Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 09:03, реферат
Цель работы состоит в изучении идейных истоков политической науки.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть политическую мысль классической древности;
2) изучить политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения;
3) определить политические концепции Нового времени;
4) изучить социально-политические идеи и течения современности.
Введение 2
1. Политическая мысль классической древности 3
2. Политические идеи Средневековья и эпохи Возрождения 5
3. Политические концепции Нового времени 7
4. Социально-политические идеи и течения современности 9
Заключение 11
Список литературы 12
Либерализм — философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка. Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание данных от природы естественных прав, а также других гражданских прав, равноправия и равенства перед законом, ответственности правительства и прозрачности государственной власти. Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.
Для социал-демократизма характерны: ориентация преимущественно или исключительно на эволюционные формы общественного развития, на постепенное и мирное преобразование капитализма в социалистическом направлении посредством реформ; представление о «надклассовости» государства и демократии; стремление к классовому сотрудничеству. Впервые эти методы стали непосредственно вводиться в рабочую, социалистическую политику Лассалем в Германии; позднее ― поссибилистами во Франции, фабианцами в Англии и др. [5; с. 74―75].
Не смотря на тот факт, что политическая мысль зародилась в глубокой древности (около 4,5 тыс. лет назад) в странах Древнего Востока, где в этот период возникли первые государственные образования, своего наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме. Исторически первой формой познания политики выступала ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном характере власти, а правитель рассматривался как земное воплощение божества.
Европейская политическая мысль эпохи средневековья (с VI в. по XV в), существовавшая в контексте религиозного (христианского) мировоззрения, была прочно вплетена в ткань теологической традиции, которая в свою очередь не ограничивалась только рамками официальной церковной доктрины. Государство же рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви.
В период Нового времени происходит становление новой идеи естественного права, которая в ходе своей эволюции преодолевает одновременно как концепцию божественного права (норма Средневековья), так и античные концепции естественного права. Правовые нормы получают статус «естественных», т.е. мыслятся как самоочевидные, вечные. Параллельно возвышению права продолжается десакрализация государства.
Мировая практика выработала множество различных идеологических систем. Все идеологические течения (либерализм, консерватизм, социализм), несомненно, связаны с деятельностью определенных политических партий и государственных структур.
1) Воробьев, К.А. Политология: учеб. пособие для вузов / К.А. Воробьев. ― М.: Академический Проспект, 2003. ― 432 с.
2) Дегтярев, А.А. Политика как сфера общественной жизни / А.А. Дегтярев // Социально-политический журнал. ― 1997. ― №2. ― С. 1―11.
3) Козырев, Г.И. Политика как общественное явление / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. ― 2005. ― № 1. ― С. 134―142.
4) Кравченко, И.И. Политика и сознание / И.И. Кравченко // Вопросы философии. ― 2006. ― № 11. ― С. 14―26.
5) Мухаев, Р.Г. Политология: учеб. для студ. вузов / Р.Г. Мухаев. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. ― 495 с.
6) Политологическая энциклопедия. Т. 2. / под ред. Г.Ю. Семигина. ― М.: Мысль, 1999. ― 553 с.
7) Политология / под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. ― СПб.: Питер, 2005. ― 560 с.
8) Политология: хрестоматия / под ред. М.А. Василика. ― М.: Гардарики, 2000. ― 843 с.
9) Полякова, Н.В. Антропология российского консерватизма / Н.В. Полякова // Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. ― СПб.: Издательский Дом С.-Петербургского государственного университета, 2006. ― С. 67―75.