Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:47, реферат
Понятие "политическая психология" в современном обществознании употребляется в двух смыслах: как форма политического сознания и как политическая наука. Политическая психология как форма политического сознания представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях. Политическая психология как политическая наука - это отрасль знаний, изучающая социально-психологическое восприятие людьми политических реалий, исследующая механизмы политического поведения граждан, влияние на него сознания и подсознания. Проблематика политической психологии - механизмы воздействия побуждений, влечений, эмоций и страстей различных социальных групп и целых народов на ход исторического развития, место и роль общественного мнения в политической жизни общества, социальная обусловленность политических настроений масс, динамика их развития и т.п.
Истоки политической психологии
Милославова И.А.
Понятие "политическая
психология" в современном обществознании
употребляется в двух смыслах: как
форма политического сознания и
как политическая наука. Политическая
психология как форма политического
сознания представляет собой совокупность
духовных образований, которые содержат
эмоционально-чувственные
Вопрос о месте
политической психологии в структуре
современного обществоведения дискуссионный
одни считают ее самостоятельной
политической наукой (европейская традиция),
другие рассматривают политическую
психологию как составную часть
единой, комплексной науки о политике
(американская традиция). На каких бы
позициях не стояли исследователи психологических
феноменов в политическом процессе,
все они подчеркивают междисциплинарный
характер политической психологии: в
ней соседствуют категории
Политико-психологическая
проблематика имеет если не очень
давние, но достаточно прочные традиции.
Во второй половине 19 века появляются
работы историков, философов, социологов,
психологов, в которых политика интерпретируется
в эмоционально-чувственной
Габриэль Тард (1843-1904) - французский социолог психологической школы, автор работ: "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1895), "Общественное мнение и толпа" (1902), "Личность и толпа" (1903), "Социальные законы" (1906).
Феномен подражания интересовал умы многих ученых, однако Г.Тард придавал этому социально-психологическому явлению особенно большое значение, абсолютизируя его роль в общественной жизни. Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в физике, Г.Тард пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание, по его мнению, выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. "В общественном отношении все оказывается изобретениями и подражаниями; подражания - это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения" [Тард Г. Законы подражания. - СПб, 1892, с. 3].Благодаря подражанию, отмечал Г.Тард, происходит "распространение нововведений" и одновременно благодаря этому же механизму население Европы превратилось в "издание, набранное одним и тем же шрифтом и выпущенное в нескольких сотнях миллионов экземпляров" [3 Там же, с. 15].
Распространение новшеств путем подражания Г.Тард схематично рисует в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не наталкивается на встречную волну, исходящую от другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, начинается "логическая дуэль" подражаний, следствием чего могут быть любые конфликты: от теоретического спора до войны. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим. Подражание разделяется на несколько видов: 1) по степени рациональности - логическое и внелогическое; 2) по последовательности и механизму движения - внутреннее и внешнее; 3) по степени устойчивости - подражание-мода, подражание-обычай; 4) по социальной природе - подражание внутри класса, подражание одного класса другому [Там же, с. 200-251]. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Природа подражания - гипнотизм. Общество - это подражание , а подражание - род гипнотизма [Там же, с. 89].
Со времен Великой
французской революции изучение
такой массовой политической общности
как толпа стало "модным". Не
обошел вниманием этот специфический
социально-психологический
Анализируя психологию толпы, Г.Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение - это особенность народных низов, а сознательное мнение - это свойство "публики" или интеллектуальных привилегированных социальных групп [Там же, с. 8-9].
Итак, в работах Г.Тарда нашли отображение следующие идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл "социальной логикой" [Тард Г. Социальная логика. - СПб, 1901, с. 104-105].Признанный классик социальной психологии, он поставил ряд проблем, которые дали толчок развитию политической психологии.
Густав Лебон (1841-1931) - французский социолог, автор работ: "Эволюция цивилизации" (1895), "Психология народов и масс" (1896), "Психология социализма" (1908).
Центральная тема
его работ - социально-психологические
факторы коллективного
Г.Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе.
Обезличенность. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охватывает всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями.
Резкое преобладание чувств. Разум уступает место чувству и инстинкту, отсюда проистекает чрезвычайная приверженность масс влиянию. При этом они действуют, повинуясь не голосу рассудка и благоразумия, а исключительно эмоциям.
Утрата интеллекта. Интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его единиц: кто хочет заслужить одобрение массы, должен ориентироваться на низший уровень интеллекта и отказаться от логической аргументации.
Утрата личной
ответственности. Человек отказывается
от контроля над своими страстями, теряет
чувство ответственности и
Г.Лебон, отождествляя толпу с массой, предсказывал наступление "эры масс". "И в то время, как все наши древние верования колеблются и исчезают, старинные столпы общества рушатся друг за другом, - могущество масс представляет единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс" [Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1896, с. 154]. Знание психологии масс - важнейшее средство в руках политиков, подчеркивает Г.Лебон. Политические деятели должны учитывать растущую активность масс, руководствуясь научными знаниями психологии толпы. "Знание психологии толпы составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека - не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли над собою" [Там же, с. 159].
Г.Лебон объяснял иррациональность массовых движений исключительной подвижностью тех настроений и форм поведения, которые рождаются в больших скоплениях людей. Динамичность общественных настроений обусловлена тремя причинами: постепенным ослаблением прежних верований; все возрастающим могуществом толпы; противоречивостью информации, которую распространяет печать [Там же, с. 275 - 277].
Итак, Г.Лебон, подобно всем другим социологам психологического направления, решающим фактором всех социальных процессов считал не разум, а эмоции. Общественная жизнь, по его мнению, во многом детерминирована поведением толпы, которая всегда представляет разрушительную силу. На основании этого он рассматривал всякую революцию как результат "массовой истерии", где доминируют неконтролируемые чувства и эмоции.
Вильгельм Вундт ( 1832 - 1920) - немецкий социопсихолог, автор работ: "Основания физилогической психологии" (1880), "Проблемы психологии народов" (1912).
Один из первых
поставил вопрос о структуре больших
социально-психологических
Итак, главный вклад В.Вундта в политическую психологию - постановка и разработка проблем национальной психологии.
Лестер Уорд (1841-1913) - американский социолог, автор работ: "Динамическая социология" (1883), "Психологические факторы цивилизации" ( 1897), "Очерки социологии" (1901).
Л.Уорд основатель
так называемого
Итак, Л.Уорд - яркий
представитель психологического направления
в социологии, который внес определенный
вклад и в политико-
С. Сигеле (1868-1913) - итальянский психосоциолог, криминалист, автор работ: "Преступная толпа" (1891), "Психология сект" (1895).
Занимался исследованием источников преступлений, которые возникают в условиях большого скопления людей. Основной причиной противоправных действий в толпе он видел в "иррациональной динамике действий", которые проявляются в "массовых ситуациях". Микроб зла, - отмечал С.Сигле, - очень легко распространяется в толпе, "тогда как микроб добра умирает почти всегда, не находя подходящих условий жизни" [Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. - СПб, 1896, с. 42].