Социальные институты: сущность, структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:34, реферат

Краткое описание

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:

- история - изучение влияния времени на общество,

- экономика - изучение влияния экономических отношений, в которые вступают люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)

Оглавление

Введение.

2. Понятие социального института.

3. Структура и сущность социальных институтов

4. Функции социального института.

5. Заключение.

6. Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Институт  открытого и дистанционного образования 
 
 
 
 

/ 

Реферат

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

На тему «Социальные институты: сущность, структура и функции» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         Выполнил:

              Студент группы _149____________

              Ф.И.О.______Чернова Т.А.__ 
               
               
               
               
               
               
               

Челябинск

2010

 

Содержание 

1. Введение.

2. Понятие социального  института. 

3. Структура и сущность социальных институтов

4. Функции социального института.

5. Заключение.

6. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

Социология - это  наука о закономерностях становления  и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» - это общество, а с греческого «logos» - это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Основной целью  социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:

- история - изучение  влияния времени на общество,

- экономика - изучение влияния экономических отношений, в которые вступают люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)

- политология  - изучение влияния политической  власти на людей и социальные  группы,

- психология - изучение  поведения человека в группе, обществе,

- религия - изучения  влияния религиозной культуру  на общество (влияние церкви, сект) и т.д.

Кроме изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения  в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к ним можно отнести:

- потребность  в материальных благах, что заставляет  людей закреплять и поддерживать  производственные отношения;

- потребность  социализировать подрастающее поколение  и воспитывать молодежь на  образцах культуры группы, что заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения и отношения обучения молодых людей.

       На основе таких отношений появляются различные виды социальных связей в обществе (экономические, политические, культурные, религиозные и т.д.). Т.е. внутри социального общества устанавливаются связи от семьи до системы религии и государства. Такие связи еще называют социальными институтами. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Поэтому изучение социального института и институциональных связей является одной из основных задач социологии. 

        1. Понятие социального института

  
     Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) – это  сторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.  
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1) Одним из  необходимых условий появления  социальных институтов служит  соответствующая социальная потребность.  Институты призваны организовывать  совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

2) Социальный  институт образуется на основе  социальных связей, взаимодействия  и отношений конкретных лиц  индивидов, социальных групп и  иных общностей. Но он, как и  другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. 
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

   Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.). 
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.
 

3. Структура и сущность  социальных институтов

 
       Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института.

1. Каждый институт  имеет свою цель деятельности.

2. Он четко  определяет функции, права и  обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

3. Социальный  институт обладает определенными  средствами и учреждениями для  достижения цели. Они могут быть  как материальными, так и идеальными, символическими.

4. Институт располагает  определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов [см.: 312. С.107].

Наглядным примером может служить наука как социальный институт, подробно рассмотренная И.И.Лайманом в его работе «Наука как социальный институт» (Л., 1971). Специфическая цель науки — познание законов объективной действительности для удовлетворения общественной практики. Данная цель тесно связана с кругом функций, направленных на превращение науки в непосредственную производительную силу, орудие научного руководства всеми социальными явлениями. Разработаны права и обязанности определенных лиц в зависимости от роли, выполняемой в рамках данного института (академик, член-корреспондент, доктор, кандидат наук, старший научный сотрудник, лаборант и т.д). Учреждения науки — это академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории, различные научные общества, издательства, библиотеки, музеи и т.д. Материальными средствами выступают — техника, здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны. При этом символическими средствами являются научная терминология, научная символика, системы мер, различные формы «технического языка» (графики, чертежи, кимограммы и т.п.), а идеальными — логика и методология научного познания. Санкции, система поощрения, средства и способы контроля в науке разрабатываются в зависимости от уровня развития общества (ученые звания, зашита авторских прав, борьба с плагиатом и т.п.).

Социальные институты  можно рассматривать как со стороны  внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной деятельности. Внешне социальный институт представляет собой «совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях». Данные стандарты поведения нормативно урегулированы и закреплены нормами права и другими социальными нормами. Рассмотрим в качестве примера юстицию как социальный институт. С внешней стороны она представляет собой совокупность лиц (судьи, адвокаты, обвинители и др.), учреждений (прокуратуры, суды и др.), материальных средств (финансы, униформа судьи, машины для перевозки заключенных и др.), осуществляющих правосудие, а с внутренней (содержательной) — совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Стандарты поведения данных лиц находят выражение в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль прокурора, судьи, адвоката, присяжного заседателя, заключенного и т.д.).

Кроме наличия  устойчивой внутренней структуры, социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций.

 
            4. Функции и дисфункции социальных институтов.

 
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) Воспроизводство  членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является  семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.  
2) Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство  и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.

Информация о работе Социальные институты: сущность, структура и функции