Государственный бюджет: формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.

Оглавление

Введение
Глава 1: Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство
Глава 2: Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 3: Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
3.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 год
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

Глава 2: Государственный бюджет: формирование и использование

 

2.1 Принципы  формирования государственного бюджета

 

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.

Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация  РФ.

Бюджетная классификация - это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

  • для составления, утверждения и исполнения бюджета;
  • контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
  • обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
  • составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим  приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой  бюджетной классификации государственный  бюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Основные принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный  кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная  классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.

Согласно действующей бюджетной  классификации все доходы бюджтов делятся на следующие виды (рисунок 1):

Рисунок 1: Доходы бюджета.

1. Налоговые доходы, которые включают  в себя (ст.41 БК РФ):

  • прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
  • налоги на товары и услуги;
  • налоги на имущество;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, сборы и пошлины.

Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные  периоды. Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и  причитающиеся данному уровню бюджета  части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы  отчислений в процентах в бюджеты  разных уровней).

2. Неналоговые  доходы (ст. 41 БК РФ):

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. К безвозмездным поступлениям  относятся (ст. 41 БК РФ):

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы зачисляются на счета  органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным  кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также  бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством  финансов Российской Федерации порядке  учет доходов, поступивших в бюджетную  систему, и их распределение между  бюджетами в соответствии с кодом  бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном  документе на зачисление средств  на счет.

Органы Федерального казначейства осуществляют перечисление указанных  доходов на единые счета соответствующих  бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета только с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Исполнение федерального бюджета  по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

2.2 Использование  государственного бюджета

 

Под расходами бюджета понимают денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Расходы направлены на:

  • государственное и муниципальное управление
  • национальную оборону
  • правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности
  • осуществление международной деятельности
  • поддержку отраслей сферы материального производства
  • фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу
  • содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
  • охрану окружающей природной среды и природных ресурсов
  • обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.

Органы государственной власти и местного самоуправления определяют направление использование бюджетных  средств.

Существует три основания классификации  расходов, в соответствии с которыми выделяются:

а) функциональная классификация расходов бюджетов РФ, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и отражает направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства (Это  затраты на государственное управление, судебную власть, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные научные исследования, развитие экономики, бюджетной сферы, социальную политику и др.).;

б) экономическая классификация  расходов, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию;

в) ведомственная классификация  расходов федерального бюджета, которая  является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям средств федерального бюджет.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие расходы и капитальные  расходы.

Текущие расходы бюджетов, предназначенные  для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления. Это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  функционирование и т. п..

Капитальные расходы бюджетов предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утверждённой инвестиционной программой. Основной целью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства и местного самоуправления. Для достижения этой цели предусматриваются следующие средства:

  • инвестиционная деятельность, предполагающая размещение инвестиций в форме капитальных вложений;
  • инновационная деятельность;
  • создание за счет средств РФ, ее субъектов и муниципальных образований новых объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования;
  • приобретение в собственность РФ, ее субъектов и муниципальных образований объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования;
  • капитальный ремонт принадлежащих РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства и вещей длительного пользования.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. Однако текущие расходы бюджетов не менее важны для функционирования государства и местного самоуправления, чем капитальные расходы, поскольку именно они обеспечивают удовлетворение повседневных потребностей РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Предоставление бюджетных средств  осуществляется в следующих формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увелечению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ на безвозмездной и  безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основе на осуществление определенных целевых расходов.

Информация о работе Государственный бюджет: формирование и использование