств составит 52,7 млрд. долл., задолженность перед Парижским клубом кредиторов - 43,6 млрд. долл. Из стран Парижского клуба наибольшая задолженность у России перед Германией - 18,6 млрд. долл. Долг перед Италией на 1 января 2003 года составит 5,5 млрд. долл., США - 3,8 млрд. долл., Японией - 3,7 млрд. долл., Францией - 3 млрд. долл., Канадой - 1,7 млрд. долл., Австрией - 2,6 млрд. долл., Великобританией - 1,4 млрд. долл. Долг перед кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, на 1 января 2003 года составит 4,9 млрд. долл., задолженность бывшим странам СЭВ - 4,2 млрд. долл., по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм - 3 млрд. долл., перед международными финансовыми организациями - 13,4 млрд. долл. Объем долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2003 года будет равен 49,2 млрд. долл., по еврооблигационным займам - 39,9 млрд. долл., по ОВВЗ - 9,3 млрд. долл7.
Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции