Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:47, реферат
Понятие "политическая психология" в современном обществознании употребляется в двух смыслах: как форма политического сознания и как политическая наука. Политическая психология как форма политического сознания представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях. Политическая психология как политическая наука - это отрасль знаний, изучающая социально-психологическое восприятие людьми политических реалий, исследующая механизмы политического поведения граждан, влияние на него сознания и подсознания. Проблематика политической психологии - механизмы воздействия побуждений, влечений, эмоций и страстей различных социальных групп и целых народов на ход исторического развития, место и роль общественного мнения в политической жизни общества, социальная обусловленность политических настроений масс, динамика их развития и т.п.
Специфика массовой психологии заключается, по мнению С.Сигле, в ее инстинктивной природе. Способность сознательного и разумного управления поведением людей в условиях толпы неизбежно утрачиваться, настроение и поведение индивида в массе всегда иррационально, т.е. характеризуется неспособностью контролировать поступки и действия. Разгул неизменных побуждений, страстей, влечений, массовой истерии - вот что характеризует толпу. Поэтому массовые скопления людей - благодатная почва для совершения преступных действий. "... Возбуждение и гнев толпы очень глубоко переходит в короткое время, благодаря одному только влиянию численности, в настоящее бешенство" [Там же, с. 55]. Преступные "деяния" в толпе происходят в "состоянии аффекта", что, с точки зрения уголовного права, должно рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство. В связи с этим С.Сигле будучи специалистом в области уголовного права, добился соответствующих статей в итальянское законодательство.
Итак, С.Сигле, подобно Г.Тарду и Г.Лебону, изучал социально-психологические особенности толпы, акцентируя более чем кто-либо на ее отрицательных социально-психологических характеристиках, таких как агрессивность, истеричность, безответственность, иррационализм, анархизм. Свой взгляд на этот социальный феномен он выразил в названии своей главной научной работы "Преступная толпа".
Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - русский социолог, литератор-публицист, критик, общественный деятель, автор многочисленных работ, которые собраны в многотомник - Полное собрание сочинений в 8 томах, издававшиеся до 1917 года дважды.
В истории социологии
он занимает заметное место: как один
из создателей "субъективной социологии".
Ему принадлежит неоспоримая
заслуга в постановке и разработке
ряда политико-психологических
Суть теории
"герои и толпа". "Толпа
не народ, а самостоятельное общественно-
Главным механизмам общения и взаимодействия между толпой и героем Михайловский Н.К. считал подражание. Он различает две формы социально-психологического подражания: автоматическое (неосознанное) и осознанное. Неосознанное подражание более характерно для массового поведения, чем осознанное. Склонность масс к неосознанному подражанию объясняется их легкой внушаемостью, при этом немаловажную роль играет "магнетическая сила" самой личности героя, сила его авторитета.
Значительное
место в рассматриваемой теории
"героев и толпы" занимает анализ
массового социального
Краткий анализ теории "герои и толпа" свидетельствует о том, что Михайловского Н.К. интересовала не столько сильная личность, сколько способы влияния "героя" на толпу. Народ, подчеркивал Михайловский Н.К., пассивен, и что бы его поднять на действие, необходима не только "автоматическая покорность" и узость интересов, но нужен человек, способный воздействовать на психологию "толпы", и "загипнотизировать" ее, увлечь за собой, т.е. массе нужен толчок, способный овладеть ее волей и вызвать подражание [См. подробнее: Парыгин Б.Д., Рудаков Л.И. Н.К.Михайловский о психологическом факторе в историческом процессе История и психология под ред. Поршнева Б.Ф., Анцыфировой Л.И. - М].
Социально-психологические взгляды Н.К.Михайловского были известны в странах Западной Европы. Габриэль Тард в 1901 г. писал: "... я недавно узнал, что развиваемое здесь положение (о взаимоотношении сильной личности и толпы) было изложено гораздо раньше, еще в 1882 г. известным русским писателем Михайловским" [Тард Г. Личность и толпа. - СПб, 1903, с. 137]. Таким образом, русский социолог исследовал феномен толпы независимо от заподноевропейских социологов. Кроме того, большая заслуга Михайловского Н.К. состоит в том, что он очертил объем и содержание таких социально-психологических понятий как заражение, внушение и подражание.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) - русский психиатр и невролог, основные работы по политико-психологической проблематике: "Роль внушения в общественной жизни" (1898), "Объективная психология" (1907), "Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки" (1911), "Коллективная рефлексология" (1921).
Бехтерев В.М. предпринял попытку свести законы психологии масс к основным физическим законам (закон инерции, закон противодействия, равного действия и т.п.). Он сравнивал формы периодичности в физике (броуновское движение, вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебание маятника) с принципами, которым подчинены в своем развитии личность и общество (изменчивость, инерция, дифференциация, сцепление, отбор).
Особенно большое
внимание в его творчестве занимает
исследование общественного настроения
как явления групповой и
"Вообще закону
ритма, - писал он, - подчинены все
проявления соотносительной
Большую роль в динамике общественного настроения играет, по мнению Бехтерева В.М., социально-психологический феномен внушения, анализу которого он посвятил специальную работу "Роль внушения в общественной жизни". Особенностью внушения в отличие от убеждения, считал он, является его адресность не к логике и разуму личности, не к готовности мыслить и рассуждать, а к ее готовности получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно поэтому, что внушение не нуждается в системе логических доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации. "Внушение действует путем непосредственного присвоения психических состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике" [Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. - СПб, 1908, с. 3]. Сам акт внушающего воздействия одного человека на другого может носить в различной степени осознанный характер. "Внушение есть один из способов влияния одних лиц на других, которое может происходить как намеренно, так и не намеренно со стороны влияющего лица и которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его осознании" [Там же, с. 2].
Наконец, в творчество
Бехтерева В.М. значительное место
занимает проблема особенностей человеческого
поведения в группе. Анализируя черты
групповой, коллективной, массовой психологии,
он неоднократно подчеркивал, что человек,
находясь в большой массе или
даже небольшой группе людей, чувствует,
воспринимает, переживает и ведет
себя несколько иначе, чем наедине
сам с собой. "Не подлежит никакому
сомнению, - писал Бехтерев В.М., - что
в проявлениях нервно-
Итак, социально-психологические
взгляды Бехтерева В.М. о динамике
общественного настроения, роли внушения
в общественной жизни, особенностях
человеческого поведения в
При всем многообразии научных концепций Г.Тарда, Г.Лебона, В.Вундта, Л.Уорда, С.Сигеле, Н.К.Михайловского, В.М.Бехтерева их объединяет стремление объяснить политическое поведение масс психологическим побуждениями, причем преимущественно бессознательными. Разумеется у истоков современной политической психологии стояли и многие другие мыслители. Однако рамки данной статьи не позволяют дать более широкий обзор происхождения политической психологии.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://polit.