Государственный бюджет: формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы ,осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Оглавление

Введение
Глава 1.Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции
1.2Бюджетная система и бюджетное устройство
Глава 2.Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 3.Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
3.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 год
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

АННА.docx

— 269.73 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории

 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине "Макроэкономика" на тему:

Государственный бюджет: формирование и использование

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка2 курса 15 группы

Экономического факультета специальность

080100 "Экономика

(бакалавр экономики)"

Горлова Кристина Алексеевна

Проверил: к. э. н. Рязанцев И. И.

 

Ставрополь– 2010

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1.Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства

1.1 Государственный бюджет  и его функции

1.2Бюджетная система и  бюджетное устройство

Глава 2.Государственный бюджет: формирование и использование

2.1 Принципы формирования  государственного бюджета

2.2 Использование государственного  бюджета

2.3 Проблемы бюджетного  дефицита и государственного  долга

Глава 3.Федеральный бюджет 2008 – 2010

3.1Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном  бюджете на2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов"

3.2 Оценка исполнения федерального  бюджета РФ в 2008 год

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы ,осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ - главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства,утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития.С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.

Основными задачами курсовой работы являются:

- анализ бюджетного устройства  в Российской Федерации;

- рассмотрение источников  формирования и направлений расходования  средств государственного бюджета;

- рассмотрение образования  бюджетного дефицита и государственного  долга.

Методологическую основу при написании курсовой работы составили:

Бюджетный Кодекс РФ, труды специалистов: Г.Б.Поляка, О.В. Врублевской, Е.А. Марыгановой и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.

 

 

Глава 1. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства

1.1 Государственный бюджет  и его функции

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав – государственный бюджет. Воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств производится через государственный бюджет.

Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии,осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.

Основным финансовым планом является государственный бюджет, который даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов.Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых государству и тем самым определяет налоговую политику в стране. Конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта позволяет бюджету выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения составляют40-50% ВВП.

Бюджетные отношения как экономическая категория являются составной частью финансовых отношений, и им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

- перераспределение ВВП;

- государственное регулирование  и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществления  социальной политики государства;

- государственный контроль  за поступлением и использованием  бюджетных средств.

 

1.2 Бюджетная система и  бюджетное устройство

 

Организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования характеризует бюджетное устройство. Оно устанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяют права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Также бюджетное устройство прописывает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, кроме этого, выделяются бюджеты субъектов федерации.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 10)бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. федерального бюджета  и бюджетов государственных вне  бюджетных фондов;

2. бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3. местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает:федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. Т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

- единства бюджетной системы  Российской Федерации;

- разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого  характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета,единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов(полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

- наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

- законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов  и источники финансирования дефицитов  соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов  над расходами бюджетов и сумм  экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения  законов(решений) о бюджете, за исключением  установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств,средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Государственный бюджет: формирование и использование