Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 15:30, курсовая работа
Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы ,осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Введение
Глава 1.Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции
1.2Бюджетная система и бюджетное устройство
Глава 2.Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 3.Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
3.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 год
Заключение
Список используемой литературы
- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
- субвенции и субсидии
физическим и юридическим
- инвестиции в уставные
капиталы действующих или
- бюджетные ссуды, дотации,
субвенции и субсидии бюджетам
других уровней бюджетной
- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание
и погашение долговых
Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Бюджетные расходы делятся ещё по ведомственному признаку на федеральные, региональные и местные в соответствии с уровнем финансированной бюджетной системы.
В свою очередь бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
- оплату труда в соответствии
с заключенными трудовыми
- перечисление страховых
взносов в государственные
- трансферты населению, выплачиваемые
в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов Российской
Федерации и правовыми актами
органов местного
- командировочные и иные
компенсационные выплаты
- оплату товаров, работ
и услуг по заключенным
- оплату товаров, работ
и услуг в соответствии с
утвержденными сметами без
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. (БК РФ ст.70)
Действующее бюджетное законодательство устанавливает, что в расходной части бюджетов отражаются не только расходные операции, но также и приходные. Бюджетные кредиты, в том числе средства,получаемые от продажи имущества и другого обеспечения отражаются в составе расходов бюджетов, но только со знаком "минус".
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Однакообычно при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета.
Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений.
Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Как правило бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Причин бюджетного дефицита может быть много:
- спад общественного
- рост предельных издержек общественного производства;
- массовый выпуск "пустых" денег;
- значительные социальные программы;
- возросшие затраты на финансирование ВПК;
- крупномасштабный оборот "теневого" капитала;
- огромные непроизводственные
расходы, прописки, хищения, потери
произведенной продукции и
Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Но это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.
Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.
Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Но при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.
В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств,которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем,а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования.
Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ),Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст.94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:
1) внутренние источники:
- кредиты, полученные от
кредитных организаций в
- государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
- бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;
2) внешние источники:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- кредиты в иностранной
валюте, полученные от правительств
иностранных государств, банков, фирм,
международных финансовых
Бюджетный кодекс устанавливает ограничения на его объем дифицита. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.
Ограничение на размер дефицита местного бюджета -не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Обычно в государственном долге видятся две опасности: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг - наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, Чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Внутренний долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством,государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.
В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года),среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.
Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет республиканского бюджета.
Основными государственными долговыми обязательствами,которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации, являются:
- государственные краткосрочные облигации (сроком на 3, 6,12месяцев);
- государственные долгосрочные облигации (сроком до 30 лет);
- облигации внутреннего
государственного валютного
- казначейские векселя и обязательства.
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства,связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.
Конверсия и консолидация государственного долга являются важнейшими приемами, используемыми в процессе управления государственным долгом. Конверсия государственных займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило,правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства.
Консолидация государственного долга производится путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефинансированием.
Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Поэтому законодательством предусматриваются различные механизмы,направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговых обязательств и расходов по их обслуживанию.
В законе о бюджете ежегодно утверждаются предельные объемы государственного внутреннего, внешнего долга и пределы внешних заимствований. Общие требования к предельным объемам внешних заимствований Российской Федерации таковы: заимствования не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. При этом Правительство вправе осуществлять займы сверх установленного лимита, если это не приводит к превышению предельной величины долга и позволяет сократить расходы по его обслуживанию. Максимальный объем долга субъекта федерации и муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Информация о работе Государственный бюджет: формирование и использование