Антиглобализм: истоки, сущность, политическое лицо, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация – это синтетическая категория, претендующая на обобщение эволюционных и революционных конфигураций в объективно-предметной и интеллектуально-инновационной деятельности человека.[1] Она, по сути собственной, призвана предложить отдельным государствам концепцию главных контуров их развития в рамках всеобщей модели цивилизационных преобразований.

Файлы: 1 файл

Антиглобализм.docx

— 47.83 Кб (Скачать)

Также в 1999 г. По-настоящему массовые манифестации в Кёльне (июнь) и, в особенности, Сиэтле (ноябрь) констатируют де-факто антиглобалистское движение, закрепляют те характерные черты, которые  продолжают оставаться его атрибутами и сейчас.  

На данный момент число приверженцев «АТТАК-Франция» возросло многократно. Во многих странах  появились аналогичные организации  с аналогичным заглавием, к примеру  «АТТАК-Бразилия», «АТТАК-Аргентина», «АТТАК-Германия»… В августе 2000 г. В  России некие свободные профсоюзы, часть дамских организаций, а  также прогрессивные учёные учредили компанию «Демократический контроль» («АТТАК-Россия»). В целом сейчас такие организации есть более  чем в 30 странах. Антиглобалистские  структуры удачно попадают в развивающиеся  страны, в особенности в те, где  для этого имеется как идеологическая база, так и социальная база, представленная в основном неправительственными организациями  левого направления, уже накопившими  солидный опыт работы на глобальном уровне. Тем не менее даже там антиглобалистские  структуры создаются по инициативе и при непосредственном участии  западных государств. 

Международное движение «АТТАК» скооперировано как сеть, без каких-или иерархических структур и географического «центра». Общение  меж его участниками осуществляется с помощью веба, способствующего  обмену информацией о деятельности. 

огромное значение для антиглобалистского движения имел глобальный социальный форум в Порту-Алегри в Бразилии в январе 2001 г. Он был  задуман как альтернатива форуму в Давосе, противоположная ему  в нескольких отношениях. 

до этого всего  – географически. Глобальный экономический  форум раз в год проводился на известном зимнем курорте в  Швейцарии. Глобальный социальный форум  проходил летом в Бразилии. Если в Давосе собрались члены правительства, высокопоставленные чиновники и  крупные бизнесмены, то в Порту-Алегри были представлены делегаты от бессчетных публичных организаций и движений, а также профсоюзы различных  государств. В Давосе огромное внимание уделялось вопросам сотворения благоприятных  экономических условий для свободного движения капитала в условиях глобализации, а в Порту-Алегри дискуссировались вероятные нехорошие последствия  этого процесса. 

Участники глобального  общественного форума в первую очередь  заострили внимание на негативных социальных последствиях глобализации, на которые  не достаточно внимания обращают озадаченные  созданием одного экономического пространства официальные лица. И, наконец, что  тоже символично, глобальный социальный форум – в Порту-Алегри, в котором  в течение последних 8 лет вполне удачно внедряется система публичного самоуправления городом. 

глобальный социальный форум собрал в Порту-Алегри более 10 тыщ делегатов из 122 государств мира. А это уже впечатляет. 

таковым образом, к  осени 2001 года можно уже было и  о первых итогах мобилизации антиглобалистов. Их «негативная» программа («чего мы не хотим») была сформулирована довольно полно и чётко. Неолиберализм  очевидно переходил к обороне.  

На сегодняшний  день участники антиглобалистского движения довольно чётко декларируют  один из собственных основных лозунгов: «Дать возможность людям самим  определять, как им жить». Не стоит  навязывать народам представления  о том, что такое отлично, лишь исходя из интересов участников Давосского форума. Люди сами разберутся и определят, что для них отлично, а что  плохо. Что им подходит, а что нет. И не нужно им в этом мешать. Конкретно  этого, по большому счёту, сейчас и добиваются антиглобалистское движение, уплотняя тем самым, а не разрушая демократические  принципы организации современного общества.[9]

Глава 2: «Политическое  лицо антиглобалистов» 

В большинстве случаев  об антиглобалистах молвят как о  новом социальном парадоксе. Но на самом  деле ни по идеологии, ни по составу  участников это социальное движение не представляет собой ничего нового в сравнении с тем, что уже  существует в мировом социальном пространстве на протяжении десяти и  более лет. Непременно, что определённую идеологическую путаницу вносит определение  «антиглобалистический», данное этому  движению. 

Но пафос средств, намечаемых – и реализуемых –  для заслуги собственных целей, резко различает антиглобалистское  движение от альтернативных движений XIX и XX веков. Более очевидные из них: 

В прошедшем «движения  коренного обновления» предполагали наличие единой положительной идеологии, гегемонии одного класса, единой объединяющей во глобальном масштабе организации, одного управления (сугубо централизованного  либо демократического), чётко очерченных границ. В разной мере это относилось ко всем трём Интернационалам, к интернациональному коммунистическому (и троцкистскому) да и социал-демократическому движению второй половины XX века; в несколько  другой форме – к наднациональным  освободительным движением Третьего мира. Антиглобалистскому же движению, напротив, свойственны принципиальная размытость границ, «девертикализация» и децентрализация, отсутствие руководящих  органов, иерархии, обязательности, унификации. Место пирамиды (либо конуса) занимает сеть: множество разнотипных движений, созданных на разных «основаниях» и  не связанных никакой дисциплиной  – ни идеологической, ни политической, ни организационной. Единственное, что  их объединяет постоянно – это  неприятие сегодняшнего положения  вещей, принципы примата деяния и  внутренней демократии, а также веб; спорадически – акции протеста; изредка – Форумы. 

Такое сочетание  и контраст преемственности/отрицания  прямо и тесновато соединены  с двумя коренными отличиями  антиглобалистского движения от «альтернативоносцев» XIX и XX вв. Одно из них – принципиальное отношение к Государству, бывшему  для абсолютного большинства  антисистемных сил прошедшего поначалу основным орудием, средством построения «нового мира», а потом настоящей  целью их борьбы и существования (исключением из данной нормы были (и остаются) анархисты). В самом  деле, конкретно завоевания и деяния централизованной политической власти (либо роль в ней) постоянно были для носителей альтернативы/иновариантности  развития магистральным путём деяния, raison d’etre их существования. У коммунистов, революционных националистов и  антиимпериалистов обладание гос  властью, по сути, заменяло программные  цели, у социал-демократов – оправдывало  постоянную ревизию либо отказ от них. Напротив, объявленной либо стратегической целью антиглобалистского движения (но пока ни в коем разе не самоцелью) является «завоевание общества», завоевание гегемонии в этом обществе. [10]  

Антиглобалисты сами не один раз заявляли, что они  не против глобализации, и в первую очередь ее благ, связанных с развитием  систем коммуникации. Но они – «за  другую глобализацию», такую, которая  обеспечивает свободный доступ на рынки  продуктов и услуг, но отрицает принцип  рыночной конкуренции. 

Вообще, с распространением антиглобализма связывают надежды  на возрождение левого радикального движения во многих странах Запада. Оно объединяет тех, кто является противником неолиберальной модели развития, корпоративного капитализма, американского империализма независимо от того, принадлежат ли они организационно к анархистам, коммунистам, радикалам, экологам, правозащитникам либо даже к церкви. Несмотря на преобладание в антиглобалистском движении анархических групп молодёжи, оно адаптивно  к восприятию других левых технологий и открыто для широкого общественного  контакта. 

А потому можно говорить, что это движение вобрало в  себя значительную часть левого диапазона  развитого общества – конкретно  развитого, поскольку оно является продуктом в большей степени  западной цивилизации, а также постиндустриализации и постмодерна. Развитые индустриальные страны показывают разную степень активности в антиглобалистском движении, что, возможно, можно объяснить уровнем  распространения в обществе ценностей  постмодерна. По данному показателю Нидерланды (28% в возрастной группе 16-29 лет) опережают США (17%), Германию (15%), Великобританию (13%).[11] Неудивительно, что Нидерланды имеют обширное консульство  публичных организаций, выступающих  с радикальными социальными требованиями. 

Но, как уже говорилось в предшествующей главе, основательницей  современного антиглобализма стала  организация «АТТАК-Франция». 

сначало эта организация  в качестве собственной главной  цели провозгласила объединение  усилий демократических сил за введение так называемого налога Тобина. Отсюда и заглавие ассоциации: «Action pour une taxe Tobin d’aide aux citoyens» (АТТАС), что в переводе на российский язык значит: «За введение налога Тобина в помощь гражданам». 

Джеймс Тобин –  узнаваемый американский экономист, лауреат  Нобелевской премии, ещё в 1972 году подсчитал, что если обложить налогом  в 0,1% все проведённые денежные операции, то раз в год можно получать 166 млрд. Баксов дополнительного дохода. Эту сумму Дж. Тобин предлагал  передать интернациональным организациям, альтернативным сейчас работающим крупным  интернациональным денежным институтам (МВФ, глобальный банк и др.) Для борьбы с неравенством и бедностью, для  развития образования и подъёма  экономики отсталых государств. 

По мнению организаций, вошедших в ассоциацию «АТТАК-Франция», реализация предложений Дж. Тобина дозволила бы существенно уменьшить  объём денежных спекуляций, вызволить  средства для развития настоящего сектора  экономики и решения социальных заморочек. 

Борьба за введение налога Тобина, по мнению учредителей  организации «АТТАК», могла бы объединить самые разные публичные организации  и политические партии. Так и случилось. Обычный, понятный большинству людей  лозунг объединил их. 

После сотворения организации  «АТТАК-Франция» стало естественным, что налог Тобина – это вполне осязаемая конкретная мишень, достижение которой безизбежно выводит на решение  широкого круга заморочек, посреди  которых: 

контроль деятельности интернациональных денежных организаций; 

погашение долгов государств третьего мира; 

защита прав и  свобод людей, в том числе права  на достойную жизнь, бесплатное образование, медицинскую помощь; 

реализация права  на жизнь для восьми миллиардов людей  Земли, а не лишь одного «золотого  миллиарда» и др. 

Этот довольно широкий  взор, опирающийся на идею необходимости  борьбы с отрицательными последствиями  глобализации, составил базу платформы  «АТТАК-Франция». Ее суть в том, что  участники антиглобалистского движения борются не против глобализации, а  против ее негативных последствий, против неолиберальной модели глобализации, осуществляемой лишь в интересах  межнациональных компаний и интернационального денежного капитала, глобализации, которая игнорирует интересы большинства  людей.  

К огорчению, само заглавие «антиглобализм» этого не содержит. В заглавии заложен только некий  аспект отрицательности, не видно позитива, что и дезориентирует большая  часть людей, и создаёт нехороший  стиль всего движения. 

Вообще в левой  прессе встречаются совсем критические  заметки относительно идеологии  «АТТАК»: «…господа антиглобалисты от АТТАК на самом деле не являются неприятелями империализма. Они только желают, чтоб империализм выделял одну двухсотую часть собственного оборота на сглаживание того вреда, который приносит людям планеты. Сечете фишку: вредят на 100%, а возмещать будут 0,5%. по другому говоря, требуют налогово оформленной глобальной благотворительности».[12] Но, как бы то не было, а конкретно «АТТАК» предпринимали и предпринимают настоящие шаги по консолидации всех антиглобалистских организаций. 

На парижской конференции, которая прошла 24-26 июня 1999 года, был  разработан план конкретных действий на наиблежайшее время, и также была принята резолюция, в которой  отмечается необходимость усилить  давление на национальные правительства, вынудить их отрешиться от роли в дискуссиях представителей государств-членов ВТО  по проекту «Многосторонних инвестиционных соглашений» (AMI). По мнению участников конференции, проекты, обсуждаемые  сейчас ВТО, ориентированы на то, чтоб подчинить политическую власть транснациональному капиталу, что ведёт к неэффективному, неравномерному и несправедливому  распределению глобальных ресурсов, к присвоению узенькой группой людей  основной части мирового богатства  и разрушению экологической системы  планеты. Деятельность интернациональных  денежных институтов, отмечали они, привела  к ухудшению экономической ситуации в Азии, России[13] и Бразилии. Поэтому  интернациональная финансовая система  и ее университеты обязаны быть коренным образом изменены. Парижская конференция  призвала к активной борьбе за введение налога на денежные операции, за отмену офшорных зон и долгов государств третьего мира. Перечисленный требования неотделимы от гарантий прав – гражданских, политических, объединяться в ассоциации и организовывать профсоюзы. Они  неотделимы также от конкретизации  права на равенство парней и женщин. 

На конференции  подчёркивалось, что «всемирность», прославляемая как союз «рынка и  демократии», как единственно вероятный  в таком виде выбор для человечества, в реальности есть не что другое, как диктатура рынка, освобождённого от всяких ограничений. Приватизация СМИ  и контроль за ними со стороны более  богатых и могущественных компаний способствует тому, что такое понимание  «всемирности» становится господствующим. На самом же деле неолиберальная политика значит расшатывание и деградацию систем занятости, публичного благосостояния, образования, здравоохранения, управления ресурсами, унаследованных от прошлых  поколений. Поэтому современная  глобализация разрушительна для  основополагающего права на жизнь  и для самой жизни. Она несёт  кризисы и разрушения и подталкивает мир к катастрофе. Вот почему ее нужно приостановить. 

Информация о работе Антиглобализм: истоки, сущность, политическое лицо, перспективы