Идейные истоки политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 09:03, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении идейных истоков политической науки.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть политическую мысль классической древности;
2) изучить политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения;
3) определить политические концепции Нового времени;
4) изучить социально-политические идеи и течения современности.

Оглавление

Введение 2
1. Политическая мысль классической древности 3
2. Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения 5
3. Политические концепции Нового времени 7
4. Социально-политические идеи и течения современности 9
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Идейные истоки политической науки.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

 

      Не  смотря на тот факт, что политическая мысль зародилась в глубокой древности (около 4,5 тыс. лет назад) в странах Древнего Востока, где в этот период возникли первые государственные образования, своего наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

      Актуальность  работы заключается в рассмотрении развития политической мысли в разные периоды складывания человеческого  общества.

      Цель  работы состоит в изучении идейных  истоков политической науки.

      Достижение  цели предполагает решение ряда задач:

      1) рассмотреть политическую мысль классической древности;

      2) изучить политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения;

      3) определить политические концепции Нового времени;

      4) изучить социально-политические идеи и течения современности.

      Мировая практика выработала множество различных идеологических систем. Все идеологические течения, несомненно, связаны в настоящее время с деятельностью определенных политических партий и государственных структур.

 

1. Политическая мысль  классической древности

 

      Не  смотря на тот факт, что политическая мысль зародилась в глубокой древности (около 4,5 тыс. лет назад) в странах Древнего Востока, где в этот период возникли первые государственные образования, своего наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме. Исторически первой формой познания политики выступала ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном характере власти, а правитель рассматривался как земное воплощение божества. Но примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание начинает приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические воззрения и концепции, составлявшие часть единого философского знания. Развитие же собственно политической теории происходило при этом долгое время в недрах философских систем и концепций, где она, постепенно эволюционируя, приобретает уже форму рационалистической рефлексии о мире политики.

      Платон (427-347 гг. до н.э.) изложил свое политическое учение, главным образом, в своих диалогах ― «Государство», «Политика» и «Законы». В «Государстве» он изображает идеальное государство, которое представляется ему максимальным воплощением в земной жизни идеи блага-справедливости. При конструировании своего идеального государства Платон исходит из того соответствия, которое существует между космосом в целом, государством и отдельным человеческой душой: согласно идее справедливости справедливый человек не отличается от справедливого государства. Поэтому трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) соответствуют три начала государства (совещательное, защитное и деловое), реализующиеся соответственно в трех сословиях: правители-философы, воины (стражи), составляющие в совокупности высший класс, и «третье сословие», т.е. масса производителей. Справедливо то государственное устройство, где каждый занимается своим делом и не вмешивается в чужие, имея свое назначение, и где существует иерархическая соподчиненность всех начал во имя блага целого, т.е. государственного организма.

      Платон утверждает, что государство возникло для удовлетворения многообразных потребностей людей, которые в одиночку не могли доставить себе все нужное для жизни. Поэтому первое, что следует иметь в государстве ― это достаточное количество людей, удовлетворяющих на основе принципа разделения труда физические потребности всего общества, т.е. земледельцев и ремесленников, которые не допускаются в сферу политики. Далее необходимы защитники государства или воины, которые составляют собственно граждан и на которых сосредотачивает свое внимание философ. Из воинов выделяются, наконец, правители-философы, обладающие высшими способностями и подготовленные к этому призванию долгими и трудными испытаниями. Они немногочисленны, ибо мудрость ― достояние немногих. Им вверяется неограниченная власть в государстве, которым они правят, охраняя законы и следя за гражданами от самого их рождения до смерти. Идеальная форма, где правят мудрые, может быть либо аристократической, либо монархической, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей многим или одному.

      В своем втором сочинении «Законы», написанном им уже в глубокой старости, Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй, наиболее приспособленный к реальной действительности. Здесь он различает два вида государственного устройства: в первом над всем стоят правители; во втором же правителям предписаны законы, т.е. «определения разума», установленные ради общего блага государства в целом [6; с. 326].

      Дальнейшее  развитие античной политической мысли  связано с именем ученика и критика Платона Аристотелем (384-322 гг. до н. э), основными произведениями которого по политической тематике являются «Политика», «Афинская полития» и «Этика». C именем Аристотеля связывают выделение политического знания в рамках философии: по его мнению, политическая наука должна заниматься полисом или государством. Критика платоновского «Государства», принадлежащая Аристотелю, послужила для него исходной точкой развития собственного политического учения, в котором параллельно присутствуют две тенденции ― тенденция к нормативному освоению политической действительности и тенденция к эмпирическому анализу реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала.

      Для Аристотеля, исходившего из тождества  природного и политического в сфере общественных отношений, государство не является искусственным изобретением людей: оно существует по природе человека и выступает целью его развития. Ибо человек по своей природе есть «существо политическое» [6; с. 329], имеющее естественное стремление к государственной жизни. Три правильных формы политического устройства: монархия, аристократия и полития (республика), каждому из которых соответствует извращенная форма правления: монархии ― тирания, где имеется в виду только польза правителя; аристократии ― олигархия, где правят для собственной пользы богатые; политии ― демократия, где владычествуют в собственных интересах бедные.

      Политическая  философия Платона и Аристотеля отмечена стремлением к реставрации  приходящих постепенно в упадок полисных форм.

2. Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения

 

      Европейская политическая мысль эпохи средневековья (с VI в. по XV в), существовавшая в контексте  религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в ткань теологической  традиции, которая в свою очередь не ограничивалась только рамками официальной церковной доктрины. Государство же рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви.

      Основы  христианской политической теории были заложены еще в период утверждения христианства в качестве официальной религии видным идеологом и деятелем христианской церкви Аврелием Августином (354―430), изложившим свою политическую философию в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и других сочинениях. Августин развивал христианскую, линейно-эсхатологическую по своей направленности, концепцию истории человечества, в рамках которой все социальные, государственные и правовые учреждения и установления ― следствие греховной природы человека. В разработанной им концепции «двух градов» ― «града земного» и «града божьего» ― институты светской власти принадлежат первому, а церковные институты ко второму «граду» соответственно. Предложив всестороннюю аргументацию для обоснования превосходства божьего града над градом земным, автор сочинения «О граде божием» заложил тем самым основы теоретической традиции, в рамках которой мыслителями средневековья и Нового времени обосновывалось превосходство духовной власти над светской [7; с. 48].

      Возрождение и Реформация стали самыми знаменательными событиями позднего западноевропейского Средневековья, выступив одновременно в качестве своеобразного моста, по которому совершался переход от эпохи средневековья к периоду Нового времени. XVI в., завершая собой средневековое развитие, с другой стороны, открывал перспективу Нового времени, утверждая принципиально новые стандарты человеческого бытия в индивидуальном и общественном плане.

      По  социальным воззрениям Вольтер —  сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Убеждённый и страстный противник абсолютизма, Вольтер остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал, ставящий своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну» [3; с. 136].

3. Политические концепции  Нового времени

 

      В этот период происходит становление  новой идеи естественного права, которая в ходе своей эволюции преодолевает одновременно как концепцию  божественного права (норма Средневековья), так и античные концепции естественного  права. Правовые нормы получают статус «естественных», т.е. мыслятся как самоочевидные, вечные. Параллельно возвышению права продолжается десакрализация государства.

      Английский  мыслитель, современник английской революции XVII в., во время которой  он был вынужден эмигрировать, Томас Гоббс (1588―1679) начинает свои рассуждения о государстве в трактате «Левиафан» с исследования человеческой природы. Человек ― существо разумное, но эгоистичное, наделенное сильными «естественными» страстями, что влечет его к «войне всех против всех» [2; с. 10]. Данная хаотичная модель естественного состояния человеческого рода служит для обоснования необходимости политической власти и государства. Государство возникает и основывается на договоре как своего рода консенсусе подвластных, признающих политическую власть, для того, чтобы покончить с хаосом естественного догосударственного состояния. Принцип полного и всеобщего повиновения выступает как цель этого договора, обеспечивающего безопасность.

      Младший современник Гоббса ― Джон Локк (1632―1704) в своих политических трудах ― «Два трактата о правлении» (1690) и «Письма о терпимости» (1685) ― подвел итог «Славной революции» 1688г., закрепившей путь эволюционного развития британской политической системы. Локк считается теоретиком парламентской демократии, разработавшим принципы конституционного ограничения абсолютной власти. «Естественное общежитие» основано на принципах равенства и обладания естественными правами, к числу которых относится право на жизнь, на невмешательство в жизнь окружающих, свобода (человек свободен от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле, руководствуясь только законом природы, т.е. разумом), а также право собственности, мерой которой является труд человека. Государство и власть возникают как логическое развитие природного состояния, устраняющее его недостатки при помощи беспристрастного суда, правительственного авторитета и справедливых законов. Люди добровольно соглашаются образовать политическое сообщество и учреждают государство в целях обеспечения естественных прав и справедливого правосудия. Личные симпатии Локка по вопросу о предпочтительной форме государства принадлежали конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английское государственное устройство, сложившееся после 1688 г. Он считал наиболее безопасной для свободы индивида представительную демократию. Локку принадлежит заслуга разработки теории разделения властей, в рамках которой приоритет отдается законодательной власти, представляющей большинство, тем самым утверждается верховенство парламента. Исполнительная власть должна только реализовывать законы, принятые парламентом, не навязывая собственных правил, независимых от его воли. Судебная власть растворялась в исполнительной.

      Проблемы  свободы и равенства обсуждались  и в различных направлениях социалистической литературы. Первые социалистические учения современности возникают в первой половине XIX в. одновременно во Франции и Англии. Их авторы (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), подвергая критике буржуазный социально-экономический и политический порядок, разрабатывают альтернативные проекты общества и отдают предпочтение социальным реформам перед политическими. У Сен-Симона в его модели будущего как централизованной индустриальной ассоциации разрешается проблема управляющих и управляемых: политическая власть должна будет уступить место власти административной, а управление людьми ― управлению вещами и производственными процессами. Руководство этой системой будет централизованно осуществляться наиболее талантливыми представителями «класса промышленников», действующими на основании научно обоснованного плана.

4. Социально-политические  идеи и течения  современности

 

      Мировая практика выработала множество различных  идеологических систем. Все идеологические течения (либерализм, консерватизм, социализм), несомненно, связаны с деятельностью определенных политических партий и государственных структур. Формирование и утверждение каждого из этих идеологических течений происходило в различных социально-исторических и социально-культурных условиях.

      Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям  и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике  ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов. В ходе истории консерватизм  приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм  проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции кон. 18 в. (Э. Берк, Ж. де Местер, Л. Бональд). В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.

Информация о работе Идейные истоки политической науки