Истоки политической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Понятие "политическая психология" в современном обществознании употребляется в двух смыслах: как форма политического сознания и как политическая наука. Политическая психология как форма политического сознания представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях. Политическая психология как политическая наука - это отрасль знаний, изучающая социально-психологическое восприятие людьми политических реалий, исследующая механизмы политического поведения граждан, влияние на него сознания и подсознания. Проблематика политической психологии - механизмы воздействия побуждений, влечений, эмоций и страстей различных социальных групп и целых народов на ход исторического развития, место и роль общественного мнения в политической жизни общества, социальная обусловленность политических настроений масс, динамика их развития и т.п.

Файлы: 1 файл

Истоки политической психологии.docx

— 28.62 Кб (Скачать)

Специфика массовой психологии заключается, по мнению С.Сигле, в ее инстинктивной природе. Способность сознательного и разумного управления поведением людей в условиях толпы неизбежно утрачиваться, настроение и поведение индивида в массе всегда иррационально, т.е. характеризуется неспособностью контролировать поступки и действия. Разгул неизменных побуждений, страстей, влечений, массовой истерии - вот что характеризует толпу. Поэтому массовые скопления людей - благодатная почва для совершения преступных действий. "... Возбуждение и гнев толпы очень глубоко переходит в короткое время, благодаря одному только влиянию численности, в настоящее бешенство" [Там же, с. 55]. Преступные "деяния" в толпе происходят в "состоянии аффекта", что, с точки зрения уголовного права, должно рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство. В связи с этим С.Сигле будучи специалистом в области уголовного права, добился соответствующих статей в итальянское законодательство.

Итак, С.Сигле, подобно Г.Тарду и Г.Лебону, изучал социально-психологические особенности толпы, акцентируя более чем кто-либо на ее отрицательных социально-психологических характеристиках, таких как агрессивность, истеричность, безответственность, иррационализм, анархизм. Свой взгляд на этот социальный феномен он выразил в названии своей главной научной работы "Преступная толпа".

Михайловский  Николай Константинович (1842-1904) - русский  социолог, литератор-публицист, критик, общественный деятель, автор многочисленных работ, которые собраны в многотомник - Полное собрание сочинений в 8 томах, издававшиеся до 1917 года дважды.

В истории социологии он занимает заметное место: как один из создателей "субъективной социологии". Ему принадлежит неоспоримая  заслуга в постановке и разработке ряда политико-психологических проблем. Наибольший интерес в области  политической психологии представляет его теория "героев и толпы", которая нашла отражение в  цикле его статей: "Герои и  толпа" (1882), "К вопросу о героях и толпе" (1889), "Патологическая магия" (1887), "Еще о героях" (1891), "Еще о толпе" (1893).

Суть теории "герои и толпа". "Толпа  не народ, а самостоятельное общественно-психологическое  явление, подлежащее специальному изучению" [Михайловский Н.К. Отклики. Полное собрание сочинений, т.8. - СПб, 1914, с. 25] "Толпой будем называть массу, способную  увлекаться примером ..." [Михайловский Н.К. Герои и толпа. Полное собрание сочинений, т.2. - СПб, 1907, с. 97]. Основную организаторскую нагрузку в деле управления толпой несет вожак, герой. Последний является порождением  толпы, а это в свою очередь дает право говорить о саморегуляции толпы. Герой появляется отнюдь не по собственному желанию. Его выдвижение на историческую арену социально детерминировано. Носителем этих социальных детерминант выступает не вся система социальных отношений, а конкретная толпа. Героя толпа буквально "выдавливает" в определенные моменты исторического процесса. Герои при этом оказываются центром, аккумулирующим умственную и нравственную энергию толпы, ее мозгом.

Главным механизмам общения и взаимодействия между  толпой и героем Михайловский Н.К. считал подражание. Он различает две формы  социально-психологического подражания: автоматическое (неосознанное) и осознанное. Неосознанное подражание более характерно для массового поведения, чем  осознанное. Склонность масс к неосознанному  подражанию объясняется их легкой внушаемостью, при этом немаловажную роль играет "магнетическая сила" самой  личности героя, сила его авторитета.

Значительное  место в рассматриваемой теории "героев и толпы" занимает анализ массового социального настроения. Придавая большое значение фактору  психологического состояния масс в  социальной жизни, их склонности к заражению, внушению, подражанию, Михайловский Н.К. подчеркивал, что дело прежде всего  не в героях, а в особенностях настроения или положения тех  масс, которые идут за ними. Функция  героя, таким образом, заключается  прежде всего в том, чтобы управлять  настроением толпы. Ключом для управления народными массами является способность  героев влиять на их настроения и чувства  в нужную сторону. Героев "создает  та же среда, которая выдвигает и  толпу, только концентрируя и воплощая в них разрозненно бродящие в  толпе силы, чувства, инстинкты, мысли, желания ..." [Михайловский Н.К. Научные  письма. Полное собрание сочинений, т.2. - СПб, 1907, с. 233]. Возможность героя  использовать настроение масс реализуется  в нем в тем большей степени, чем в большей степени герой  выражает стремление масс.

Краткий анализ теории "герои и толпа" свидетельствует  о том, что Михайловского Н.К. интересовала не столько сильная личность, сколько  способы влияния "героя" на толпу. Народ, подчеркивал Михайловский Н.К., пассивен, и что бы его поднять  на действие, необходима не только "автоматическая покорность" и узость интересов, но нужен человек, способный воздействовать на психологию "толпы", и "загипнотизировать" ее, увлечь за собой, т.е. массе нужен  толчок, способный овладеть ее волей  и вызвать подражание [См. подробнее: Парыгин Б.Д., Рудаков Л.И. Н.К.Михайловский о психологическом факторе в историческом процессе История и психология под ред. Поршнева Б.Ф., Анцыфировой Л.И. - М].

Социально-психологические  взгляды Н.К.Михайловского были известны в странах Западной Европы. Габриэль Тард в 1901 г. писал: "... я недавно узнал, что развиваемое здесь положение (о взаимоотношении сильной личности и толпы) было изложено гораздо раньше, еще в 1882 г. известным русским писателем Михайловским" [Тард Г. Личность и толпа. - СПб, 1903, с. 137]. Таким образом, русский социолог исследовал феномен толпы независимо от заподноевропейских социологов. Кроме того, большая заслуга Михайловского Н.К. состоит в том, что он очертил объем и содержание таких социально-психологических понятий как заражение, внушение и подражание.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) - русский психиатр и невролог, основные работы по политико-психологической  проблематике: "Роль внушения в общественной жизни" (1898), "Объективная психология" (1907), "Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки" (1911), "Коллективная рефлексология" (1921).

Бехтерев В.М. предпринял попытку свести законы психологии масс к основным физическим законам (закон инерции, закон противодействия, равного действия и т.п.). Он сравнивал  формы периодичности в физике (броуновское движение, вращение Земли  вокруг Солнца и своей оси, колебание  маятника) с принципами, которым  подчинены в своем развитии личность и общество (изменчивость, инерция, дифференциация, сцепление, отбор).

Особенно большое  внимание в его творчестве занимает исследование общественного настроения как явления групповой и массовой психологии. Он считал, что общественное настроение представляет собой наиболее массовидное социально-психологическое явление. "Будем ли мы иметь перед собой случайно собравшуюся толпу на улице ... или митинг - везде и всюду мы будем встречаться с проявлением общественного настроения" [Бехтерев В.М. Предмет и задача общественной психологии как объективной науки. - СПб, 1911, с. 7].Указывая на неустойчивость, подвижность, частые колебания настроения, Бехтерев В.М. искал причины этих явлений не столько в динамичности и особенностях конкретных социальных отношений, равно как и в психике людей, сколько в свойствах самого настроения и в действии сформулированного им "закона ритма".

"Вообще закону  ритма, - писал он, - подчинены все  проявления соотносительной деятельности  всякого вообще коллектива. Так,  прежде всего, необходимо установить, что настроение коллектива подвергается  периодическим сменам в ту  или иную сторону, что обуславливается  не одними внешними условиями,  которые могут быть в одно  время благоприятными для коллектива, а в другое время неблагоприятными  для него, но и неустойчивостью  самого настроения, которое не  может оставаться бессмено одним и тем же в течение долгих периодов времени" [Бехтерев В.М. Коллективная рефлексия. - Пг, 1921, с. 289].

Большую роль в  динамике общественного настроения играет, по мнению Бехтерева В.М., социально-психологический  феномен внушения, анализу которого он посвятил специальную работу "Роль внушения в общественной жизни". Особенностью внушения в отличие  от убеждения, считал он, является его  адресность не к логике и разуму личности, не к готовности мыслить и рассуждать, а к ее готовности получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно поэтому, что внушение не нуждается в системе логических доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации. "Внушение действует путем непосредственного присвоения психических состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике" [Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. - СПб, 1908, с. 3]. Сам акт внушающего воздействия одного человека на другого может носить в различной степени осознанный характер. "Внушение есть один из способов влияния одних лиц на других, которое может происходить как намеренно, так и не намеренно со стороны влияющего лица и которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его осознании" [Там же, с. 2].

Наконец, в творчество Бехтерева В.М. значительное место  занимает проблема особенностей человеческого  поведения в группе. Анализируя черты  групповой, коллективной, массовой психологии, он неоднократно подчеркивал, что человек, находясь в большой массе или  даже небольшой группе людей, чувствует, воспринимает, переживает и ведет  себя несколько иначе, чем наедине  сам с собой. "Не подлежит никакому сомнению, - писал Бехтерев В.М., - что  в проявлениях нервно-психической  деятельности социальных или общественных групп имеются известные особенности, проистекающие из того, что эта  деятельность проявляется не в индивидах, взятых отдельно друг от друга, а в группах и собраниях лиц, спаянных определенными интересами и действующих и работающих потому сообща, как одно собирательное целое. Можно определенно сказать, что даже личности, входящие в состав того или другого собрания, нередко обнаруживают такие стороны своей нервно-психической деятельности, которые обычно не проявляются в индивидуальной жизни" [Бехтерев В.М. Предмет и задача общественной психологии как объективной науки. - СПб, 1911, с. 7]. Далее Бехтерев В.М. подчеркивал, что наряду с самим фактом наличия индивидов другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Средства социально-психологического общения достаточно многообразны. Он писал: "... устное и печатное или писанное слово, мимика и жесты и ,наконец, действие, возбуждающее подражание, - вот те способы и средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и которыми достигается установление известного взаимоотношения отдельных лиц в общественных группах" [Там же, с. 11].

Итак, социально-психологические  взгляды Бехтерева В.М. о динамике общественного настроения, роли внушения в общественной жизни, особенностях человеческого поведения в группе, средствах социально-психологического общения и т.д. является весомым  вкладом в развитие отечественной  политической психологии.

При всем многообразии научных концепций Г.Тарда, Г.Лебона, В.Вундта, Л.Уорда, С.Сигеле, Н.К.Михайловского, В.М.Бехтерева их объединяет стремление объяснить политическое поведение масс психологическим побуждениями, причем преимущественно бессознательными. Разумеется у истоков современной политической психологии стояли и многие другие мыслители. Однако рамки данной статьи не позволяют дать более широкий обзор происхождения политической психологии.

Список  литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/

Информация о работе Истоки политической психологии