Политическая власть: сущность и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:21, реферат

Краткое описание

Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

12. Политическая власть: сущность и структура.

Сущность  политической власти, ее признаки

Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение  людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений. 
Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении - племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов над гражданами и т.д. - ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин "власть" имеет много разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом - орган власти, в третьем - право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц.

В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп  и классов посредством экономических, идеологических и организованно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. 
Власть - это:  
способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;  
механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом или группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;  
производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов;  
система властных органов;  
лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями;  
знание-власть и коммуникационная власть - комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи. 
Власть складывается и существует в различных областях человеческой жизни, проявляется в различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество). 
В зависимости от источников многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др. 
По характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическая и др. 
По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная. 
По своему объему выступает как семейная, национальная, международная и др. 
По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия и др.)  
Основные разновидности власти: политическая, экономическая, военная. духовная, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др. 
Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. 
Власть включает директивный, функциональный и коммуникативный аспекты. 
Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия и прав на их использования. 
Функциональное измерение власти состоит в ее понимании как способности и умения реализовать функцию общественного управления на практике - поддерживать и развивать политическую систему, формировать цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти. 
Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что ее отправление идет путем общения с использованием нормативного языка, понятного обеим сторонам данного общественного отношения. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий. 
Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Концептуальные подходы к интерпретации политической власти с известной долей условности можно разделить на два основных класса. Во-первых, это атрибутивно-субстациональные теории власти, трактующие власть как атрибут, качественное свойство влияния субъекта. Во-вторых, это реляционные концепции, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на том или ином коммуникативном уровнях. 
Итак, в политической науке выделяются следующие направления понимания и рассмотрения власти:  
бихевиористское (поведенческое): власть - особый тип поведения людей, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;  
инструменталистское, воздействующее: власть - возможность использование определенных средств, в частности насилия;  
структуралистское: власть - особый род отношений между управляющими и управляемыми, иерархический срез;  
функционалистское: власть - способность мобилизовать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом;  
конфликтное: власть - возможность принятия субъективных решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях;  
телеологическое: власть - это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти;  
коммуникативное: власть - феномен, определяемый характером и направленностью коммуникативных потоков, деятельностью средств массовой информации и коммуникации. 
Источник власти заключается в существующих в существующих общественных отношениях, структура которых оказывает решающее воздействие на сущность и характер власти, на функционирование системы социального управления как в обществе в целом, так и в составляющих его общностях.

 

Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы  власти.

Власть может осуществиться  только через взаимодействие субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю относительно объекта через приказ (распоряжение, команду), что сопровождается угрозой санкции в случае его невыполнения.

Источником власти субъекта может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традиции (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать разнообразные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, владение какой-либо информацией. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы.

Возрастание роли экспертов-носителей  уникальных знаний в каких сферах жизни привело к появлению  таких разновидностей власти, как экспертократии и меритократия. Однако монополия на информацию, секретные знания может стать основой абсолютной власти. Для современного общества характерно усиление роли знаний, а соответственно, и власти над индивидуумом.

Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: ее первичный уровень выраженный индивидами, вторичный-политическими организациями, субъекты более высокого уровня - политические элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по другим критериям. Они могут быть и через призму их публичности, открытости для общества.

С этой позиции можно выделить:

  • открытую (видимую) власть : непосредственные участники осуществления политической власти - публичные политики: президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских фракций и т.п.;
  • напивприхованого власть, под которой понимаются группы давления, использующих различные каналы влияния - от законных (через СМИ, взаимодействие с представителями власти, демонстрации, инициативы, пожертвования в избирательные фонды партий и политиков) к незаконным (подкуп, шантаж) на официальную власть. В связи с этим употребляется понятие лоббизм, под которым понимают давление со стороны определенных групп интересов на государственную и исполнительную власть с целью принятия выгодных для групп решений.
  • теневую власть, которая себя не афиширует. К подобному "теневого сектора" власти можно отнести, например, органы национальной безопасности, которые используют свои знания о положении в стране для манипулирования политическими лидерами; армейские группировки, криминальные структуры, если они имеют рычаги давления на власть.

Власти не может быть без подчинения объекта. Способность к подчинению зависит от нескольких факторов: средств (ресурсов) влияния, которыми располагает субъект, и от мотивации подчинения, которая может быть вызвана:

  • страхом за свою безопасность, страхом остаться без определенных благ;
  • привычкой выполнять приказы;
  • апатией;
  • убеждением в необходимости подчинения;
  • заинтересованностью, чтобы быть в подчинении;
  • чувством долга;
  • авторитетом субъекта власти.

Власть, построенная на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, так как предусматривает добровольное исполнение распоряжений, делает лишним применения негативных санкций. Одной из наиболее приемлемых для власти мотиваций подчинения является авторитет субъекта власти.

Ресурсы власти представляют собой все то, что может быть использовано для воздействия на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия.

В первом случае используются такие ресурсы, как:

  • силовое принуждение - потеря любых благ, телесные наказания (история человечества знает множество примеров этого - пытки, концлагеря), смертная казнь, ограничение свободы, штрафы, отлучение от церкви, увольнение с работы и т.п.;
  • закон - традиция, обычай;
  • стимулирование - создание стимулов, которыми выступают материальные и другие блага, которыми объект власти награждается в обмен на поведение. Ресурс вознаграждения широко используют родители, преподаватели, руководители организаций, политики.

Скрытое воздействие  предполагает использование методов  убеждения, то есть рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования: господство, влияние и стимулирования.

Существуют и другие классификации ресурсов. Например, ресурсы подразделяются в зависимости от сфер жизнедеятельности.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы - социальные и демографические структуры, социальная инфраструктура: образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ.

Административно-правовые ресурсы - система управления, совокупность властных учреждений.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, внутренние войска, спецслужбы, суд и прокуратура с их материальными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами).

13. Механизм осуществления  политической власти.

4.2 Механизмы  осуществления политической власти

 

В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники  власти, основания власти и ресурсы власти.

В качестве субъектов  власти могут выступать государство  и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и  социальные группы, а также большие  массы людей - население той или  иной территории или целого государства.

Источниками власти могут  быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и  т.д.

Основания власти и ресурсы  власти понятия близкие, но не совпадающие  полностью. Под основаниями власти понимают тот фундамент, на котором базируются источники власти. Ресурсы власти - это конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей. Известны несколько типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др. Следовательно, политическая власть в государстве держится не только принуждением, но и тем, что имеет в своем распоряжении эти ресурсы [2].

Рассмотрим по порядку  содержание этих ресурсов:

а) экономические - способность  государственной власти распоряжаться  определенным объемом материальных благ, осуществляя регулирование экономики и перераспределяя национальный продукт. Экономические ресурсы, прежде всего собственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти;

б) социальные ресурсы  власти - это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей.

в) информационные - контроль государственной власти за информацией  и средствами ее распространения (напрямую - через цензуру, косвенно - через финансирование и предоставление льгот лояльным изданиям):

г) принудительные (силовые) - специальные институты принуждения (полиция, армия, госбезопасность, суды, прокуратура, тюрьма и т.д), а также  специально подготовленные для этого  люди и средства (оружие, тюрьмы, электрический стул, гильотина и т.д.);

д) демографические ресурсы - это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических  ресурсов является подбор и расстановка  кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления;

ж) Правовые ресурсы - это  законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства  т.д.), признаваемые большинством общества, которые используются властью в  процессе своего функционирования.

В типологии известного политолога А.Этциони правовые нормы  вместе с ценностными ориентациями, определяющими поведение людей, включены в состав нормативных ресурсов. Наряду с этими ресурсами он выделяет также утилитарные и принудительные ресурсы власти. К утилитарным Этциони относит различные экономические и социальные блага, а к принудительным - штрафные санкции, используемые властью для достижения своих целей [2].

В зависимости от того, какой из ресурсов субъект использует для воздействия на объект, выделяют различные виды власти:

) экономическая власть;

) социальная власть;

) информационная власть;

) принудительная (силовая)  власть;

) правовая власть.

Помимо этого, в качестве форм осуществления власти, которые  она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль.

Рассмотрим подробнее  конкретное содержание этих форм:

) Руководство - деятельность, состоящая в определении общих  направлений деятельности подчиненных  определенному лицу (президенту, премьер-министру), институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование и т.д.).

) Управление предполагает  деятельность, направленную на решение  текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах.

) Координация - деятельность  специальных учреждений и лиц  по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой-то одной определенной или близких по смыслу проблем).

Информация о работе Политическая власть: сущность и структура