Государственный бюджет: формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.

Оглавление

Введение
Глава 1: Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство
Глава 2: Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 3: Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
3.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 год
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1: Государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы государства

1.1 Государственный бюджет и его функции

1.2 Бюджетная  система и бюджетное устройство

Глава 2: Государственный  бюджет: формирование и использование

2.1 Принципы  формирования государственного  бюджета

2.2 Использование государственного бюджета

2.3 Проблемы  бюджетного дефицита и государственного  долга

Глава 3: Федеральный  бюджет 2008 – 2010

3.1 Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов"

3.2 Оценка  исполнения федерального бюджета  РФ в 2008 год

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Важную роль в жизни государства  играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Бюджетная система Российской Федерации  включает государственный федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ - главное звено  бюджетной системы страны, которое  является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным  Собранием РФ в форме закона; государственный  бюджет концентрирует основную часть  бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства  Российской Федерации. Бюджет государства  выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования  и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджетные отношения возникают  между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития. С помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего  экономические отношения в обществе.

Основными задачами курсовой работы являются:

  • анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
  • рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
  • рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.

Методологическую основу при написании  курсовой работы составили:

Бюджетный Кодекс РФ, труды специалистов: Г.Б. Поляка, О.В. Врублевской, Е.А. Марыгановой и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.

 

 

Глава 1: Государственный бюджет - ведущее  звено финансовой системы государства

 

1.1 Государственный бюджет и его функции

 

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, играет большую  роль в формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  её состав – государственный бюджет. Воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств производится через государственный бюджет.

Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса  РФ (БК РФ) – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет можно рассматривать  с двух позиций: как экономическую  категорию и как финансовый план.

Основным финансовым планом является государственный бюджет, который  даёт органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов. Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых  государству и тем самым определяет налоговую политику в стране. Конкретные направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта позволяет бюджету выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения составляют 40-50% ВВП.

Бюджетные отношения как экономическая  категория являются составной частью финансовых отношений, и им присуща  денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • государственный контроль за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство

 

Организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования характеризует бюджетное устройство. Оно устанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяют права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Также бюджетное устройство прописывает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, кроме этого, выделяются бюджеты субъектов федерации.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством  как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных вне бюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации  включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. Т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Совокупность бюджетов всех уровней  образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований .


Консолидированный бюджет РФ – это  федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной  системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы  означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы  бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в  бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в  полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут  увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность  иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории; и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

Информация о работе Государственный бюджет: формирование и использование