Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 15:30, курсовая работа
Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы ,осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Введение
Глава 1.Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции
1.2Бюджетная система и бюджетное устройство
Глава 2.Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 3.Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
3.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 год
Заключение
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине "Макроэкономика" на тему:
Государственный бюджет: формирование и использование
Выполнила:
студентка2 курса 15 группы
Экономического факультета специальность
080100 "Экономика
(бакалавр экономики)"
Горлова Кристина Алексеевна
Проверил: к. э. н. Рязанцев И. И.
Ставрополь– 2010
Содержание
Введение
Глава 1.Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции
1.2Бюджетная система и бюджетное устройство
Глава 2.Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 3.Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
3.2 Оценка исполнения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы ,осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ - главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства,утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития.С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами курсовой работы являются:
- анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
- рассмотрение источников
формирования и направлений
- рассмотрение образования
бюджетного дефицита и
Методологическую основу при написании курсовой работы составили:
Бюджетный Кодекс РФ, труды специалистов: Г.Б.Поляка, О.В. Врублевской, Е.А. Марыгановой и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.
Глава 1. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции
Государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав – государственный бюджет. Воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств производится через государственный бюджет.
Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии,осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.
Основным финансовым планом является государственный бюджет, который даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов.Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых государству и тем самым определяет налоговую политику в стране. Конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта позволяет бюджету выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения составляют40-50% ВВП.
Бюджетные отношения как экономическая категория являются составной частью финансовых отношений, и им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение
бюджетной сферы и
- государственный контроль
за поступлением и
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство
Организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования характеризует бюджетное устройство. Оно устанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяют права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Также бюджетное устройство прописывает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, кроме этого, выделяются бюджеты субъектов федерации.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 10)бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1. федерального бюджета
и бюджетов государственных
2. бюджетов субъектов
Российской Федерации (региональных
бюджетов) и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных
3. местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает:федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. Т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности
использования бюджетных
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета,единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов(полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных
органов государственной
- наличие собственных
источников доходов бюджета
- законодательное закрепление
регулирующих доходов бюджетов,
полномочий по формированию
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
в соответствии с
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость компенсации
за счет бюджетов других
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств,средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Информация о работе Государственный бюджет: формирование и использование