Государственный бюджет: сущность, структура и проблемы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы в соответствии с предметом всесторонне исследовать объект путем изучения источников правового, методического и учебного характера.
Для достижения поставленной цели рассматриваю такие задачи:
обобщить основные понятия, связанные с государственным бюджетом Украины;
перечислить основные статьи доходов и расходов государственного и местного бюджетов Украины;
выделить основные проблемы бюджетной политики Украины;
рассмотреть направления усовершенствования государственного бюджета.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы построения государственного бюджета
Украины……………………………………………………………....4
1.1 Экономическая сущность и структура государственного
бюджета Украины……………………………………………………7
Понятие бюджетного дефицита и его характеристика…………..15
2 Характеристика основных составляющих государственного
бюджета Украины…………………………………………………..19
2.1 Бюджетная политика государства…………………………………27
2.2 Проблемы формирования и использования бюджета Украины…29
3. Направление усовершенствования бюджетной политики…………31
Выводы…………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………...38
Приложения

Файлы: 1 файл

оля бейлишен.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Государственный бюджет как одна из звеньев финансовой системы Украины является экономической  категорией и отражает денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физических лиц - с другой с целью образования централизованного фонда средств государства и его использования на расширенное воспроизводство, повышение уровня жизни и удовлетворение других общественных потребностей. Таким образом, в бюджете централизуется значительная часть средств, являющихся необходимым условием для выполнения государством своих функций. При действительном социально-экономическом состоянии Украины возникает потребность увеличивать денежные ресурсы централизованного фонда для обеспечения непосредственных государственных мероприятий.

     Уровень централизации финансовых ресурсов в Государственном бюджете зависит  от конкретных условий хозяйствования и задач, которые необходимо решать на конкретном этапе развития. Государственный бюджет нашей страны характеризуется высокой степенью централизации финансовых ресурсов, что закономерно для стран переходного периода. Ныне бюджет Украины составляет 55% от валового внутреннего продукта. Такая централизация средств может обеспечить своевременное финансирование общегосударственных программ, а также дополнительные меры, связанные с повышением заработной платы и других социальных выплат.

     Для решения проблем, связанных с бюджетным процессом, надо ориентироваться на следующие критерии.

     1. Как известно, Государственный бюджет  Украины формируется по действующей  в мировой практике методологии.  Это означает, что за основу  берется расчет годового объема  валового внутреннего продукта. В зависимости от того, как он будет определяться на следующий год, зависит и размер бюджетного фонда Украины. Если ВВП будет заниженным, то это адекватно отобразится на доходной части бюджета. В этом случае состоится недофинансирование областей народного хозяйства, социально-культурных учреждений и других областей, предусмотренных бюджетом. Кроме того, не будет надлежащей денежной наличности, что приведет к задержке расчетов.

     В случае, если размер ВВП будет завышенным, нас ожидают намного большие неприятности. Возрастет денежно-кредитная эмиссия, что приведет к росту денежной массы, а отсюда к инфляции и резкому росту цен; будут предусмотрены нереальные доходы, что, естественно, обусловит рост бюджетных затрат, фактически не обеспеченных соответствующими доходами. Поэтому основная проблема, которую необходимо решить, - максимально точно определить объем валового внутреннего продукта, то есть найти "золотую середину", учитывая все реалии нашей экономики - инфляцию, производство товаров и услуг, потребление, накопление.

     2. Технология составления Государственного  бюджета требует коренных изменений.  Сегодня практикуется система,  по которой прибыльная часть  бюджета "подгоняется" к  расходной, то есть сначала  в соответствии с требованиями  министерств и ведомств формируется расходная часть. После этого пересматриваются возможности прибыльной части и, если они малы, предлагается принять законы о новых налогах или изменить налоговые ставки. Таким образом, выполнение бюджета "привязывается" к будущим изменениям.

     А потому при составлении Государственного бюджета необходимо прежде всего  научно обосновано в границах действующего законодательства о налогах рассчитывать прибыльную часть. Это даст возможность  государству реально оценить  возможности бюджетной политики на будущий год. В основу построения прибыльной части бюджета должны быть заложены такие принципы, которые позволят государству иметь хотя бы минимально достаточные финансовые ресурсы для его деятельности и вместе с тем использовать налоги как инструмент регулирования финансового состояния плательщиков, стимулирования роста производства. К данным принципам принадлежат:

  • установление таких налогов, которые бы обеспечивали регулярную мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства в размерах, достаточных для финансирования запланированных мероприятий;
  • использование таких видов налогов, которые бы обеспечивали стабильность финансового состояния государства, полноту, стабильность и своевременность формирования его централизованного фонда;
  • внедрение налогов, адекватных реальным условиям социально-экономического состояния государства;
  • изъятие /полное или частичное/ из бюджета доходов, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций.

     3. Вопрос усовершенствования отношений между звеньями бюджетной системы всегда актуален. Фактор бюджетного механизма, при котором Совет высшего уровня устанавливает нормативы отчислений для низов, приводит к параличу органов местного самоуправления. Поэтому необходимо распределить сферы Государственного бюджета и бюджетов местных органов. На государственном уровне целесообразно финансировать налоги, имеющие решающее значение для финансирования экономики Украины. На уровне местных органов власти следует оставить затраты, направленные на решение социальных вопросов и поддержку их экономического расчета в сфере коммунальной собственности.

     Иначе говоря, необходимо по возможности  четче распределить компетенцию  между центральными органами власти и органами местного самоуправления и законодательно закрепить ее за ними. Законодательство уже заложило принципы самостоятельности в составление бюджетов всех уровней, но они еще не укреплены экономическим механизмом, а потому не работают.

     В связи с этим для создания четкой системы формирования бюджетов всех уровней, на наш взгляд, необходимо четко распределить доходы между всеми звеньями бюджетной системы, то есть иметь определенную законом доходную базу, а отношения между государственным и местным бюджетами строить с учетом условий социально-экономического развития регионов. Такой цели можно достичь, направляя 100% налога на доход предприятий и организаций всех форм собственности и некоторых других налогов (например, налог на имущество) в местные бюджеты).

     Современная система распределения бюджетных  средств между разными уровнями управления должна ориентироваться на решение обоюдной задачи - достижение сбалансированности бюджетов и по "вертикали", и по "горизонтали". По "вертикали" надо устранить несоответствия между затратами местных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Такую несбалансированность целиком преодолеть без "внешней" коррекции нереально: абсолютно налоговый потенциал и объективные потребности данной территории практически не совпадают. Поэтому органы государственной власти, имея широкие возможности экономического регулирования и объем налоговых поступлений, могут и должны компенсировать дисбаланс местных бюджетов, направляя на доходы ту часть средств, которые аккумулируются на уровне Государственного бюджета. Однако и тогда, когда налоговых поступлений и субсидий достаточно для финансирования общих затрат местных бюджетов, остается задача сбалансирования по "горизонтали". Дело в том, что в границах местных бюджетов могут быть неодинаковые бюджетные возможности административных единиц, охватывающих значительный регион, преимущественно восточные области Украины. Иначе говоря, в его границах также есть свои богатые и бедные территории, в связи с чем и на этом уровне "горизонтальном", необходима финансовая помощь "свыше" .

     Сейчас  в Украине используются методы, которые  обеспечивают сбалансирование низших бюджетов: субвенции , невозвратное целевое финансирование затрат низших бюджетов за счет высших, дотации невозвратное предоставление средств для возмещения дефицита низшего бюджета; взаимозачеты выделение средств низшим бюджетам на возмещение затрат, связанных с передачей им расходных функций в соответствии с решением центральных органов власти; займы из высших бюджетов.

     Наиболее  серьезный недостаток действующего механизма бюджетного субсидирования в том, что применяются не взаимозависимые, а разнообразные, и вдобавок не регламентированные соответствующими нормами формы перераспределения бюджетных средств. Поэтому сфера действия каждой из названных четырех форм, их объединение, конкретные размеры финансовых ресурсов, которые перераспределяются, каждый раз определяются по-разному, индивидуально. В результате влияние этих методов приводит к администрированию и субъективизму при принятии конкретных решений.

     Итак, необходимо выработать единые критерии организации всех видов финансовой помощи, максимально реализовать потенциал их целенаправленного влияния на экономику региона. Финансовую помощь регионам надо предоставлять, чтобы побуждать органы государственной власти на местах расширять собственную доходную базу, развивать инвестиционную активность, структурно перестраивать экономику регионов. [10,с. 21; 16,с. 348;] Выводы

     Финансовая  деятельность в Украине, регулируемая нормами различных финансовых институтов, строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет.

     Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства  – это меры правительства по изменению  государственных расходов, налогообложения  и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечения полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного ВНП.

     Бюджет  представляет собой форму образования  и расходования денежных средств. Государственный бюджет Украины является  основным финансовым планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины и имеющим силу Закона. Бюджет строится на принципах целостности, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.

     Бюджетная система Украины состоит из трех звеньев:

     - Госбюджет Украины;

     - Региональные бюджеты (областные  бюджеты);

     - Местные бюджеты.

     Государственный бюджет включает доходную и расходную  части. Между ними должно быть определенное соответствие.

     Государство несет расходы на содержание учреждений образования, науки, медицины, культуры, армии, правоохранительных органов, национального  телевидения и радио, строительство  домов, дорог, предприятий и т.д. Основным источником покрытия этих расходов являются налоговые поступления от  домашних хозяйств и предприятий. Доходы Государственного бюджета Украины формируются за счет: налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, налога на прибыль предприятий всех форм собственности и подчинений (кроме коммунальных) в размерах, определенных Законом о Государственном бюджете Украины на год. У государства могут быть и другие источники дохода (продажа государственного имущества, получение дохода на капитал, дивидендов по акциям, реализация государственных облигаций и т.д.), но их значение в общих поступления государства оказывается намного меньшим по сравнению с налоговыми отчислениями. Регулируя налоговые ставки и бюджетные расходы государство использует фискальную систему как инструмент макроэкономической стабилизации.

     Могут быть также и  внешние  источники  государственных доходов – это  экономические ресурсы других стран. В странах с  развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную часть валового внутреннего продукта и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство.

     Основные  направления бюджетной политики на 2011 год разработаны в целях  формирования бюджетной политики, которая  будет направлена на создание условий  для решительного преодоления последствий финансово-экономического кризиса, проведение эффективной налогово-бюджетной политики, переходу к инвестиционно-инновационной модели развития экономики, повышение уровня занятости населения, увеличение размера заработной платы, содействие ценовой и валютно-курсовой стабильности.       
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

1.Бюджетный кодекс  Укрины 2011 ст№1,4,5,7,8,9,10.

2. Шевчук В. Фіскальна політика: необхідність збалансованого бюджету.      Фінанси України. - 2006. - № 5.

3. Родионова В. М. Финансы. - М.: Финансы и статистика. - 2005. - Гл. 3

4. Семчик О. Правові аспекти формування Державного бюджету України. Право України. – 2006. - №8. – С.50-53.

5. Сало І.В. Фінансово-кредитна система України та перспективи її розвитку. – К.: Наукова думка, 2005. – 178 с.

6.Деловая неделя.2011-30.09

7. Луніна І. Міжбюджетні відносини в Україні: концептуальні підходи до реформування // Економіка України. – 2005. - №5. – С.10-15.

8. Кравченко В. Фінансові проблеми місцевих органів влади в України. Фінанси України. - 2005. - № 1. - с.61.

9. Єпіфанов А.О., Сало І.В., Дяконова І.І. Бюджет  і фінансова політика України.  – К.: Наукова думка, 2007. – 300 с

10. Васильченко  З. Доходи бюджету в системі  управління економікою. Фінанси  України. - 2007. - № 6.

11. Вахненко Т.  До питання про бюджетну класифікацію. Фінанси України. - 2006. - № 8.

12. Буковинський  С. Фінансова стабілізація як  основа фінансової політики. Фінанси  України.- 2007. - № 4

13. Булатова А.  С. Экономика: учебник. - М.: Бек, 2005. - Гл. 16. С. 260- 277.

14. Васильченко  З. Доходи бюджету в системі  управління економікою. Фінанси  України. - 2007. - № 6.

15.Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической  теории: Учеб. Пособие.-М.:Рыбари,2005 –  453с.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура и проблемы формирования