Функции и структура политической партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:15, реферат

Краткое описание

Не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие». Они выделили четыре признака партии.

Файлы: 1 файл

функции структруа политической пратии.docx

— 85.71 Кб (Скачать)

Признаки политической партии в современной партологии

Не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно  назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие». Они выделили четыре признака партии.

Первый признак: партия — это организация, то есть достаточно долгое время действующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клик, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак: существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

Третий признак: цель партии — завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Цель партий — завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, тогда как группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы.

Четвертый признак: обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Определение Дж. Лапаломбары и М. Вейнера оказалось достаточно практичным, чтобы объяснить логику политических изменений на основе тех ролей и функций, которые выполняют различные политические силы, и прежде всего партии. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.

Характерные признаки партий, сформулированные Дж. Лапаломбарой и М. Вейнером, и отличающие их от других форм политической организации, не привели к однозначному определению партии в современной политической науке. Наиболее концентрированным и удачным, на наш взгляд, является определение, данное французским политологом Р.-Ж. Шварценбергером: «Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местных уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке».

 

Политические партии существенно  изменили мир политики, создав новые  возможности для влияния граждан  на власть. Дело в том, что прежде права избирателей «заканчивались»  вместе с завершением выборов. Избранный  кандидат вовсе не был обязан подчиняться  воле своих избирателей. Он был просто представителем общества. С образованием партий депутат не пользуется никакой  инициативой, а передает волю партии, опирается на ее поддержку. Поскольку  партии организованны, постольку они  оказались многократно эффективнее  в вопросах мобилизации общественного  мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.

Типы партии: критерии классификации

Мир политических партий чрезвычайно  разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Однако они имеют целью глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. По этому признаку он выделял кадровые и массовые партии.

Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение — проведение и организация предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов имеет обычно «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных по такому принципу, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать подобные партии кадровыми. Боль-

2) предложение альтернативных вариантов  решения возникающих проблем; 3) контроль за действиями властей с точки зрения их соответствия конституции, предвыборным обещаниям; 4) смена существующего правительства на следующих выборах.

Рис. 12.2. Классификация партий (по М. Дюверже и Дж. Сарторри)

Оппозиционные партии не следует путать с авангардными, стремящимися к революционному изменению существующего общественного строя. Авангардные партии отличают наличие строгой партийной дисциплины, демократический централизм, беспрекословное подчинение нижестоящих органов руководству партии, отождествление партии с ее лидером (вождем). Примерами такого типа партий являются коммунистические, а также фашистские партии.

Партии могут различаться по характеру их идеологических доктрин. В них формируется облик желаемого  общества, принципы его функционирования, способы изменения в нем. Революционные партии нацелены на радикальные преобразования в обществе. Реформистские партии предпочитают осуществлять общественные изменения эволюционным путем. Консервативные партии стремятся сохранить существующие порядки, оградить общество от преобразований, полагаясь на естественный ход событий.

Функции партий

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем  экономического, социального и культурного  развития, конкретными историческими и

национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить

некоторые общие функции партий.

Рис. 12.3. Функции политических партий

Наиболее важной представляется функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур.

Это функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций.


Информация о работе Функции и структура политической партии