Структура и функции политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:02, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
1. Основные тенденции в трактовке предмета политологии…………………………..3
2. Структура и функции политической науки…………………………………………………….8
3. Методы исследования, используемые политологией………………………………..11
4. Место политологии в системе наук об обществе………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

1. Основные тенденции в трактовке предмета политологии…………………………..3

2. Структура и функции политической науки…………………………………………………….8

3. Методы исследования, используемые политологией………………………………..11

4. Место политологии в системе наук об обществе………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………………………………………….21

Список используемой литературы………………………………………………………………….22

 

 

Введение

 

Политология открыта влиянию со стороны почти всех общественных, а зачастую и естественных наук. Мир политического не может существовать в изоляции, а тесно переплетается с историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие обществоведческие дисциплины в свою очередь на те или иные сферы мира политического. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с философами, социологами, историками. В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

Основные тенденции в трактовке предмета политологии.

В 1857 году в США Ф. Либером была основана кафедра истории и политической науки в колумбийском колледже. Это событие принято считать рождением политологии как самостоятельной академической дисциплины. Позже аналогичные центры стали возникать в Западной Европе. В России развитие политической науки связано с такими выдающимися исследователями, как Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. М. Ковалевский и др. Постепенно политическая наука становилась неотъемлемым элементом западной культуры, фактором обеспечения стабильности и эффективности институтов власти. Однако с момента ее признания в качестве самостоятельной отрасли знания и до настоящего времени не стихают споры о том, что должна изучать политическая наука. В ходе дискуссии некоторые авторы даже сводили роль политической науки к функции иллюстрации содержания юридических дисциплин. Так, французский политолог Ж. Бюрдо заметил, что политическая наука не имеет собственного объекта, представляя собой лишь более плодотворный метод изучения конституционного права.

В 1948 году по инициативе ЮНЕСКО в Париже был проведен международный коллоквиум по проблемам политической науки, который собрал всех ведущих политологов Европы и Америки. На нем была достигнута договоренность о том, чтобы употреблять термин «политическая наука» в единственном числе, а её предметом были названы:

1) политическая теория (политическая  теория и история идей);

2) политические институты (конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, экономические  и социальные функции управления, сравнительный анализ политических  институтов);

3) партии, группы и общественное  мнение (политические партии, группы  и ассоциации, участие граждан  в управлении и администрации, общественное мнение);

4) международные отношения (международная политика, политика  и международные организации, международное  право).

Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохранились. Это было обусловлено национальными особенностями развития политической мысли в различных странах, социально-экономическими, культурными условиями формирования властных институтов.

Дискуссия о предмете современной политической науки не завершена до сих пор. Отсутствие единого понимания обусловлено различием национального политического опыта, который формировал традиции исследования политики в развитых странах. Наибольшее влияние на формирование современного облика политической науки оказали европейская и англо-американская школы.

Европейская традиция несет на себе влияние традиционных направлений развития общественной мысли: философского, юридического, исторического. Своими корнями европейская политологическая школа уходит в государствоведение, поэтому политология сконцентрировала свое внимание на изучении государства, других политических институтов, осуществляющих властные функции. В связи с этим внутри европейской политической науки обозначились два направления в трактовке предмета политологии: сторонники одного из них понимали ее предмет достаточно узко, другого – значительно шире. Последователи традиционных методов анализа отождествляли политологию с наукой о государстве. Представители другого направления трактовали политологию как науку о власти (кратологию).

Однако и те, и другие испытывали немалые трудности в объяснении изменяющейся реальности. Дело в том, что за политическими институтами, которые являются лишь внешними формами политических отношений, подчас невозможно увидеть подлинные причины и реальные движущие силы политических изменений, понять, и чьих интересах используется власть. Сторонники расширительной трактовки сами выражали сомнения по поводу возможности определения власти. Как заметил французский политолог Ф. Бурико – «в своей политической форме власть ставит наиболее грозную загадку».

В тридцатых годах XX века под влиянием технологических и социально-экономических изменений в Европе обнаружился кризис понимания политики через призму властных политических институтов. Важно было понять социальные причины того, кто и почему осуществляет распределение власти внутри общества, каковы последствия того или иного способа распределения и осуществления власти. Эти обстоятельства вызвали интенсивное развитие политической социологии и т. д.

Учитывая новые реальности, французский политолог М. Гравитц пыталась сформулировать обобщенную точку зрения на предмет политологии. «Представляется, – писала она, – что политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений... В предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди». Согласно европейской традиции Политология выступает как одна из наук о политике наряду с политической историей, политической философией, политической социологией и т. д. Для европейской политологической школы характерны исследование общесоциологических, философских аспектов властных отношений, деятельности государства и других политических институтов. Ее выводы отличаются академизмом, претензией на универсальность.

Американской политической науке свойственна большая прагматичность и функциональность выводов. Она создавалась как реакция на политические проблемы, возникавшие при создании американской политической системы и требовавшие своего решения. Определяя политологию как науку о власти, большинство американских исследователей иногда выделяли во властных отношениях функциональные, поведенческие, психологические характеристики. Так, американские ученые Т. Парсонс (1902–1979) и Р. Даль (р. 1915) главную функцию власти видели в распределении ресурсов, обеспечении общего порядка. Они считали, что распределение ресурсов должно осуществляться путем принятия властью важнейших для общества политических решений. Это позволило другому американскому политологу Д. Истону (р. 1917) определить в качестве предмета политической науки способы, которыми принимаются решения для общества, действия властных институтов, а также те последствия, которые они могут вызывать.

В противовес такой широкой трактовке предмета политологии бихевиористы предложили более узкую, сводившую политологию к науке о непосредственно наблюдаемом политическом поведении личности или группы. По мнению бихевиористов, исследование политических структур не имеет смысла, поскольку в основе политической реальности лежат индивидуальная человеческая воля, индивидуальные человеческие страсти, особенно жажда власти и применения силы. Вследствие такого понимания предмета политической науки американская политологическая традиция сравнительно давно обратила внимание на мотивы политического поведения (избирателя, политика), на то, как влияют на индивидуальное поведение форма политических институтов, способы их формирования. В контексте мотивации индивидуального поведения избирателя в американской политологии рассматривались, например, достоинства и недостатки прямых выборов президента или через коллегию выборщиков, т. е. избранных от народа представителей, которые затем выбирают президента.

Политическая наука в США является единой и очень престижной отраслью знания. Она стала неотъемлемой частью американского образа жизни. Только в вузах страны существует более полутора тысяч кафедр политологии. Американская ассоциация политических наук, которая образовалась в 1903 году, объединяет в своих рядах 16 000 индивидуальных и коллективных членов, причем десятая часть их – представители других стран мира. Четвертая часть всех американских политологов занята в правительственных учреждениях, консультативных фирмах, частных компаниях. Это говорит о практической направленности политических исследований в США.

При всех различиях в понимании предмета и структуры политической науки, сложившихся в европейской и американской школах, существует и общее, объединяющее их. Так, большинство исследователей предметом политической науки считает взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих политических взаимодействий выступают институты публичной власти, прежде всего государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, осуществляемых через взаимодействие институтов публичной власти, общества и индивида. Характер взаимодействия участников политического процесса многообразен. Распределение и осуществление власти может происходить в вооруженной борьбе, когда стороны не придерживаются каких-то общих правил, а может основываться на согласии признать и строго выполнять определенные обществом процедуры формирования и осуществления власти.

Политология представляет собой широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. В отличие от других видов социального знания специфика политологии состоит в выявлении природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, т. е. среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.

Будучи единой и интегрированной наукой о политике, политология включает в себя ряд частных дисциплин, которые исследуют те или иные стороны политической действительности. Среди них можно выделить политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, политическую антропологию, историю политических учений и т. д.

В 60-х годах в рамках политической науки начала формироваться прикладная политология. Интегрируя выводы психологии, социологии, кибернетики, она акцентирует внимание на решении конкретных политических проблем: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров, определении моделей поведения избирателей, выявлении значения региональных факторов на политическую жизнь, создании благоприятного политического имиджа, планировании и проведении избирательных кампаний, технологии манипулирования массовым сознанием и т. д.

Таким образом, политология представляет собой единую науку о политике, интегрирующую выводы частных политических дисциплин. Она органично сочетает три уровня знаний о политике:

а) философский уровень, в рамках которого определяются смысл, природа, назначение власти и государства;

б) теоретический уровень, выявляющий место и роль каждого политического института и субъекта, формы и типы функционирования властных отношений;

в) социологический уровень, раскрывающий причины и мотивы политического влияния и поведения индивидов, групп.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и функции политической науки.

 Как любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности, подлежащих рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться различными науками под особым углом зрения, с позиции своего предмета и методов. Объектом политологии является политическая сфера общества и все процессы, которые в ней происходят. Но существует более десяти гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику: например, философия, социология, теория государства и права, история. В связи с этим возникает вопрос о специфике предмета политологии, т.е. того круга проблем, подлежащего всестороннему исследованию.

В отечественной политологии сложились две позиции относительно предмета политологии. Согласно первой, политология - это целостная и интегративная наука о политике, которая включает в себя весь комплекс частичных политических знаний. Сама же политология выступает как междисциплинарное знание, а ее предмет составляет совокупность закономерностей функционирования и развития различных сторон политической деятельности, исследуются отдельными субдисциплины - политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д.

Согласно второй позиции, политология - это общая теория политики, не пытается охватить всю политическую проблематику и имеет свой специфический предмет исследования: закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, механизм властеотношений и взаимодействий между властвующих и подвластными, управляемыми и управляющими . При этом власть рассматривается как сущность феномена политики. Не вступая в дискуссию о политологию, можно высказать мнение, что "широкое" и "узкое" понимание предмета политической науки не противоречат друг другу, а соотносятся как два "концентрические круги" накопления политического знания.

Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку, хотя и внутренне дифференцированную на субдисциплины.

Информация о работе Структура и функции политической науки