Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:34, реферат
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:
- история - изучение влияния времени на общество,
- экономика - изучение влияния экономических отношений, в которые вступают люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)
Введение.
2. Понятие социального института.
3. Структура и сущность социальных институтов
4. Функции социального института.
5. Заключение.
6. Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Институт
открытого и дистанционного образования
/
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
На
тему «Социальные институты:
сущность, структура
и функции»
Студент группы _149____________
Ф.И.О.______Чернова
Т.А.__
Челябинск
2010
Содержание
1. Введение.
2. Понятие социального института.
3. Структура и сущность социальных институтов
4. Функции социального института.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1. Введение
Социология - это
наука о закономерностях
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:
- история - изучение влияния времени на общество,
- экономика - изучение влияния экономических отношений, в которые вступают люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)
- политология - изучение влияния политической власти на людей и социальные группы,
- психология - изучение поведения человека в группе, обществе,
- религия - изучения влияния религиозной культуру на общество (влияние церкви, сект) и т.д.
Кроме изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к ним можно отнести:
- потребность
в материальных благах, что заставляет
людей закреплять и
- потребность
социализировать подрастающее
На основе таких отношений появляются
различные виды социальных связей в обществе
(экономические, политические, культурные,
религиозные и т.д.). Т.е. внутри социального
общества устанавливаются связи от семьи
до системы религии и государства. Такие
связи еще называют социальными институтами.
Именно социальные институты поддерживают
совместную кооперативную деятельность
в организациях, определяют устойчивые
образцы поведения, идеи и стимулы. Поэтому
изучение социального института и институциональных
связей является одной из основных задач
социологии.
Социальные институты (от
лат. institutum - установление, учреждение)
– это сторически сложившиеся устойчивые
формы организации совместной деятельности
людей. Термин "социальный институт"
употребляется в самых разнообразных
значениях. Говорят об институте семьи,
институте образования, здравоохранения,
институт государства и т. д. Первое, чаще
всего употребляемое значение термина
"социальный институт" связано с
характеристикой всякого рода упорядочения,
формализации и стандартизации общественных
связей и отношений. А сам процесс упорядочения,
формализации и стандартизации называется
институционализацией.
Процесс институционализации включает
в себя ряд моментов:
1) Одним из
необходимых условий появления
социальных институтов служит
соответствующая социальная
2) Социальный
институт образуется на основе
социальных связей, взаимодействия
и отношений конкретных лиц
индивидов, социальных групп и
иных общностей. Но он, как и
другие социальные системы, не может быть
сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий.
Социальные институты носят надиндивидуальный
характер, обладают своим собственным
системным качеством. Следовательно, социальный
институт представляет собой самостоятельное
общественное образование, которое имеет
свою логику развития. С этой точки зрения
социальные институты могут быть рассмотрены
как организованные социальные системы,
характризующиеся устойчивостью структуры,
интегрированностью их элементов и определенной
изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы их основные
элементы? Прежде всего, это система ценностей,
норм, идеалов, а также образцов деятельности
и поведения людей и других элементов
социокультурного процесса. Эта система
гарантирует сходное поведение людей,
согласовывает и направляет в русло их
определенные стремления, устанавливает
способы удовлетворения их потребностей,
разрешает конфликты, возникающие в процессе
повседневной жизни, обеспечивает состояние
равновесия и стабильности в рамках той
или иной социальной общности и общества
в целом. Само по себе наличие этих социокультурных
элементов еще не обеспечивает функционирование
социального института. Для того, чтобы
он работал, необходимо, чтобы они стали
достоянием внутреннего мира личности,
были интернализованы ими в процессе социализации,
воплотились в форму социальных ролей
и статусов. Интернализация индивидами
всех социокультурных элементов, формирования
на их основе системы потребностей личности,
ценностных ориентаций и ожиданий является
вторым важнейшим элементом институционализации.
3) Третьим важнейшим элементом институционализации
является организационное оформление
социального института. Внешне социальный
институт представляет собой совокупность
лиц, учреждений, снабженных определенными
материальными средствами и выполняющими
определенную социальную функцию.
Так, институт
высшего образования состоит из определенной
совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего
персонала, чиновников, которые действуют
в рамках таких учреждений, как вузы, министерство
или Госкомитет по высшей школе и т. д.,
которые для своей деятельности располагают
определенными материальными ценностями
(зданиями, финансами и т. д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется
наличием цели своей деятельности, конкретными
функциями, обеспечивающими достижение
такой цели, набором социальных позиций
и ролей, типичных для данного института.
3. Структура и сущность социальных институтов
Каждый социальный
институт как организованная социальная
система характеризуется устойчивой структурой
и обладает набором определенных составных
элементов, более или менее оформленных
в зависимости от типа института.
1. Каждый институт имеет свою цель деятельности.
2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.
3. Социальный
институт обладает
4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов [см.: 312. С.107].
Наглядным примером
может служить наука как
Социальные институты можно рассматривать как со стороны внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной деятельности. Внешне социальный институт представляет собой «совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях». Данные стандарты поведения нормативно урегулированы и закреплены нормами права и другими социальными нормами. Рассмотрим в качестве примера юстицию как социальный институт. С внешней стороны она представляет собой совокупность лиц (судьи, адвокаты, обвинители и др.), учреждений (прокуратуры, суды и др.), материальных средств (финансы, униформа судьи, машины для перевозки заключенных и др.), осуществляющих правосудие, а с внутренней (содержательной) — совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Стандарты поведения данных лиц находят выражение в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль прокурора, судьи, адвоката, присяжного заседателя, заключенного и т.д.).
Кроме наличия устойчивой внутренней структуры, социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций.
4. Функции и дисфункции
социальных институтов.
Каждый институт выполняет свою,
характерную для него социальную
функцию. Совокупность этих социальных
функций складывается в общие
социальные функции социальных институтов
как определенных видов социальной
системы. Эти функции очень многообразны.
Социологи разных направлений стремились
как-то классифицировать их, представить
в виде определенной упорядоченной системы.
Наиболее полную и интересную классификацию
представила так называемая "институциональная
школа". Представители институциональной
школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг
и др.) выделили четыре основных функции
социальных институтов:
1) Воспроизводство
членов общества. Главным институтом,
выполняющим эту функцию,
2) Социализация – передача индивидам
установленных в данном обществе образцов
поведения и способов деятельности - институты
семьи, образования, религии и др.
3) Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.
Информация о работе Социальные институты: сущность, структура и функции