Государственный бюджет: формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы ,осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Оглавление

Введение
Глава 1.Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции
1.2Бюджетная система и бюджетное устройство
Глава 2.Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципы формирования государственного бюджета
2.2 Использование государственного бюджета
2.3 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Глава 3.Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
3.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2008 год
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

АННА.docx

— 269.73 Кб (Скачать)

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственный бюджет: формирование и использование

 

2.1 Принципы формирования  государственного бюджета и утверждение бюджета

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.

Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группированных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения  и исполнения бюджета;

- контроля за выделением  и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости  показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных  бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации государственный бюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов  бюджетов РФ;

- функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ;

- ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета;

- экономическую классификацию  расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов РФ;

- классификацию источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета;

- классификацию видов  государственных внутренних долгов  РФ,субъектов РФ, муниципальных образований;

- классификацию видов  государственного внешнего долга  РФ и государственных внешних  активов РФ.

Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.

Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджтов делятся на следующие виды (рисунок 1):

Рисунок 1: Доходы бюджета.

1. Налоговые доходы, которые  включают в себя(ст.41 БК РФ):

- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

- налоги, взимаемые в зависимости  от фонда оплаты труда;

- налоги на товары и  услуги;

- налоги на имущество;

- платежи за использование  природных ресурсов;

- налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции;

- прочие налоги, сборы  и пошлины.

Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды. Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).

2. Неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ):

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

- доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления;

- средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой ,административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации ,компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ,субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой  помощи, полученной от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ, за исключением бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы  от внешнеэкономической деятельности).

3. К безвозмездным поступлениям  относятся (ст. 41БК РФ):

- дотации из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

- субсидии из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального  бюджета и (или) из бюджетов субъектов  Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты  из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления  от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

Органы Федерального казначейства осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета только с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

2.2 Использование государственного  бюджета

 

Под расходами бюджета понимают денежные средства,направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Расходы направлены на:

- государственное и муниципальное  управление

- национальную оборону

- правоохранительную деятельность  и обеспечение безопасности

- осуществление международной  деятельности

- поддержку отраслей сферы  материального производства

- фундаментальные исследования  и содействие научно- техническому  прогрессу

- содержание учреждений  социальной сферы и социальная  защита населения

- охрану окружающей природной  среды и природных ресурсов

- обслуживание и погашение  государственного долга и долговых  обязательств территориальных органов  власти.

Органы государственной власти и местного самоуправления определяют направление использование бюджетных средств.

Существует три основания классификации расходов, в соответствии с которыми выделяются:

а) функциональная классификация расходов бюджетов РФ, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (Это затраты на государственное управление, судебную власть, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные научные исследования, развитие экономики,бюджетной сферы, социальную политику и др.).;

б) экономическая классификация расходов, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию;

в) ведомственная классификация расходов федерального бюджета, которая является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджет.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов, предназначенные для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления. Это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений,оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование и т. п..

Капитальные расходы бюджетов предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов,предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия,организации и учреждения в соответствии с утверждённой инвестиционной программой. Основной целью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства и местного самоуправления. Для достижения этой цели предусматриваются следующие средства:

- инвестиционная деятельность, предполагающая размещение инвестиций  в форме капитальных вложений;

- инновационная деятельность;

- создание за счет средств  РФ, ее субъектов и муниципальных  образований новых объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства  и вещей длительного пользования;

- приобретение в собственность  РФ, ее субъектов и муниципальных  образований объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства  и вещей длительного пользования;

- капитальный ремонт принадлежащих  РФ, ее субъектам и муниципальным  образованиям объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства  и вещей длительного пользования.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. Однако текущие расходы бюджетов не менее важны для функционирования государства и местного самоуправления, чем капитальные расходы, поскольку именно они обеспечивают удовлетворение повседневных потребностей РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

- средства на оплату  товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам;

- трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования  обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных  законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской  Федерации, правовыми актами органов  местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увелечению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

Информация о работе Государственный бюджет: формирование и использование