Политическая власть: сущность, структура, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В современной политологии существует ряд подходов к проблеме власти, которые фокусируют внимание на тех или иных ее аспектах. Например, в бихевиоризме власть трактуется как особый тип поведения людей, при котором одни люди имеют возможность влиять на поведение других, принимая решения, исполнение которых является обязательным для других. Во многих психологических концепциях власть рассматривается как попытка индивида преодолеть комплекс неполноценности в форме господства или подчинения. Марксизм, объясняя феномен власти, акцентирует внимание на отношениях собственности, на экономическом господстве определенных классов. Системный подход трактует власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на достижение социально значимых целей. Структурный функционализм интерпретирует власть как способ самоорганизации человеческого сообщества, характеризующийся целесо-образностью разделения руководящих и исполнительских функций, т.е. как особого рода отношения между управляющими и управляемыми. Конфликтологический подход трактует власть как возможность принимать решения, регулирующие распределения благ в условиях конфликта. В телеологическом понимании власть -- это достижение поставленных целей, в реляционистском - возможность субъекта оказывать влияние на объект с помощью определенных средств.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 19.01 Кб (Скачать)

1.1 Политическая власть: сущность, структура, функции

 

Проблема власти и властных отношений является центральной  в политологии. Власть - важнейшее  средство осуществления политики. Она  дает ключ к пониманию сущности и  предназначения политической системы  общества. Это обусловлено взаимосвязью и нераздельностью политики и  власти. Проведение в жизнь собственной  политической линии, реализация своих  коренных интересов, управление обществом  невозможны без обладания властью.

 

В современной политологии  существует ряд подходов к проблеме власти, которые фокусируют внимание на тех или иных ее аспектах. Например, в бихевиоризме власть трактуется как  особый тип поведения людей, при  котором одни люди имеют возможность  влиять на поведение других, принимая решения, исполнение которых является обязательным для других. Во многих психологических концепциях власть рассматривается как попытка  индивида преодолеть комплекс неполноценности  в форме господства или подчинения. Марксизм, объясняя феномен власти, акцентирует внимание на отношениях собственности, на экономическом господстве определенных классов. Системный подход трактует власть как способность  системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на достижение социально значимых целей. Структурный функционализм интерпретирует власть как способ самоорганизации  человеческого сообщества, характеризующийся  целесо-образностью разделения руководящих и исполнительских функций, т.е. как особого рода отношения между управляющими и управляемыми. Конфликтологический подход трактует власть как возможность принимать решения, регулирующие распределения благ в условиях конфликта. В телеологическом понимании власть -- это достижение поставленных целей, в реляционистском - возможность субъекта оказывать влияние на объект с помощью определенных средств.

 

Многообразие подходов к  определению власти обусловлено  сложностью данного феномена. При  определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному  средству, которое использует человек  в тех или иных ситуациях для  достижения собственных целей. Из множества  определений власти одним из наиболее часто употребляемых является определение  власти как способность и возможность  осуществлять свою волю, оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью  авторитета, права, насилия.

 

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и  регулятивно контрольным началом  политики. Власть присуща организации  общества и необходима для поддержания  его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование  общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

 

Таким образом, власть представляет собой влияние особого рода -- принудительное влияние. Это право  и возможность повелевать, распоряжаться  и управлять. Концентрированным  выражением властных отношений являются отношения управления -- исполнения, которые иногда выражены в более жесткой форме господства -- подчинения. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу. Наиболее важным видом власти является политическая власть.

 

Политическая власть - это  реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями  этих качеств. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти.

 

Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через  деятельность партий, общественных организаций  различного типа. Государственная власть - своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный  аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает  монопольным правом разрабатывать  законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная  власть означает определенную организацию  и деятельность в осуществлении  целей и задач этой организации.

 

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура  общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия  на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти - это потенциальные основания  власти, то есть средства, которые могут  быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Между  источниками и ресурсами власти не существует резкого разграничения. Диапазон ресурсов власти существенно  зависит от носителя власти. Центральные  государственные органы в случае необходимости могут задействовать  широкий арсенал ресурсов (экономических, культурно-информационных, демографических, принудительных и т.д.), что не под  силу другим видам власти. В государствах с развитым гражданским обществом  распространенным ресурсом власти является ресурс типа интереса. В таком обществе обращение к интересу становится основным содержанием властных отношений.

 

Рационально организованная власть принимает решения, учитывая все интересы: общие, групповые, индивидуальные. В обществах с развивающейся  экономикой и устоявшимися традициями индивидуализма отчетливо прослеживается действие двух основных ресурсов власти: материального интереса и его  символа -- денег, с одной стороны, и принуждения и страха - с другой. Дополнительными ресурсами власти являются чувства: национальные, религиозные, ненависть, зависть, недовольство, энтузиазм  и др. Степень эффективности различных  типов ресурсов власти зависит от условий реализации, верно выбранного объекта и времени воздействия  на него.

 

Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал. Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти - это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

 

К существенным характеристикам  политической власти относятся ее функции, которые иногда называют формами  проявления власти. Речь идет о таких  функциях, как господство, руководство, управление, организация, контроль и  другие. Среди них приоритетное значение имеют господство и руководство, разное соотношение которых в  той или иной стране выражается в  формировании различных политических режимов.

 

Принуждение как метод  властвования предполагает, что субъект  власти заставляет подвластных выполнить  его волю, прибегая к использованию  силы или к угрозе ее применения. В таких случаях подвластные  практически лишены выбора между  подчинением и неподчинением. Принуждение  может быть физическим и психическим. При физическом принуждении властвующий  воздействует на личную или материальную сторону бытия подвластного.

 

Способы реализации физического  принуждения разнообразны: репрессии, лишение жизни и/или свободы, исключение из организации, штрафы, увольнения и  т.п. Психическое принуждение представляет собой такое властное воздействие, при котором объект власти подчиняется  субъекту, чтобы предотвратить негативные последствия, которые неминуемо  будут претворены в жизнь в  случае неповиновения. Распространенным видом психического принуждения  является воздействие общественного  мнения, которое осуждает, порицает и даже подвергает остракизму людей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе норм. На ранних этапах развития общества преобладал метод принуждения, а в настоящее  время с ростом политической активности масс, с развитием партийных систем, групп давления политическая власть чаще использует убеждение.

 

Убеждение - это такой метод  властвования, при котором субъект  власти с помощью рациональных доводов  объясняет подвластным, что предлагаемые им варианты действий в данных конкретных ситуациях являются наиболее оптимальными. Подвластные в таких случаях  имеют право выбора различных  вариантов поведения. Рационально  организованная политическая власть управляет  обществом, учитывая интересы всех субъектов  властных отношений. При этом в демократическом  обществе превалирует не навязывание  одной и подавление другой воли, а согласие и компромисс.

 

Социальное предназначение политической власти состоит в ведении  общих дел, регулировании отношений  между государством и обществом, между социальными группами с  целью обеспечения общественного  порядка и стабильности, прогрессивного развития. Это находит свое выражение  в функциях политической власти. Наиболее важными из них являются следующие: управление делами государства и  общества; поддержание гражданского мира и общественного порядка; выявление, локализация и разрешение конфликтов в обществе; обеспечение общественного  согласия, консенсуса; принуждение  во имя социально значимых целей  и сохранения стабильности. Это осуществляется путем следующих форм проявления политической власти: господства, руководства, управлении, организации и контроля, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм. От того, как функционирует власть, во многом зависят открытость или закрытость общества, тип политического режима, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение властей, роль оппозиции.

 

Эффективное функционирование политической власти в современном  обществе невозможно без проведения в жизнь принципа разделения властей, предусматривающего распределение  труда и разделение функций между  институтами власти. В классическом виде идею разделения властей сформулировал  Ш.Монтескье. Он обосновал, что в государстве должны существовать независимо друг от друга законодательная власть (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей, закрепляющее за каждой ветвью власти выполнение строго определенных функций, невмешательство в работу других ветвей власти, создающее систему сдержек и противовесов, предотвращает монополизацию власти одной из сторон. Принцип разделения властей закреплен в конституциях многих современных государств, в том числе и в РФ.

 

В обществе существует разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали -- на общенациональную (центральную), региональную и местную. Такое разделение властей также  способствует оптимизации управления обществом. Это обусловлено тем, что нередко именно местная власть обеспечивает эффективный механизм реализации политических решений, публично декларируемых центральным государственным  аппаратом.

 

Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает  полностью ее содержание. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров и т.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и  его органы. Гражданское общество регулируется государством в значительно  меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает  преимущественно гражданское общество.

 

Субъект и объект политической власти. Политическая власть реализуется  посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Политическая власть обладает рядом  особенностей:

 

- верховенство, обязательность  решений политической власти  для всякой иной власти;

 

- право на легальное  использование насилия против  антиобщественных элементов;

 

- публичность (всеобщность  и безличность). Политическая власть  обращается от имени всего  общества с помощью права ко  всем гражданам;

 

- наличие единого центра  принятия решений;

 

- выполнение роли арбитра  в конфликтах между представителями  различных социальных групп;

 

- многообразие используемых  ресурсов;

 

- обеспечение максимальной  стабильности общества как целого  в рамках существующих отношений  собственности, действующих законов  и конституции.

 

В зависимости от степени  вовлечения в политическую жизнь  общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъекты политической власти (как и любого другого вида власти) являются ее непосредственными носителями и творцами. Субъекта политической власти отличает стремление к власти как к средству для реализации своих целей, компетентность, профессионализм, готовность взять на себя ответственность  за последствия проводимой им политики, авторитет.

 

Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и  организации; правящая элита, бюрократия, лобби; политические лидеры; отдельные  личности (граждане) в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять  власть в свои руки в условиях политического  кризиса, сопровождающегося вакуумом власти).

 

В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том  случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами -- если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим  субъектом политической власти, но в то же время оно выступает  и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных  партий, организаций, требующих проведения определенных реформ.

Информация о работе Политическая власть: сущность, структура, функции