Истоки политической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Понятие "политическая психология" в современном обществознании употребляется в двух смыслах: как форма политического сознания и как политическая наука. Политическая психология как форма политического сознания представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях. Политическая психология как политическая наука - это отрасль знаний, изучающая социально-психологическое восприятие людьми политических реалий, исследующая механизмы политического поведения граждан, влияние на него сознания и подсознания. Проблематика политической психологии - механизмы воздействия побуждений, влечений, эмоций и страстей различных социальных групп и целых народов на ход исторического развития, место и роль общественного мнения в политической жизни общества, социальная обусловленность политических настроений масс, динамика их развития и т.п.

Файлы: 1 файл

Истоки политической психологии.docx

— 28.62 Кб (Скачать)

Истоки  политической психологии

Милославова И.А.

Понятие "политическая психология" в современном обществознании употребляется в двух смыслах: как  форма политического сознания и  как политическая наука. Политическая психология как форма политического  сознания представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях. Политическая психология как  политическая наука - это отрасль  знаний, изучающая социально-психологическое  восприятие людьми политических реалий, исследующая механизмы политического  поведения граждан, влияние на него сознания и подсознания. Проблематика политической психологии - механизмы  воздействия побуждений, влечений, эмоций и страстей различных социальных групп и целых народов на ход  исторического развития, место и  роль общественного мнения в политической жизни общества, социальная обусловленность  политических настроений масс, динамика их развития и т.п.

Вопрос о месте  политической психологии в структуре  современного обществоведения дискуссионный  одни считают ее самостоятельной  политической наукой (европейская традиция), другие рассматривают политическую психологию как составную часть  единой, комплексной науки о политике (американская традиция). На каких бы позициях не стояли исследователи психологических  феноменов в политическом процессе, все они подчеркивают междисциплинарный  характер политической психологии: в  ней соседствуют категории политической философии, антропологии, социологии, психологии, социальной психологии и  политологии. Итак, на стыке ряда наук, прежде всего политологии и психологии, возникла и развивается новая  дисциплина, которая требует от политологов  осваивать новые для них психологические  механизмы политического поведения  граждан, а у психологов - профессионально  изучать политику. Специалистов, в  равной мере подготовленных в обеих  сферах, - не так много. Но интерес  к этой науке продолжает расти  и в мире и у нас в стране. Свидетельством этого является созданное  в 1978 году Международное общество политических психологов, объединяющее более тысячи политических психологов из почти шестидесяти  стран мира, и также созданная  в 1993 году Российская ассоциация политических психологов [См. подробнее: Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону, 1996, с. 6-34].

Политико-психологическая  проблематика имеет если не очень  давние, но достаточно прочные традиции. Во второй половине 19 века появляются работы историков, философов, социологов, психологов, в которых политика интерпретируется в эмоционально-чувственной форме. У истоков современной политической психологии стояли мыслители, которые  пытались объяснить общественную жизнь  вообще, и политическую в частности, психологическими факторами. К ним  прежде всего относятся представители  психологического направления в  социологии. В данной статье предпринята  попытка дать краткий обзор взглядов наиболее заметных мыслителей середины 19 - начала 20 веков, которые заложили основы современной политической психологии.

Габриэль Тард (1843-1904) - французский социолог психологической школы, автор работ: "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1895), "Общественное мнение и толпа" (1902), "Личность и толпа" (1903), "Социальные законы" (1906).

Феномен подражания интересовал умы многих ученых, однако Г.Тард придавал этому социально-психологическому явлению особенно большое значение, абсолютизируя его роль в общественной жизни. Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в физике, Г.Тард пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание, по его мнению, выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. "В общественном отношении все оказывается изобретениями и подражаниями; подражания - это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения" [Тард Г. Законы подражания. - СПб, 1892, с. 3].Благодаря подражанию, отмечал Г.Тард, происходит "распространение нововведений" и одновременно благодаря этому же механизму население Европы превратилось в "издание, набранное одним и тем же шрифтом и выпущенное в нескольких сотнях миллионов экземпляров" [3 Там же, с. 15].

Распространение новшеств путем подражания Г.Тард схематично рисует в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не наталкивается на встречную волну, исходящую от другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, начинается "логическая дуэль" подражаний, следствием чего могут быть любые конфликты: от теоретического спора до войны. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим. Подражание разделяется на несколько видов: 1) по степени рациональности - логическое и внелогическое; 2) по последовательности и механизму движения - внутреннее и внешнее; 3) по степени устойчивости - подражание-мода, подражание-обычай; 4) по социальной природе - подражание внутри класса, подражание одного класса другому [Там же, с. 200-251]. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Природа подражания - гипнотизм. Общество - это подражание , а подражание - род гипнотизма [Там же, с. 89].

Со времен Великой  французской революции изучение такой массовой политической общности как толпа стало "модным". Не обошел вниманием этот специфический  социально-психологический феномен  и Г.Тард, который назвал толпу самой "старинной" социальной группой после семьи. Он определяет ее как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием. Толпа повторяет одни и те же действия, одни те же крики, она мелочно самолюбива, обращаться к ее разуму бесполезно; толпа криком, воем, топаньем заглушает всех, кто не умеет ее угадать; чем многочисленнее толпа, тем ниже ее уровень; толпа, независимо от того, из кого она состоит (профессор или кочегар), теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует, и наконец, толпа ослабляет или уничтожает индивидуальность входящих в нее индивидов [Тард Г. Общественное мнение и толпа. - М., 1902].

Анализируя психологию толпы, Г.Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение - это особенность народных низов, а сознательное мнение - это свойство "публики" или интеллектуальных привилегированных социальных групп [Там же, с. 8-9].

Итак, в работах  Г.Тарда нашли отображение следующие идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл "социальной логикой" [Тард Г. Социальная логика. - СПб, 1901, с. 104-105].Признанный классик социальной психологии, он поставил ряд проблем, которые дали толчок развитию политической психологии.

Густав Лебон (1841-1931) - французский социолог, автор работ: "Эволюция цивилизации" (1895), "Психология народов и масс" (1896), "Психология социализма" (1908).

Центральная тема его работ - социально-психологические  факторы коллективного поведения. Он пытался найти универсальный  социально-психологический закон, объединяющий тенденцию возрастания иррациональности поведения индивида в массе. Этот закон "духовного единства толпы" Г.Лебон усматривал в заразительности коллективных форм поведения, внушаемости масс и в утрате личностью своей индивидуальности в толпе. В массе людей, по мнению Г.Лебона, "происходит ориентирование чувств и мыслей собрания в одном и том же направлении, и только тогда обнаруживает свою силу вышеназванный психологический закон духовного единства толпы" [Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1896, с. 165].Масса не только однозначно ориентирует, но и по существу нивелирует человеческую индивидуальность. "В коллективном душе интеллектуальные способности индивидов и , следовательно, их индивидуальность исчезает; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества" [Там же, с. 167].

Г.Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе.

Обезличенность. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охватывает всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями.

Резкое преобладание чувств. Разум уступает место чувству  и инстинкту, отсюда проистекает  чрезвычайная приверженность масс влиянию. При этом они действуют, повинуясь  не голосу рассудка и благоразумия, а исключительно эмоциям.

Утрата интеллекта. Интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его  единиц: кто хочет заслужить одобрение  массы, должен ориентироваться на низший уровень интеллекта и отказаться от логической аргументации.

Утрата личной ответственности. Человек отказывается от контроля над своими страстями, теряет чувство ответственности и может  совершить действия, которые он никогда  не был бы в состоянии совершить  один [Цитата по: Гибш Г. и Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. - М., 1972, с. 24].

Г.Лебон, отождествляя толпу с массой, предсказывал наступление "эры масс". "И в то время, как все наши древние верования колеблются и исчезают, старинные столпы общества рушатся друг за другом, - могущество масс представляет единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс" [Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1896, с. 154]. Знание психологии масс - важнейшее средство в руках политиков, подчеркивает Г.Лебон. Политические деятели должны учитывать растущую активность масс, руководствуясь научными знаниями психологии толпы. "Знание психологии толпы составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека - не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли над собою" [Там же, с. 159].

Г.Лебон объяснял иррациональность массовых движений исключительной подвижностью тех настроений и форм поведения, которые рождаются в больших скоплениях людей. Динамичность общественных настроений обусловлена тремя причинами: постепенным ослаблением прежних верований; все возрастающим могуществом толпы; противоречивостью информации, которую распространяет печать [Там же, с. 275 - 277].

Итак, Г.Лебон, подобно всем другим социологам психологического направления, решающим фактором всех социальных процессов считал не разум, а эмоции. Общественная жизнь, по его мнению, во многом детерминирована поведением толпы, которая всегда представляет разрушительную силу. На основании этого он рассматривал всякую революцию как результат "массовой истерии", где доминируют неконтролируемые чувства и эмоции.

Вильгельм Вундт ( 1832 - 1920) - немецкий социопсихолог, автор работ: "Основания физилогической психологии" (1880), "Проблемы психологии народов" (1912).

Один из первых поставил вопрос о структуре больших  социально-психологических образований. В центре его исследований - психология народов. Он подробно изучал продукты духовной деятельности, которые в  совокупности составляют лицо нации: мифы, традиции, язык, обычаи, художественное творчество, религиозные верования, нравственные ценности и жизненные  установки. В.Вундт предпринял попытку  объединить разнообразные положения  психологии народов в психологическую  теорию, центральным пунктом которой  являлась идея о "свериндивидуальной психике", "народном или групповом духе", "душе народа" [Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1912, с. 26-28].Суть его теории может быть сведена к утверждению: "коллективистское" больше чем "индивидуальное" (целое больше, чем сумма его частей).

Итак, главный  вклад В.Вундта в политическую психологию - постановка и разработка проблем  национальной психологии.

Лестер Уорд (1841-1913) - американский социолог, автор работ: "Динамическая социология" (1883), "Психологические факторы цивилизации" ( 1897), "Очерки социологии" (1901).

Л.Уорд основатель так называемого психологического эволюционизма в американской социологии. Полемизируя со Спенсером, он всемерно подчеркивал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии. Анализу психологических  механизмов общественной жизни он и  посвятил свои основные научные труды. В них он проводит грань между "естественным" прогрессом (слепое действие всеобщих законов эволюции) и прогрессом "искусственным" (активная деятельность людей). Л.Уорда  главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного  развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественной жизни Л.Уорд считал желания  людей (голод, жажда, сексуальные стремления), на базе которых формируются более  сложные потребности: интеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной жизни, в том  числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал  Л.Уорд, те люди, чувства которых  были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории. "Все  великие движения в истории, - писал  Л.Уорд, - предваряются и сопровождаются прежде всего сильными чувствами... чистого интеллекта никогда не бывает достаточно, чтобы сдвинуть с места  большинство" [Цитата по: Громов И.А., Воронцов А.В., Мацкевич А.Ю. Социология: Х!Х-ХХ вв. - СПб, 1997].

Итак, Л.Уорд - яркий  представитель психологического направления  в социологии, который внес определенный вклад и в политико-психологическую  проблематику, возлагая надежды на "коллективный разум" общества, который  должен с помощью социальных наук направлять ход общественного развития.

С. Сигеле (1868-1913) - итальянский психосоциолог, криминалист, автор работ: "Преступная толпа" (1891), "Психология сект" (1895).

Занимался исследованием  источников преступлений, которые возникают  в условиях большого скопления людей. Основной причиной противоправных действий в толпе он видел в "иррациональной динамике действий", которые проявляются  в "массовых ситуациях". Микроб зла, - отмечал С.Сигле, - очень легко распространяется в толпе, "тогда как микроб добра умирает почти всегда, не находя подходящих условий жизни" [Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. - СПб, 1896, с. 42].

Информация о работе Истоки политической психологии